Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 13:57, курсовая работа
Цель исследования – исследовать роль руководителя в формировании и развитии коллектива.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть определение понятия «трудовой коллектив»;
- описать этапы процесса формирования трудовых коллективов;
- проанализировать роль руководителя в формировании и развитии коллектива на примере организационно-контрольного отдела Центральной администрации города Новосибирска.
К эффективным аспектам авторитарного стиля управления в Организационно-контрольном отделе Центральной администрации города Новосибирска можно отнести:
Обеспечение выживания в случае кризиса.
Снижение издержек в условиях дефицита времени.
Быстрые решения; решения, приближенные к оптимальным.
Четкое распределение ролей.
Организационные требования к резерву.
Таким образом, как видно, в организационно-контрольном отделе авторитарный стиль имеет и сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их выполнение, позволяет стабилизировать ситуацию в конфликтных коллективах. Этот стиль может быть эффективным в условиях слабой трудовой мотивации сотрудников. Он необходим в экстремальных ситуациях (аварии, техногенные катастрофы, трудовые конфликты).
В целом, эффективность управления в Организационно-контрольном отделе Центральной администрации города Новосибирска зависит от внешних и внутренних факторов (табл. 1).
Таблица 1 - Внутренние и внешние факторы
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Психологический климат в коллективе | |
Внезапные изменения в экономике |
Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени |
Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы |
Болезни руководителей и сотрудников |
Общественно значимые события |
Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т.д.) |
Структурные изменения в обществе |
Производственные конфликты |
Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников |
Увольнение или прием на работу новых сотрудников |
Законодательство |
Неисправности оргтехники, средств связи |
Изменения в соотношении политических сил |
Криминальное поведение персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм |
Требования профсоюзов |
Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности (лобби) |
Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства |
Факторы охраны имущества и безопасности труда |
Социальные инициативы коллектива | |
Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития | |
Административный контроль, система поощрения и взыскания | |
Позитивная мотивация творческого и производительного труда сотрудников |
Стиль руководства начальника по управленческой решетке Моутона – Блейка можно отнести к чему-то среднему между организационным управлением (5,5) и командным менеджментом(9,9) Рис. 2).
Рис. 2. Стиль управления в Организационно-контрольном отделе
Итак, коллектив – это сам по себе потенциально мощный стимул трудовой активности, который приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создаёт творческую атмосферу. Не зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он с хорошим настроением идёт на работу и с таким же с неё возвращается домой. Именно такую атмосферу необходимо создать в Организационно-контрольном отделе для своих сотрудников.
Результаты работы руководителя определяются прежде всего тем, в какой мере он способен мобилизовать и правильно направить трудовую и социальную активность людей в возглавляемом им коллективе, выступить не только как специалист и администратор, но и как воспитатель.
Организация эффективно работающего коллектива - сложный и трудоемкий процесс. Коллектив Организационно-контрольного отдела живет собственной деловой и эмоциональной жизнью. Его нельзя создать без усилий, целеустремленности и доверия. Организующая роль руководителя Организационно-контрольного отдела проявляется, прежде всего, в функциях координации. На основе стоящих перед организацией целей и задач он призван обеспечить согласованные и целенаправленные действия подчиненного ему персонала.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
Начальник организационно-
К преимуществам можно отнести:
подкрепление единоличной власти руководителя, что увеличивает его влияние на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации.
Сосредоточение на работе дает максимальную производительность, потому, что руководитель может многое сделать для повышения эффективности труда, в то время как изменить человеческую натуру он бессилен.
Недостатки:
Если не принять вовремя меры, то власть исполнителя может увеличиться до такой степени, что подорвет влияние руководителя и создаст в организации дополнительные проблемы (например, уволятся ключевой персонал и придется набирать новую команду и заново проходить некоторые этапы развития предприятия).
Таким образом, имеет место проблема использования социально-психологических методов управления персоналом.
Проблема данного руководителя заключается в незнании социально – психологических процессов, протекающих внутри коллектива. А так же отсутствие желания собирать информацию о коллективе, проявлять большее участие.
При всем этом, начальник умеет организовать свою деятельность и деятельность подчиненных.
Анализ роли руководителя в формировании коллектива организационно-контрольного отдела Центральной администрации города Новосибирска позволил выявить следующие проблемы и недостатки:
- незнание социально – психологических процессов, протекающих внутри коллектива;
- отсутствие желания собирать информацию о коллективе, проявлять большее участие.
Таким образом, роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми.
В целях повышения эффективности стиля руководства необходимо наладить связи с коллективом путем изменения стиля поведения в зависимости от конкретной ситуации (в данной ситуации авторитарный стиль управления на партисипативный или соучаствующий).
Также руководителю можно порекомендовать учитывать соответствие требований подчиненных к уровню управления и реальных методов руководства.
Для этого необходимо повышение образовательного уровня руководителей и сотрудников, соответствующее развитие их сознательности и компетентности, например можно порекомендовать проведение тренингов как для руководителя, так и для сотрудников Организационно-контрольного отдела.
Для руководителя, желающего повысить свою квалификацию, психологическую грамотность и тем самым лучше приспособиться к трудной организационной среде, с целью помочь ему максимально использовать свой потенциал, повысить эффективность своей работы по созданию морально-психологического климата в коллективе можно предложить следующие рекомендации.
Руководителю трудового коллектива для успешного осуществления своей деятельности по формированию положительного морально-психологического климата в коллективе необходимо постоянно ориентироваться на развитие своих личных качеств, отвечающих конкретным требованиям, предъявляемым характером выполняемой деятельности.
В связи с этим целесообразно систематически проводить исследование личностных качеств руководителя. Это выявит временную динамику качеств и диапазон их колебаний, а также позволит знать мнение членов коллектива по этому вопросу.
При изучении личностных качеств руководителя с целью нахождения тех из них, которые являются определяющими для успешной деятельности по формированию позитивного морально-психологического климата рекомендуется проводить оценку качеств в трех измерениях:
- перечень конкретных требований, которые работа предъявляет к руководителю;
- самооценка руководителя;
- внешняя оценка руководителя со стороны подчиненных, сослуживцев, а также сопоставление и анализ полученных данных.
В целях дальнейшего развития коллектива необходимо продолжить работу по «профилактике радостью», то есть умению радоваться через разнообразие впечатлений, хобби, репродуктивное и продуктивное общение с музыкой, общение с природой, «мышечную радость».
Ввести в повседневность комплекс мероприятий по снятию нервно-психического напряжения /кабинетно-домашнюю релаксацию/, который включает в себя строгое выполнение режима дня, осуществление компенсации двигательной недостаточности, проведение сенсорного переключения, использование успокоительных средств.
Развитие трудового коллектива является одним из важнейших факторов успешной деятельности организации. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации работников. Это охватывает, прежде всего:
Развитие кадров должно стоять на первом плане, для чего необходимы:
Как содействовать развитию и росту сотрудников:
а также поощрять:
Кроме того,
Информация о работе Общая характеристика феномена «трудовой коллектив»