Общество, как социально-экономическая и социально-культурная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:14, доклад

Краткое описание

В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы).

Содержание

Общество как социально-экономическая система
Общество как социально-культурная система
3. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СУРС 2(Общество,как социально-культурная и социально-экономическая сиситема).docx

— 53.74 Кб (Скачать файл)

Ценностные установки  ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют  его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности.

Мотив - это фактор, ведущий  к превращению установок в  активную деятельность. Ближайший побудительный  мотив человеческой деятельности выступает  в качестве цели. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов  социального субъекта.

В достижении конечной цели субъект видит смысл своей  деятельности, а иногда - и всей жизни. Ценностное отношение обретает самостоятельное  существование в виде социальной нормы, которую следует рассматривать  как следствие устойчивой социальной политики.

Социальные нормы связаны  как с выражением интересов всего  общества в целом, так и с интересами отдельных классов, социальных групп, организаций. Социальные нормы различаются  по характеру формирования и способом воздействия на индивидов и общество. Все они находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и вместе образуют нормативную систему культуры.

На базе этой общности формируется  общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Если опираться на традиционную схему социологии, то можно прийти к выводу, что российское общество, в общем и целом выживает как на индивидуальном уровне, так и на уровне макроструктур. Российская политика являет собой неуправляемый процесс, замешанный на экономическом интересе и крови. Всё словно происходит не всерьёз, ибо серьёзно просто нельзя воспринимать то, что происходит.

Сама демократия, во имя  которой в России последних лет  было поднято столько здравиц, превратилась в нечто совершенно нетрадиционное - манипулятивную, можно сказать театральную демократию, то есть использование внешней формы демократического процесса для сокрытия его сути.

Это целиком позиционировалось  на системе существовавших тогда  ценностей и представлений.

Сфера культуры также структурно эволюционировала. Традиционные ценности российской культуры, имевшие классические корни, перестали играть сколько-нибудь значимую роль и превратились скорее в археологическую, а не актуальную реальность. Однако сила инерции традиционных взглядов, основывающихся на линейной экстраполяции прежних представлений, жива и сегодня.

Общие свойства большинства  представлений.

1. всеохватность и комплектность  изменений. Это подразумевает  развитие доминирующего внимания  социологов к пространственно-географическим  параметрам социальных изменений,  их глобальной всеохватности.

2. протипоставление глобального и локального в области экономики, политики и культуры. Особенностью глобализации становится её проникновение в самые глубины социальных структур, и их превращение в носителей новых смыслов. Семья, малые группы, местные организации, локальные движения и институты глобализируются прямым и непосредственным образом на своём уровне, демонстрируя новые формы участия в глобальных процессах.

3. множественность культурных  гибридов. Возникновение разных  глобальных и локальных "социокультурных  гибридов" с присущими им нестабильностью, несоответствием традиционному контексту.

4. упразднение национально-государственного  фактора. Теория глобализации  последовательно выступает против  социетализма, с одной стороны, и национализма, с другой. Космополитизм возвращается к своему возвращается к своему изначальному смыслу. Современный человек живёт в глобальном мире и нигде конкретно.

5. примордиальные феномены  и гражданское общество. Мозаичный  набор социальных типов и моделей,  отсутствие единых принципов  рационализации - всё это создаёт  глобалистско постмодернистскую картину социального мира.

6. новые концепции рациональности. Новые глобальные процессы заставляют  изменять прежнюю концепцию рациональности, сформировавшуюся в рамках "современного  общества" по контрасту с "постсовременным обществом", порождаемым глобализацией.

Переход к новому типу общества сопровождается кардинальными изменениями  социальных институтов. Эти изменения  происходят на наших глазах, нередко  получая негативную оценку.

Особый смысл новые  культурные ценности приобретают в  системе высшего образования, которая  служит, как известно, одним из главных  агентов социализации, то есть воспроизводства  ценностных структур общества. Высшее образование в новом раскладе ценностных ориентаций уже не служит источником распространения фундаментальных  научных ценностей. Потребители  высшего образования прежде всего ценят его доступность или удобность, то есть максимальное сокращение физических усилий для достижения искомого результата: экономическую усреднённость и эффективность ("платить меньше, получить больше"), упакованность учебных программ в яркие функциональные упаковки, облегчающие потребление "товара", в качестве которого выступают знания и умения, максимальную коммерческую реализуемость полученных знаний.

В этих высоко динамичных условиях, будут процветать те виды политического правления, которые способны реагировать на новые проблемы, другие же окажутся в упадке, но наиболее вероятно, что глобальные результаты зависят от случайности, выступают итогом проб и ошибок, а иногда и борьбы различных сил.

Размещено

 

 

 

 

 

                       Список литературы  
1. А.И. Кравченко Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.– 271 с.  
2. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998 357 с.  
3. Андрей Ермолаев Выборочный метод в социологии Методическое пособие Москва 2000. - 25 с.  
4. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А.В. Социология, М., 2002.

5. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. — 169 с.

6. Комаров М.С. Социолгия. М.: 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

Кафедра «Философия, история  и политология»

 

 

СУРС

ПО ТЕМЕ:

«Общество, как социально-экономическая  и социально-культурная система »

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                                                            Проверил:

студент гр. СП-42                                                                                                              Доцент

Зуевич Д.В.                                                                                                                         Тетерюков Н.К.

 

 

ГОМЕЛЬ 2013


Информация о работе Общество, как социально-экономическая и социально-культурная система