ОАЭ - как модель государства солидарного социализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях: на научном - как идею и ее развитие в различных концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА І.
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ИНДИКАТОРЫ

I.I
Сущность социального государства

I.II
Концепция социального государства и политики всеобщего благоденствия

I.III
Индикаторы социального государства

ГЛАВА II
ОАЭ-КАК МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВА СОЛИДАРНОГО СОЦИАЛИЗМА

II.I
История образования ОАЭ

II.II
Признаки солидарного социализма в государственной политике ОАЭ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ОАЭ-социальная модель государства.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 Социал-демократические  партии рассматривают социальное  государство как ступень к своей главной цели - демократическому социализму. Государственная власть, заявляют они, призвана подготовить условия для перехода к социальной демократии, при которой демократические методы управления будут применяться во всех сферах общественной жизни. Одновременно подчеркивается, что социальная политика является не услугой или милостью со стороны государства, а его прямой обязанностью, вытекающей из предоставленных гражданам социальных прав. Теоретики социал-демократии разрабатывают идеи правового социального государства, ответственного перед своими гражданами, и возлагают на него обширный круг задач, вплоть до утверждения в обществе отношений социальной справедливости.

 Промежуточное  положение между позициями неолибералов  и социал-демократов занимают  концепции, выдвинутые идеологами  средних классов. В идеологии  именно этих слоев сложилась теория государства благоденствия. Она возникла в 50-е годы - в период экономического подъема в странах Западной Европы и США.

 Одним из  создателей теории государства  благоденствия был шведский экономист  и государственный деятель Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987), автор известной книги "За пределы государства благоденствия". Суть теории общественного благоденствия заключается в том, чтобы "мирно и без революции - а фактически взамен революции - проводить в капиталистическом государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику страны в соответствие с интересами большинства граждан".

 Мюрдаль  доказывал, что государственное  вмешательство необходимо для  поддержания равновесия и стабильного роста экономики. Планирование в экономике призвано урегулировать деятельность крупных объединений и не затрагивает, следовательно, индивидуальной свободы.

 Всеобщее  избирательное право и рост  общественного благосостояния, утверждал  Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть его функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного самоуправления и добровольным объединениям граждан. Политический процесс в наиболее развитых государствах благоденствия (к ним Мюрдаль относил Швецию и Великобританию) поставлен под "расширяющийся народный контроль".

 Американский  социолог Даниел Белл в своей  книге "Конец идеологии"  как и Мюрдаль, называл отличительными  признаками государства благоденствия  смешанную экономику, децентрализацию политической власти и отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения интересов всех социальных слоев.

 Экономический  кризис 70-х годов и последовавшие  за ним события опровергли  многие положения, содержавшиеся в теории государства благоденствия. В настоящее время она утратила целостный характер и развивается преимущественно в исследованиях, посвященных отдельным проблемам общественного благополучия - компенсаторной и распределительной справедливости (Дж. Роулс), прав граждан на равную долю социального благоденствия (Р. Дворкин) и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.III Индикаторы социального государства

   

Социальность  изначально присуща государству. Оно  постепенно вызревало сначала, видимо, в сравнительно небольших сообществах людей, во-первых, в частности для решения "общих дел", а, во-вторых, для введения неизбежной состязательности объективно неравных индивидов и их групп в определенные рамки (в том числе правовые), чтобы их противоборство не привело к анархии и распаду самого общества.

К конституционным  и фактическим индикаторам (показателям, признакам) социального государства  относятся:

Первый - положение  о социальной функции частной  собственности.

Второй индикатор  – конституционное закрепление  социально-экономических прав человека и гражданина - на труд, отдых, образование, здравоохранение, государственные пенсии и др.

Третий индикатор - социальное партнерство (иногда говорится  о социальной солидарности).

Четвертый индикатор - социально-экономическое равноправие и одновременно выравнивание фактического уровня жизни индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества.

Пятый индикатор - социальная справедливость.

Шестой индикатор  – создание социально ориентированной экономики.

Седьмой индикатор - социальное государство должно выступать  социально-политическим арбитром в  обществе.

Восьмой индикатор - социальные обязанности и социальная ответственность

Девятый индикатор - это высоко технологичное государство  и инновационное государство.

 

 

 

ГЛАВА II.ОАЭ-КАК МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВА СОЛИДАРНОГО СОЦИАЛИЗМА

II.I История  образования  ОАЭ

Ближний Восток чаще всего ассоциируется не с  субъектом, а объектом геополитики  с характерным проявлением терроризма, войной в Ираке и израильско-палестинским конфликтом. На Западе сложилось убеждение, что мусульманский мир, несмотря на богатые энергетические ресурсы, не способен создать эффективную экономическую модель, а местные жители не расположены к бизнесу. Однако это далеко не так. Арабский Ближний Восток совершил фантастический бросок в будущее, за которым не успевают сложившиеся западные стереотипы.

 Распространен устойчивый  западный миф о неспособности  мусульман построить процветающее  государство,  а успех некоторых  из них связывают исключительно с богатыми энергетическими ресурсами. Но нефть есть и в других государствах, включая Россию, но от этого жизнь простых граждан не всегда изменяется в лучшую сторону. Во-вторых, и на Ближнем Востоке Саудовская Аравия добывает значительно больше нефти, чем соседние арабские государства, а уровень и качество жизни значительно ниже.

 Самым процветающим  государством Ближнего Востока  стал не Израиль, опирающийся  на поддержку Соединенных Штатов, а Объединенные Арабские Эмираты,  где монархия построила «светлое будущее» авторитарного капитализма на принципах арабского солидарного социализма.  В борьбе за лидерство  на Ближнем Востоке победили бедуины (арабы-сунниты) Эмиратов. Функции экономической столицы региона перешли от Бейрута к Стамбулу и, наконец, к Дубаю. Промышленной столицей Ближнего Востока стал другой арабский город Джубайла (Саудовская Аравия), расположенный так же  на берегу Персидского залива.

 

Прошлое бедуинов. Арабами  называют население Ближнего Востока, говорящее на арабском языке. Большая часть населения Сирии,  Ирака и Северной Африки  является смесью древних этносов в зоне контакта. Потомками истинных арабов являются бедуины Аравии.

 Среди первых бедуинских  племен Персидского залива (Арабского  моря) племена Абу-Даби и Рас-эль-Хайм известны с средневековья.  Эмират Шарджа является самым древним, стал независимым в 1727 г. Британцы разгромили местный прославленный флот бедуинов, указавших путь португальцам в Индию. Они нанесли сокрушительный удар племени Кавасим, уничтожив весь их флот в 300 судов водоизмещением от  пятисот до тысячи тонн и запретили иметь крупные торговые суда. «Цивилизованные» европейцы обрекли бедуинов  на нищенское сосуществование, а сами под сенью «Веселого Роджера» пиратствовали в водах Арабского моря, при этом  окрестив эмиратский берег «пиратским». После этих трагических событий в 1819 году эмираты Аджман и Умм-эль-Кайвайн обрели независимость от Рас-эль-Хаймы.

 В 1833 году  племя Аль Бу-Фласа, возглавляемое  родом Аль Мактум, отделилось  от Абу-Даби  и стало вести самостоятельную жизнь в Дубае. Усиление Дубая связано с недальновидной политикой Персии. В целях расширения сферы влияния над побережьем Персидского залива и контроля морских путей шах и шиитское правительство Тегерана  взяло под контроль  местное население арабов суннитов (мореходов и торговцев), заставляя их платить  налоги и пошлины.  В результате арабы переселись на аравийский берег в Дубай и Шарджу, куда перенесли свой коммерческую деятельность и опыт кораблестроения  и ремесел. Вместе с ними переселились и индийские купцы, являющиеся  посредниками между местными искателями жемчуга и его мировыми рынками сбыта.

Современная история ОАЭ. В 1968 правительство Великобритании объявило о намерении вывести свои войска из региона до конца 1971 и передать власть местным правителям. Перед лицом сложных экономических и международных проблем большинство шейхств высказались в пользу создания независимой федерации шейхств Восточной и Юго-Восточной Аравии. Формально инициаторами объединения выступили шейхи Заид ибн Султан Аль Нахайян (Абу-Даби) и Рашид ибн Саид Аль Мактум (Дубай), которые 18 февраля 1968 подписали соответствующее соглашение. 25 февраля 1968 на совещании в Дубае главы 9 британских подмандатных эмиратов (семь эмиратов Договорного Омана, Катар и Бахрейн) впервые обсудили возможность создания единого федеративного государства. 1 марта 1968 было объявлено о создании (с 30 марта 1968) Федерации Арабских Эмиратов (ФАЭ). Согласно договору, вступившему в силу 30 марта 1968, высшим органом власти Федерации определялся Высший совет, в который вошли правители всех 9 эмиратов; последние поочередно должны были занимать пост председателя Совета в течение года. Создание других органов было отложено до следующего совещания. Однако эти планы не были осуществлены из-за противоречий, возникших между правителями о месте и роли их эмиратов в создаваемой федерации. В результате борьбы интересов в новом объединении образовалось две группировки, на которые оказывали воздействие также соседние государства (Саудовская Аравия, Иран и Кувейт). В одну из групп вошли правители эмиратов Абу-Даби, Эль-Фуджайры, Шарджи, Умм-эль-Кайвайна, Аджмана и Бахрейна. Оппозицию им составили правители Дубая, Рас-эль-Хаймы и Катара. Вместе с тем правители Катара и Бахрейна, обладая более развитой экономикой и превосходя остальные эмираты по населению, отказывались признать равенство всех членов федерации. В результате разногласий ФАЭ к концу 1969 фактически распалась, не успев оформиться окончательно. Попытка оживить проект федерации была предпринята в марте 1971, когда было вновь объявлено о временном создании Федерации арабских эмиратов (Договорный Оман вместе с Катаром и Бахрейном). Однако объединения не произошло. После вывода британских войск в сентябре 1971 Бахрейн и Катар провозгласили себя независимыми государствами.

После совещания в Дубае 18 июля 1971 шесть эмиратов из семи образовали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и подписали временную конституцию. Седьмой эмират, Рас-эль-Хайма, отказался присоединиться, мотивируя свое несогласие отказом других эмиратов предоставить ему право вето на общегосударственные решения и равное представительство в федеральном собрании. Кроме того, Рас-эль-Хайма отказался уступить Ирану острова Большой и Малый Томб, богатые запасами нефти. Другие же эмираты не желали себя связывать каким-либо обязательством перед Рас-эль-Хаймой в случае её конфликта с Ираном. Великобритания и ряд других арабских государств поспешили признать образование ОАЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.II Признаки солидарного социализма в государственной политике ОАЭ

 

В Объединенные Арабские Эмираты входят:

Эмират Абу-Даби (самый большой),

Эмират Дубай, экономическая столица ОАЭ и  Ближнего Востока,

Эмират Шарджа, культурная столица ОАЭ.

Эмират Аджман (самый маленький, 230 тыс. жителей).

Эмират Фуджейра (на побережье Индийского океана).

Эмират Рас-эль  Хайма 

Эмират Умм-эль-Кайвайн 

Численность населения  Эмиратов увеличилась  за период 1975-2007 гг. с 0,5 до 4,7 млн. человек. В столице ОАЭ Абу-Даби  проживает 636 тыс. жителей, из них 200 тыс. коренного населения.  В мегаполисе проживает около миллиона жителей.

Гражданств  имеют около 1 млн. человек, в том  числе 500 тыс. иранцев. Коренные жители (бедуины) составляют всего 10 % всего населения Эмиратов. Ожидаемая продолжительность жизни 78 – 80 лет (в США 77 лет). 

 Различаются  три касты людей: коренные бедуины,  иностранцы европейцы и американцы,  индусы, пакистанцы и афганцы  (на низкооплачиваемой работе).

   Социальные достижения. Фактически Эмираты реализовали главный лозунг социализма «Все во благо человека, то есть бедуина». Самые большие ценности ОАЭ — бедуин (все во благо человека), верблюд, финиковая пальма, море, время (часы) и женщины. Верблюд является не только транспортным средством, но и кормильцем кочевника. В желудке верблюда умещается 160 литров воды. За наезд на верблюда штраф 27 тыс. долларов. Финиковая пальма так же кормилица. В Эмирата произрастает 42 млн. финиковых пальм (100 сортов), на которые приходится 37 % мирового экспорта фиников. Верблюжье молоко и финики способствуют сохранению зубов и предотвращают  заболевания раком. 

 Бедуины  поздно познакомились с часами. Время рассматривается так же  как большая ценность. Установлены  памятники часам в Дубае и Абу-Даби. Местные жители отличаются исключительной пунктуальностью.

 В Эмиратах  на 100 мужчин приходится всего  50 женщин, высокая статистика разводов (свыше 30 %).  Местные женщины  носят хиджаб (платок). Так как были попытки со стороны иностранных женщин купить гражданство за счет фиктивного брака, установил новый срок  для получения гражданства в 10 лет.

 В 2007 году  у вице-президента и премьер-министра  ОАЭ, правителя Дубая шейха  Мухаммеда  родилась десятая  дочь (имеется ещё семь сыновей от нескольких жен). Её мать принцесса Хайя, дочь покойного иорданского короля Хусейна, является прямой наследницей  исламского пророка Мохаммеда в 43-м поколении. Новорожденная породнила  дубайскую правящую семью с провозвестником исламской веры. Принцесса Хайя  входит в состав  Международного олимпийского комитета,  возглавляет Всемирную федерацию конного спорта, в течение двух лет была  послом доброй воли ООН.

Информация о работе ОАЭ - как модель государства солидарного социализма