Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 16:25, реферат
Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума.
Введение
1
1
Функции и уровни общения
2
2
Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей
3
3
Профессиональное общение и его составляющие
5
4
Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста
6
5
Заключение
8
Список литературы
8
Социально-психологический
механизм общения
Содержание
Введение |
1 | |
1 |
Функции и уровни общения |
2 |
2 |
Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей |
3 |
3 |
Профессиональное общение и его составляющие |
5 |
4 |
Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста |
6 |
5 |
Заключение |
8 |
Список литературы |
8 | |
Введение
Общение играет огромную роль в жизни
общества. Без него немыслимы процесс
воспитания, формирования, развития личности,
межличностные контакты, а также управление,
обслуживание, научная работа и иная деятельность
во всех сферах, где необходимы передача,
усвоение информации и обмен ею. Общение
играет важную роль в овладении человеком
культурными и общечеловеческими ценностями,
общественными опытом. В процессе общения, взаимодействия
человека с другими людьми, осуществляется
обоюдный обмен представлениями, идеями,
интересами, настроениями, установками
и т.п. В общении конкретный индивидуум
овладевает «фондом духовного богатства»,
созданным другими людьми, благодаря чему
преодолевается ограниченность его индивидуального
опыта; вместе с тем через общение он вносит
в этот «фонд» то, что создал сам. Именно
этим определяется значение общение в
жизни индивидуума.
Повышение значимости общения в современном
мире требует умения общаться. Значит,
общение нужно учить, общению нужно учиться,
что предполагает необходимость глубокого
знания этого явления, его закономерностей
и особенностей, проявляющихся в деятельности
людей.
Общение является важнейшей частью профессиональной
деятельности человека. Его можно определить
как процесс взаимодействия людей, в котором
происходит обмен информацией и опытом.
Вступая в общение, человек признаёт ценность
партнёра, будь он даже оппонентом, как
бы призывая его участвовать в совместном
поиске истины, которая может быть выявлена
лишь в сопоставлении различных взглядов
и ценностей. Именно такое столкновение
философы определяют как подлинный диалог.
Результатом его должно стать взаимное
обогащение собеседников.
1. Функции и уровни
общения
Общение может преследовать разные цели. Оно
служит более эффективному взаимодействию
людей в любом роде их деятельности. Общение
может быть самоцелью для близких или
даже малознакомых людей. Оно является
оптимальным способом передачи опыта,
приобщения к различным ценностям. Общение
является, таким образом, составной частью
любой человеческой деятельности или
даже особым видом такой деятельности
в самом широком её значении. Общение открывает
для человека богатый мир информации и
эмоциональных переживаний, необходимых
ему, чтобы стать подлинным человеком.
Общение выполняет целый ряд функций в
жизни человека:
1. Социальные функции общения: организация
совместной деятельности; управление
поведением и деятельностью; контроль.
2. Психологические функции
Функции общения выполняются на различных
уровнях общения:
1. Манипулятивный уровень, заключается
в том, что один из собеседников
через определенную социальную
роль пытается вызвать
2. Примитивный уровень, когда один из партнеров
подавляет другого (один постоянный коммуникатор,
а другой постоянный реципиент).
3. Высший уровень это тот социальный уровень,
когда независимо от социальной роли,
статуса партнеры относятся друг к другу
как к равной личности. Общение социального
работника (особенно общение с клиентом)
должно осуществляться в большей степени
на этом уровне, хотя необходимо и использование
первых двух уровней.
В зависимости от содержания, целей и средств
общение можно поделить на несколько видов.
По содержанию оно может быть:
По средствам общение может быть:
Общение как взаимодействие предполагает,
что люди устанавливают контакт друг с
другом, обмениваются определенной информацией
для того, чтобы строить совместную деятельность,
сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие
происходило беспроблемно, оно должно
состоять из следующих этапов:
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает
понимание другого человека, представление
себя другому человеку.
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
2. Общение как
социально-психологический
Без общения не может существовать ни
отдельный человек, ни человеческое общество
как целое. Общение для человека - это его
среда обитания. Без общения невозможно
формирование личности человека, его воспитание,
интеллектуальное развитие, приспособление
к жизни. Общение необходимо людям как
в процессе совместной трудовой деятельности,
так и для поддержания межличностных отношений,
отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального
и художественного творчества.
Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.
Общение представляет собой процесс взаимодействия
личностей и социальных групп, в котором
происходит обмен деятельностью, информацией,
опытом, навыками и результатами деятельности.
В процессе общения:
Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.
В общении индивид получает не только
рациональную информацию, формирует способы
мыслительной деятельности, но и посредством
подражания и заимствования, сопереживания
и идентификации усваивает человеческие
эмоции, настроения, формы поведения.
В результате общения достигается необходимая
организация и единство действий индивидов,
входящих в группу, осуществляется рациональное,
эмоциональное и волевое взаимодействие
индивидов, формируется общность чувств,
мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание
и согласованность действий, характеризующие
коллективную деятельность.
Так как общение представляет собой довольно
сложный и многогранный процесс, его изучением
занимаются представители разных наук
- философы, социологи, культурологи, психологи
и лингвисты.
Философы изучают место общения в жизни
человека и общества, роль общения в развитии
человека.
Социологи исследует формы общения внутри
различных социальных групп и между группами,
различия в типах общения, вызванные социальными
причинами.
Психологи рассматривают как форму деятельности
и поведения человека, рассматривают индивидуальные
психотипические особенности общения,
а также место общения в структуре индивидуального
сознания.
Культурологи устанавливают
взаимосвязи между типами культур и формами
общения.
Лингвисты исследуют языковую и речевую
природу социального и межличностного
общения.
3. Профессиональное
общение и его составляющие
Профессиональное общение представляет
собой речевое взаимодействие специалиста
с другими специалистами и клиентами организации
в ходе осуществления профессиональной
деятельности.
Культура профессиональной деятельности
во многом определяет её эффективность,
а также репутацию организации в целом
и отдельного специалиста.
Культура общения составляет важную часть
профессиональной культуры, а для таких
профессий как, например, преподаватель,
журналист, менеджер, юрист - ведущую часть,
поскольку для этих профессий речь является
основным орудием труда.
Профессиональная культура включает владение
специальными умениями и навыками профессиональной
деятельности, культуру поведения, эмоциональную
культуру, общую культуру речи и культуру
профессионального общения.
Специальные навыки приобретаются в процессе
профессиональной подготовки. Культура
поведения формируется личностью в соответствии
с этическими нормами общества. Эмоциональная
культура включает умение регулировать
своё психическое состояние, понимать
эмоциональное состояние собеседника,
управлять своими эмоциями, снимать волнение,
преодолевать нерешительность, устанавливать
эмоциональный контакт.
Общая культура речи предусматривает
нормы речевого поведения и требования
к речи в любых ситуациях общения, культура
профессионального общения характеризуется
рядом дополнительных по отношению к общей
речевой культуре требований.
В профессиональной культуре общения
становится особенно высокой роль социально-психологических
характеристик речи, таких как соответствие
речиэмоциональному состоянию собеседника,
деловая направленность речи, соответствие
речи социальным ролям.
Речь является средством приобретения,
осуществления, развития и передачи профессиональных
навыков.
Культура профессиональной речи включает:
Знание терминологии, умение устанавливать
связи между известными ранее и новыми
терминами, умение использовать научные
понятия и термины в практическом анализе
производственных ситуаций, знание особенностей
стиля профессиональной речи составляют
лингвистическую компетенцию в профессиональном
общении.
Оценочное отношение к высказыванию, осознание
целевой установки общения, учет ситуации
общения, его места, отношений с собеседником,
прогнозирование воздействия высказывания
на собеседника, умение создать благоприятную
для общения атмосферу, умение поддерживать
контакты с людьми разного психологического
типа и уровня образования включаются
в коммуникативную компетенцию специалиста.
В коммуникативную компетенцию входит
как само умение общаться, обмениваться
информацией, так и умение налаживать
целесообразные отношения с участниками
производственного процесса, организовать
совместную творческую деятельность.
Умение контролировать эмоции, направлять
диалог в соответствии с потребностями
профессиональной деятельности, соблюдение
этических норм и требований этикета составляют
поведенческую компетенцию. Коммуникативное
поведение подразумевает такую организацию
речи и соответствующего ей речевого поведения,
которые влияют на создание и поддержание
эмоционально-психологической атмосферы
общения с коллегами и клиентами, на характер
взаимоотношений участников производственного
процесса, на стиль их работы.
4. Коммуникативный
портрет конкурентоспособного специалиста
Сегодня невозможно решать задачи научного
осмысления и конструирования деятельностного
процесса без включения в него содержания,
предусматривающего обучение будущего
специалиста общению с учетом специфики
профессиональной деятельности. В условиях
демократизации социальной действительности
и становления рыночной экономики страна
нуждается в работниках, обладающих коммуникативными
умениями и навыками. В общении человек
самоопределяется и самопредъявляется.
Недостатки коммуникативного развития
препятствуют профессиональному и личностному
росту специалиста.
Информация о работе Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей