Общество как социокультурный организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:32, реферат

Краткое описание

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….(2-3)
2.Зарождение и этапы развития знаний об обществе………………....(4-6)
3.Культура как система ценностей, норм, образцов поведения……...(7-9)
4.Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества…..(10-13)
5.Общество как система………………………………………………....(14-16)
6.Заключение……………………………………………………………..(17)
7.Список литературы……………………………………………………..(18)

Вложенные файлы: 1 файл

Общество как социокультурный организм.docx

— 62.40 Кб (Скачать файл)

В социологии под культурой подразумевается  то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека –  инстинктами; это искусственное  образование, созданное совместными  действиями многих поколений людей  и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.6

Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно  говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и  др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих).

Культура, понимаемая как предыдущий опыт и современные знания, оказывает  большое влияние на общественную жизнь. Учитывая это влияние на все  социальные процессы, следует говорить не о социальной, а социокультурной жизни.7

Итак, под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей.

Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как  идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и  материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней  нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и  т. д.

Итак, под ценностями мы понимаем идеальные  представления и материальные объекты  определенных людей и социальных групп, имеющие для них важное значение и определяющие их социальное поведение.

Вторым элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению  к определенным социальным группам. Социальные нормы являются регулятором  индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в  каждой ситуации действий определенного  типа.

Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы; часть из них, неадекватно отражающая реальность, отживает, умирает, появляются новые нормы и ценности, более соответствующие представлениям и потребностям общества.

Нормы и ценности, связанные между  собой, образуют социокультурную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Отдельные компоненты этой системы выявляются социологами при помощи социологических опросов. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры – образцы поведения, которые представляют собой готовые алгоритмы действий (на основе социальных ценностей и норм) в той или иной ситуации, действий, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной или, как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в процессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом.

Итак, культура включает в себя:вещи, предметный мир (материальная культура). Предметный мир связан с природой, из нее он черпает «строительные материалы»;символические объекты, в первую очередь ценности и нормы,т. е. идеальные представления людей о значениях вещей и понятий, о границах дозволенного обществом;образцы человеческих отношений, социальных связей, т. е. относительно устойчивые способы восприятия, мышления, поведения людей.Таковы структурные компоненты культуры.8

Различия в культуре проявляются  не только в манере поведения, но и  в одежде, речи, жестах и мимике, нравах, обычаях, обрядах, в отношении к  властям, к деньгам, к религии, к  спорту и т. д. Такие широко распространенные, устойчивые, часто повторяющиеся формы социальных связей получили название «культурные универсалии».

Культурные универсалии – это как бы совмещенные, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения.

Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий (спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык, шутки, религиозные обряды и т. д.). Именно на основании этих культурных универсалий каждое общество определенным образом (т. е. как определяет культура) способствует удовлетворению физиологических, психологических и социальных потребностей людей. Культурные универсалии вместе с другими элементами образуют культурную структуру общества.

На основе универсалий можно  сравнивать различные общества, лучше  понимать обычаи других культур. 

Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии этноцентризмом (в политике – национализмом).

Этноцентризм, национализм связан с ксенофобией – страхом и неприятием чужых взглядов, обычаев.

Любую культуру можно понять только на основе ее исторического, географического, этнокультурного анализа. Только так  становятся видны закономерности формирования ценностей и норм, образа жизни. Такая  точка зрения противостоит этноцентризму и называется культурным релятивизмом.

Культура как ценностно-нормативная  структура определенным образом  формирует общество. В этом проявляется  одна из функций культурной динамики. Другими функциями культуры являются:

социализация, т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;

социальные контроль, т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;

культурный отбор, т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества.

 

 

 Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.9

Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и  форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.

По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее  определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная  структура, формальный лидер, цель.

Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения  формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. Например, группы бомжей, наркоманов, других маргиналов, больные в больницах, отдыхающие в санаториях.

По степени частоты социальных контактов социальные группы можно  разделить на первичные и вторичные.

Первичная группа, как правило, небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс.

Вторичная группа более многочисленна  и может состоять из двух или нескольких первичных. Она менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше.

Кроме понятие «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как  правило, одним или очень немногими  типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей  и норм.

Квазигруппы можно подразделить на следующие виды:

аудитория – объединение людей  во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). 3десь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом  или идеей.

Основными свойствами квазигруппы  являются:

анонимность. «Индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким  инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один». Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязвимым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

внушаемость. Члены квазигруппы  более внушаемы, чем люди, находящиеся  за ее пределами;

социальная заражаемость квазигруппы. Она заключается в быстрой  передаче эмоций, настроений, а также  быстрой их перемене;

бессознательность квазигруппы. Индивиды как бы «растворяются» в толпе  и «пропитываются» коллективными  бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают скорее из подсознания, чем из сознания, и носят  иррациональный и непредсказуемый  характер.

Умение противодействовать толпе  – важное качество любого управленца. Основные правила усмирения толпы  можно сформулировать следующим  образом:

необходимо структурировать толпу (выделить лидеров, определить отдельные  части толпы, их лидеров и структуру);

предложить толпе какую-нибудь значимую цель и программу ближайших  действий, чтобы ее поведения стало  более осознанным, цели и алгоритмы  действий для отдельных частей толпы;

показать наличие социального  контроля (назвать несколько фамилий, имен членов толпы);

если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шеренги, ряды и развести по частям;

постоянно поддерживать связь и  контролировать лидеров частей;

постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет  к смене настроения толпы на негативное, к панике.

По принадлежности к социальным группам определенных индивидов  социологи подразделяют группы на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппы – это те, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши», к которым он ощущает свою принадлежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья». Сюда же относятся группы этнических меньшинств, религиозные общины, родственные кланы, преступные группировки и т. д.

Аутгруппы – это такие, к которым члены ингруппы относятся как к чужим, не своим, порой даже как к враждебным. Например, другие семьи, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос. У каждого индивида ингруппы существует своя система оценок аутгруппы: от нейтральной до агрессивно-враждебной. Социологи измеряют эти отношения по так называемой «шкале социальных дистанций» Богардуса.10

Американский социолог Мустафа  Шариф ввел понятие «референтная группа», которое означает реальное или абстрактное объединение людей, с которым индивид идентифицирует себя, принимая его ценности и нормы. Например, многие студенты ориентируются на мировоззрение и образ жизни своих родителей, преподавателей, выдающихся деятелей культуры или представителей той профессиональной деятельности, которую выбрали студенты. Иногда референтная группа и ингруппа могут совпадать. Особенно часто это происходит у подростков, молодых людей, которые нередко копируют поведение друг друга и стремятся подражать зрелым людям, выбранным как образец.

Наиболее крупными социальными  группами в обществе являются социальные общности. Концепция социальной общности предложена немецким социологом Фердинандом  Теннисом (1855–1936). 

Современные социологи под социальными общностями понимают реально существующие большие объединения социальных групп, имеющие относительную целостность и обладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных групп.

Факторами, объединяющими отдельные  социальные группы, служат, например, совместная территория проживания, необходимость  ее охраны, развитие общей государственности, вооруженных сил, совместное использование  природных ресурсов, решение экологических  проблем и т. д.

В качестве примеров социальной общности можно привести аграрное акционерное  общество (колхоз), включающее население  нескольких деревень, население микрорайона, вооруженные силы.

Социальные общности могут возникать  не на основе единой территории, а на основе общей деятельности или демографических  характеристик. В этом случае они  называются номинальными. Например, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров. Существуют и  другие критерии классификации социальных общностей. Сербский социолог Данило Маркович выделяет глобальные и парциальные  социальные группы.

Глобальные группы самодостаточны: в них люди удовлетворяют все свои социальные потребности. В истории человеческого общества поступательно существовали такие глобальные группы, как род, племя, народность, нация. Глобальные группы состоят из парциальных. Причем когда человечество переходит от родовой организации к племенной (когда племя состоит из нескольких родов), род становится парциальной группой. В этом случае народность состоит из племен как парциальных групп, а нация – из этносов.

В современном обществе тоже существуют несамодостаточные парциальные группы, в которых люди удовлетворяют только некоторые свои социальные потребности. К ним относятся: семья, производственные или трудовые коллективы, классы, политические партии и общественные объединения, приверженцы конфессий и т. д.

Информация о работе Общество как социокультурный организм