Общество, как социально-экономическая и социально-культурная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:14, доклад

Краткое описание

В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы).

Содержание

Общество как социально-экономическая система
Общество как социально-культурная система
3. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СУРС 2(Общество,как социально-культурная и социально-экономическая сиситема).docx

— 53.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Общество как социально-экономическая система
  2. Общество как социально-культурная система

3.      Список литературы

 

1. Общество как  социально-экономическая система

 

В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются  как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы).

Социальная система может  быть представлена в трех аспектах. Первый аспект — как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй — как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Первый аспект связан с  понятием социальной организации, второй—  с понятием социальной организации, третий — с понятием культуры.

Социальная система, таким  образом, выступает как органическое единство трех элементов — социальной общности, социальной организации и  культуры. В социологии под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т.п.

Общество – это объединение  людей для удовлетворения социальных потребностей и осуществления социального  контроля за членами данного общества. Социальными потребностями, т.к. физиологические потребности человек может удовлетворить и в малой группе или даже оставаясь в одиночестве, например, на необитаемом острове. А вот удовлетворение социальных потребностей, сущность которых можно выразить в двух словах как потребность самореализации личности, вне общества удовлетворить невозможно. Кроме того, именно в ходе реализации социальных потребностей раскрывается индивидуальность каждой личности.

Социальный контроль –  это целенаправленное воздействие  на личность со стороны общества с  целью достижения общепринятого  порядка.

Общество как естественноисторическая  целостная система представляет собой органическое единство четырех  сфер общественной жизни — экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни  выполняет определенные функции: экономическая  — функцию материального производства, социальная — социализации, политическая — социального управления, идеологическая — духовного производства. Каждая общественная система (общественная формация) отличается от предшествующей характером своих систем образующих элементов  и способом их связи между собой.

Социальная система представляет собой явление или процесс, состоящий  из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Социальная структура - это  сложное взаиморасположение устойчиво  связанных элементов в социальной системе.

Существенными чертами любой  системы являются целостность и  взаимосвязанность (интеграция) всех элементов  ее структуры. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых в конечном счете лежит материальное производство, но которые не сводимы к нему одному.

Структура, выступая как  единство совокупности элементов, управляется  своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и  изменение структуры носит характер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие и стабильность элементов внутри структуры.

Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы - классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид и т.д. Каждая из названных подсистем включает в себя множество других подсистем. Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем.

В основе классификации социальных систем может лежать тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи), система социального контроля (связи  социального контроля), социальные организации (организационные связи).

Если судить об обществе с точки зрения взаимосвязей и  отношений между индивидуумами, то, как правило, совокупность таких  связей накладывается на государственно-территориальные  единицы.

Первым признаком общества является территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория — это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются  отношения и взаимодействия между  индивидами.

Второй отличительной  чертой общества является его способность  поддерживать и воспроизводить высокую  интенсивность внутренних взаимосвязей. Устойчивость — это важнейшая  характеристика общества. Но нельзя смотреть на социальные структуры, как на нечто  раз и навсегда данное. Структуры  выполняют свою роль поддержания  стабильности общества только при условии  их легитимности, т.е. при условии  признания их целесообразности большинством населения.

Третья отличительная  черта общества — его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, т.е. способностью создавать необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов условия.

Четвертая черта — большая  интегрирующая сила. Общество социализирует  каждое новое поколение людей, включая  его в сложившуюся систему  отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам.

Итак, общество — это универсальный  способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.

Несколько другое определение  дает Марш, определяя следующие условия, при которых социальное объединение  следует считать обществом:

* постоянная территория;

* пополнение общества, главным  образом, благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет  некоторую роль в этом;

* развитая культура —  модели культуры могут быть  достаточно многообразными, чтобы  удовлетворить все потребности  общественной жизни;

* политическая независимость  — общество не является субсистемой (элементом) какой-либо другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере.

Рассмотрение общества как  системы различается в работах  разных социологов. Главная причина  — в неоднозначности методологических позиций авторов. Исследование системы  может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется выбором основного систематизирующего элемента, т.е. того кирпичика, который  лежит в основе теоретической  конструкции.

Кроме того, существует множество  способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно  владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое общества).

Классификация обществ может  быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское  общество) или языка (франкоязычное  общество).

Г. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а  отдельные части общества (образование, государство и др.) — с частями  организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Г.Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные.

Наличие разных подходов объясняется  сложностью самого феномена общества и его изучения. Каждый из компонентов  общества (социальные связи и отношения, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли) привносит в социальную жизнь организующее начало и может  быть рассмотрен как начальное звено  в логических построениях. Каждый элемент  выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Функциональная зависимость — это то, что придает  системе такие свойства, которыми не обладают элементы.

В современной социологии наиболее полную теорию общества как  социальной системы разработал американский социолог Т. Парсонс. Он попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система не может существовать. Он считает, что система может функционировать только при выполнении следующих функций:

* должна обладать способностью  к адаптации, т.е. приспосабливаться  к меняющимся условиям и возрастающим  материальным потребностям людей,  уметь рационально организовывать  и распределять внутренние ресурсы  (экономика);

* должна быть способной  к постановке основных целей  и задач и к поддержанию  процесса их достижения (политика);

* должна сохранять устойчивость  на основе общих норм и ценностей,  усваиваемых индивидами, и снимающих  напряжение в системе (родство);

* должна обладать способностью  к интеграции, к включению в  систему новых поколений (культура).

Определив основные функции, Т. Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. В начале он выделяет 4 подсистемы (экономика, политика, культура, родство), ответственные за выполнение каждой функции. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках подсистемы осуществляют регулирование (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.).

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама система. И напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает  хаос, усиливает внутреннюю напряженность  системы. Социальный порядок, под которым  понимается упорядоченность и организация  социальных связей и взаимодействий, свидетельствует о взаимной согласованности  и предсказуемости действий людей.

Любая социальная система, и  прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая достигается  главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов  и социальных институтов.

К. Маркс отдавал предпочтение экономической системе как определяющей. Согласно его взглядам, именно способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Однако революция 1917 года стала не итогом, а началом изменения экономического базиса в России. Воздействие политики на социальную жизнь было настолько сильным, что вскоре все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.

Сторонники технологического детерминализма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. Характер труда, техника, технология, по их мнению, определяют не только количество и качество материальных благ, но и культурные запросы людей. Сравнивая примитивные в техническом отношении общества с высокоразвитыми, они отмечают принципиально иные потребности, устремления, ценности людей, иную культуру поведения, межличностного общения, иные формы самовыражения.

Сторонники культурного  детерминализма считают, что остов общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия в поступках и действиях людей, в организации ими материального производства, в выборе форм политической организации.

При всех различиях в подходах социологов ясно, что общество может  нормально функционировать при  последовательном выполнении каждой подсистемой  своей функции.

Отмечая устойчивость как  важнейшую характеристику ее основополагающих причин, Э. Дюркгейм видел первооснову  устойчивости в единстве общества в  «коллективном сознании», в наличии  общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого  эгоизма.

Информация о работе Общество, как социально-экономическая и социально-культурная система