Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2012 в 12:42, реферат
Цель работы: рассмотреть образование как социальный институт .
Задачи: изучение потребностей в образовании, качества образования, отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности,понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни, выявление роли образования как фактора социального статуса.
Институт образования призван
удовлетворить потребности
Наличие посредников – репетиторов и подготовительных отделений – яркое свидетельство того, что средняя школа не способна сократить разрыв между современной наукой, интересы которой представляет вуз, и уровнем подготовки абитуриента. Поскольку отставание школы от вуза продолжается в нашей стране не одно десятилетие, впору говорить о серьезном кризисе, который назревает на институциональном уровне.
Институциональный кризис – процесс,
характеризующий падение
Следствие такого кризиса – перекладывание функций одного института на плечи других. Например, в середине 80-х в стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу, сразу же появились репетиторы – институт посредников.
Кризис может переживать не только
среднее, но и высшее образование. К
примеру, к концу 60-х годов СССР
готовил специалистов с высшим образованием
на душу населения больше, чем любая
страна в мире. Уровень подготовки
и система образования были, возможно,
самыми высокими на планете. В сенате
США дискутировался вопрос о вызове,
брошенном миру советской системой
образования. Американцы срочно разработали
систему практических мероприятий
для того, чтобы догнать и перегнать
нас. Шли годы. И сегодня наши школьники
и студенты – одни из самых образованных.
Но в целом система образования
в период 70-х по 90-е годы изменялась
слишком медленно. Возник серьезный
разрыв между теоретической
В конце 80-х началась перестройка,
переход к рыночным отношениям. Открылся
новый недостаток: марксистское обществоведение
не могло вооружить молодежь знаниями
в области рыночной экономики, менеджмента,
современной социологии, психологии
и философии. Пришлось срочно перестраивать
учебные планы, перенимать западные
технологии обучения. Народное хозяйство
недополучило сотни тысяч грамотных
специалистов, знающих современную
науку. Экономический ущерб
В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие кризисные процессы:
• коммерциализация – расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий (основные источники и формы финансирования вузов: собственная хозяйственная деятельность вузов – 47%, финансовая поддержка со стороны заказчиков проектов – 31%, региональный бюджет – 22%, отраслевое финансирование – 17%, иностранные фонды развития образования – 9%, пожертвования местных предпринимателей – 5%) (Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М.: Юристь, 1997. С. 62–63.);
• элитизация – сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение (с 50 до 70%) доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
• регионализация – замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим;
• децентрализация системы высшего образования – расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.
В середине 90-х годов в вузовской
науке наблюдались следующие
негативные тенденции: физическая и
моральная деградация научной инфраструктуры;
отток научных кадров (прежде всего
молодого и среднего возраста) в
другие, преимущественно коммерческие
сферы; ухудшение качественного
состава оставшихся в вузах научных
сотрудников (в определенной мере это
относится и к профессорско-
Не получая от государства своевременных
дотаций на питание, материальную помощь,
компенсации на отдых, лечение, учебные
принадлежности, проезд, студенты вынуждены
ограничивать не только свои первичные
потребности (в питании, одежде), но
и потребности духовного
Кризисы происходят постоянно, они
представляют естественное состояние
института образования. Ученые считают,
что временные кризисы
Заключение
Изучив предложенную мне тему, можно сделать выводы о том, что от уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом.
Качественное образование
Образование должно иметь абсолютный
приоритет в бюджетах всех государств.
В развивающихся странах
Наиболее выгодный объект для капиталовложений,
по мнению специалистов, – система
образования для молодежи. Причем
больше для молодых женщин, нежели
для мужчин. Дело в том, что, даже
если женщины останутся
Список литературы
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил;
2.Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил;
3.Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.;
4. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 2001. – 384с.;
5. Шереги Ф. Э., Харчева
В. Г., Сериков В. В. Социология
образования: прикладной