Общественное мнение: функции и методы изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотрение приемов и методов изучения общественного мнения.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:
Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
Современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния

Содержание

Введение
I. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
1.1 Определение общественного мнения
1.2 Социальная установка
1.3 Социальное и общественное настроения
II. Методы изучения общественного мнения
2.1 Прямое наблюдение
2.2 Документальные источники
2.3 Оценка метода документального анализа.
2.4 Опросы
III. Общественное мнение в России: перспективы становления в качестве института гражданского общества
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

Раскол существенно ослабил  позиции общественною мнения в его  взаимоотношениях с органами власти. Общественное мнение перестает быть сколько-нибудь заметным фактором социально-политической жизни и власть все в меньшей  мере считается с ним. Ярким свидетельством безразличия власти к общественному  мнению является то обстоятельство, что  многочисленные политические скандалы последних лет, которые в странах  с развитым и сильным общественным мнением привели бы к крушению не одной политической карьеры, обычно очень мало отражаются на судьбе лиц, дискредитированных в глазах общественного  мнения. И лишь в периоды избирательных  кампаний по выборам в органы государственной  власти общественное мнение становится объектом усиленного внимания и массированного воздействия со стороны как властных структур, так и их противников.

С другой стороны, нельзя не признать, что качество нашего общественного  мнения во многих отношениях оставляет  желать лучшего. Современное общественное мнение в России в силу вполне понятных причин отличается большой подверженностью  манипулированию, готовностью впадать  в крайности, низкой способностью к  поиску компромиссов, мартинальностью  оценок в суждении. Очевидно, что  качественное состояние общественного  мнения, перспективы его становления  как полноценного социального института  во многом будут зависеть от общего хода преобразований в стране, от успехов  на пути к гражданскому обществу и  правовому государству10.

Заключение

 

Делая выводы мы можем сказать, что значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным.

Это состояние массового  сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных  групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или  осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает  определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных  социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической  культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит  выражение в выборах органов  власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.

В условиях тотальной нестабильности системы, резкого политического  противостояния все более серьезным  фактором борьбы за власть, фактором политики становится и борьба за влияние на СМИ, своего рода "синдром четвертой  власти", который перерастает  в борьбу за моновлияние как на СМИ-систему, так и на отдельные  средства массовой информации. Неудивительно, что при этом проблемы удовлетворения собственно информационных запросов общества уже (или вновь) не являются определявшими  и преобладающими в деятельности СМИ и коммуникации.

В то же время для формирования общественного мнения, основанного  на информации, адекватной происходящим событиям, важно существование не только разнообразных источников информации, но и условий доступа к ним. В Конституции Российской Федерации (ст.29) закреплено право граждан искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию. Однако, как уже отмечалось выше, реальных и законодательно обеспеченных условий  для реализации права на информацию, в частности доступа к информации граждан и их организаций, нет. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение  двуединой задачи: с одной стороны, укрепление гарантий свободы слова  и свободы доступа к информации, с другой - укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений  этими свободами.

В силу особенностей отечественного экономического и политического  развития в России монополия на оперативное  распространение информации по-прежнему принадлежит в основном телевидению  и радио. Однако она уже не столь  безусловна и не носит исключительного  характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые  учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы  ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям  для абсолютного большинства  населения все больше становится телевизор.

В поле зрения общественного  мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают  интересы и потребности сейчас живущих  людей. Общественное мнение может формироваться  как стихийно, так и целенаправленно.

В данной работе мы рассмотрели  понятие "общественное мнение", функции  и методы изучения общественного  мнения, и перспективы становления  общественного мнения в России в  качестве института гражданского общества.

Список литературы

 

Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия. 1997

Бутенко И.А. “Анкетный опрос  как метод общения социолога  с респондентом", Москва, 1989 год.

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория  и социальный институт=Public opinion as sociological cathegory and social institution. - СПб., 2005. - 235 с.

Гегель. Философия права.М., 1990, с.352.

Герасимов В.М. Проблемы познания общественного мнения. - Алматы: Жибек  Жолы, 1992. - 141 с.

Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. - М.: Луч, 1994. - 134 с.

Липпман У. Общественное мнение - М., 2004. - С.10

Методика изучения общественного  мнения: Сб. науч. трудов - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 91 с.

Ноэль Э. “Массовые опросы. Введение в методику демоскопии", Москва, 2005 год.

Общественное мнение населения  крупного города - СПб., 1992. - 180 с.

Основы социологии. М., 1993, с.130.

Рабочая книга социолога. М., 1983, с.100.

Сафаров Р.А. Политический статус общественного мнения. Социологические  исследования, 1979, № 4, с.14.

Социология в России. М., 1996, с.515-540.

Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение - М.: 1996 с. 19-21.

Философский энциклопедический  словарь. М., 1983., с.448.

Ядов В.А. “Социологические исследования: методология, программы, методы”, Москва, 2001 год.

1 Липпман У. Общественное  мнение- М., 2004.- С.10

2 Коновченко С.В. Общество  – СМИ - власть. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2001с.8-9.

3 И.В. Алешина. Паблик  Рилейшнз для менеджеров и  маркетеров. – М.: Ассоциация Авторов  и издателей «Тандем», 1997.

4 Гегель. Философия права.  М., 1990, с. 352.

5 Шибутани Т. Социальная  психология. М., 1969. с. 54.

6 Андреева Г.М. Социальная  психология. М., Наука., 1994. С. 251-265.

7 Тощенко Ж. Харченко  С. Социальное настроение –  М.:1996 с. 16-18.

8 Тощенко Ж. Харченко  С. Социальное настроение –  М.:1996 с. 16-18.

9 Тощенко Ж. Харченко  С. Социальное настроение –  М.:1996 с. 19-21.

10 Ноэль Э. “Массовые  опросы. Введение в методику демоскопии”,  Москва, 2005 год. С. 200.

 


Информация о работе Общественное мнение: функции и методы изучения