Образование и социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:32, доклад

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении связи образования и социализации личности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Агенты первичной и вторичной социализации в сфере образования.5
2. Соотношение содержания образования и социализации на разных этапах развития личности ………………………………………………………..13
3. Роль самообразования в социализации личности……………………..24
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Образование и социализация личности. Контрольная работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

В статье Г.Е.Здоровского  и Е.А.Шуклиной и настораживает то, что проблемой, требующей изучения, выдвигается типология самообразовательной деятельности социальных групп и ее критерии, т.е. - уровни самообразования. Представляется, что ориентация на социальные группы противоречит понятиям «свободный выбор» и «индивидуализация».

Другой проблемой  выступают потребности, интересы, мотивы самообразовательной деятельности, ориентации на нее различных групп  населения российского общества. Думается, что ориентация на социальные группы при решении вопроса о самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может сказаться отрицательно на уровне образованности государства в целом. Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной личности на выбор профессии.

Самообразование, развивавшееся в русле образования, обретает автономию, а социальные последствия  функционирования и изменений самообразования  все более серьезно сказываются  на развитии общества в целом и, представляют собой социальные условия и факторы  реальных и будущих социетальных трансформаций. Очевидно, что социорегулятивные функции самообразования в дальнейшем будут проявляться все более ярко. Данные выводы обусловливают необходимость постановки проблемы изучения диалектики взаимодействия общества и самообразования как социального феномена.

Взаимосвязь и  взаимообусловленность общества и  самообразования как явлений  разноуровневых весьма неоднозначна. Поэтому возникает задача очертить границы данного взаимодействия, показать его механизмы, что возможно в рамках специальной отрасли социологического знания - социологии самообразования.

Заключение

Необходимой предпосылкой социальной стабильности и нормального  функционирования любого общества является наличие общепризнаваемой системы  ценностей (культуры), которая включает в себя общие идеалы, символы, верования, мораль, традиции, нормы поведения и т.п. Конкретным механизмом, обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, выступают социальные институты, представляющие собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, образовании, семье и др. Поэтому социальные  институты  представляют собой тип социальной организации, деятельность которой направлена на осуществление фундаментальных потребностей общества, таких как воспроизводство и социализация своих членов, создание материальных благ, координация совместной деятельности людей, осуществление социального контроля над их поведением и др.

Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества). Таким образом, между социальным институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря которым обеспечивается стабильность и развитие общества.

Социализация  – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными  ролями. При этом, старшее поколение  передает младшим свои знания, формирует  у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль. Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – все то, что создает уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие «Я».

В процессе нормального  функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им.

Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

Таким образом, образование – важнейший элемент  социализации личности.

 

Список литературы

  1. Александрова Т.Л., Зборовский Г.Е., Лемперт В. Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и в Германии - Екатеринбург, 1996.
  2. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. - М., 1970
  3. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Наука, 1994
  4. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2 т. - М., 1994. Т.1.
  5. Антология педагогической мысли. В 3 т. Прогрессивная западная мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. - М., 1988. Т. 1
  6. Большой энциклопедический словарь - М., 1993. С. 1329.
  7. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып. 9. - Л., 1971
  8. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства - М., 1990. С. 161.
  9. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч. Ч. II - М., 1994. С. 202.
  10. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема // Социологические исследования. 1997. № 10.
  11. Колесников Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования - М., 1991. Гл. 1.
  12. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. С. 133
  13. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979
  14. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992. С. 123.
  15. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
  16. Радиев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация - М., 1995. С. 32.
  17. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональной подготовке - М., 1989.
  18. Смелзер Н. Социология - М., 1994. С. 427.
  19. Социология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. 3е изд. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  20. Социология. Курс лекций. Учебное пособие / Ю.Г. Волков и др. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  21. Социология Радугин А.А., Радугин К.А.: курс лекций. 3е изд. - М.: Библионика, 2006.
  22. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1952. - Т. 2. С. 52–53.
  23. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов - М., 2007 С.213
  24. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.
  25. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В.Осипова - М., 1995. С.227.

 

Приложение 

Анкета

Школа как фактор социализации с точки  зрения учеников

Цель: оценка отношения учащихся к современной школе.

Описание  методики: опросник состоит из двадцати характеристик, по которым испытуемого просят оценить данное положение применительно к его мнению.

Инструкция: «Вам предлагается определить свое отношение к школе с помощью представленных характеристик. Каждое утверждение вы оцениваете по шеститибалльной шкале применительно к себе».

«0» - нет;

«1» - практически  нет;

«2» - скорее нет, чем да;

«3» - скорее да, чем нет;

«4» - в целом  да;

«5» - да.

Опросник

Утверждения

Средний балл

1

В школу я  хожу без какого-либо принуждения.

3,7

2.

Если бы посещение школы было не обязательным, я все равно бы в нее ходил.

4

3

Я часто провожу  в школе свое свободное время

0,9

4.

Больше всего  в школе я обращаюсь со сверстниками.

3,2

5.

Я участвую в  трудовых делах школы.

0,8

6.

Я участвую в  спортивных делах школы.

0,2

7.

Я участвую в  культурных мероприятиях, проводимых в школе.

1,6

8.

Основную часть  знаний я получаю в школе, а  не из других источников.

4,2

9.

В школе я  получаю не только узкоспециальные  знания по отдельным предметам, но и  знания, практические навыки для дальнейшей взрослой жизни.

2,8

10

Школа помогает решать проблемы, связанные с общением

1,7

11.

Школа помогает моему умственному, интеллектуальному  развитию.

4,6

12.

Школа помогает моему физическому развитию

0,1

13.

Школа помогает развитию и становлению моего характера.

3,3

14.

Мои родители проявляют  интерес к школьным делам, а не только к учебе.

2,1

15.

Мои родители активно  взаимодействуют со школой (ее администрацией, учителями).

0

16.

Школа активно  взаимодействует с домами культуры, детскими клубами и т.д.

0,2

17.

Школа часто  реагирует на изменение в обществе (изменения в ее программе, во взаимоотношениях учеников и учителей).

1,7

18.

Я часто общаюсь  с учителями на свободные темы.

3,2

19.

Школа помогает развитию моих индивидуальных особенностей

3,4

20.

Можно сказать, что школа является моим вторым домом.

0,2


Обработка данных.

1. Отдельно по  каждому вопросу подсчитывается  средне-арифметическое (до десятых).

2. Высчитывается  средний показатель по всем  результатам, который обозначается в процентной отношении, - деятельность, значение школы, социализация детей (100 % - при ответе на все 20 вопросов «5» баллов).

Интерпретация.

В результате проведенного анкетирования среди старшеклассников показатель деятельности современной школы как основного института социализации детей – 41,9 %, а средний бал – около 2,1, т.е. школа реализует свои потенциальные возможности в процессе социализации школьников меньше, чем на половину (с точки зрения самих школьников). То, что школа является вторым домом для ребенка воспринимается, как из ряда вон выходящий факт. Однако следует принять во внимание  следующее: большинство из участников опроса продолжали бы посещать школы в том случае, даже если бы это не было обязательным. Но школа в настоящее время  детьми воспринимается все-таки как учреждение, в котором они получают знания по предметам, а не комплекс знаний, умений и навыков, помогающих выступить на равных в обществе со взрослыми. Из результатов анкеты видно, что современная российская школа нацелена лишь на свою образовательную функцию. Она не представляет собой открытой системы социализации. Школа практически не взаимодействует с другими образовательными, воспитательными организациями, по мнению ребят, консервативно относится к нововведениям в обществе, являя собой скорее закрытую, чем открытую систему социализации. Следует отметить и тот факт, что школой не устанавливается контакт с родителями учеников, которые не взаимодействуют с администрацией, учителями, школьными психологами и т.д. А это в свою очередь определяет и отношение ребят к школе, их безразличие к ее делам, исходящее из семьи.

В плане индивидуального  становления личности, по опросу ребят, школа помогает им не 68 %. Это позволяет  говорить о том, как такового давления, мешающего творческому, индивидуальному развитию детей со стороны школы не наблюдается. 

К сожалению  ушло в прошлое внимание учителей к физическому развитию подрастающего  поколения (2 %). Ученики считают, что  спортивная жизнь умерла в школе, остались лишь неинтересные, изнурительные занятия по физической культуре. В школе практически не проводятся общественно-трудовые мероприятия, т.е. не осуществляется трудовое воспитание. Обращает на себя внимание и спад культурно-массовых мероприятий школы, который, как нам кажется исходит из отсутствия к ним интереса к ним, которое является следствием отсутствия талантливых организаторов в школе.

Оставляет желать лучшего и развитие культуры общения, столь необходимой в процессе социализации детей. Школа практически  не помогает ученикам в решении проблем общения. Интересно, что свободное общение с учителями по своей реализации – 64 % - одинаково с процентом общения в стенах школы со сверстниками.

Таким образом, результаты проведенного анкетирования  позволяют говорить о том, что  современная российская школа не дает необходимой системы знаний для целостного, разностороннего развития личности в процессе социализации; является, скорее всего, системой закрытой, не взаимодействующей с другими социальными институтами.   

1 Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. С. 133.

2 Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. - М., 1970

3 Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. - Л., 1971

4 Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979

5 Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Наука, 1994

6 Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В.Осипова - М., 1995. С.227.

7 Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М., 1999.

8 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

9 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1952. - Т. 2. С. 52–53.

10 Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема. // Социологические исследования. 1997. №10 С.79

11 Смелзер Н. Социология - М. 1994. С. 427.

12 Колесников Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования - М., 1991. Гл. 1..

13 Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Указ. соч. С. 8.

14 Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В.Осипова - М., 1995. С.227.

15 Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2 т. М., 1994

16 Радиев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995. С. 32.

17 Александрова Т.Л.. Зборовский Г.Е., Лемперт В. Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и в Германии. Екатеринбург, 1996. С.93-97.

18 Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. Ч. II. - М., 1994. С. 202.

19 Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Указ. соч. С.81


Информация о работе Образование и социализация личности