Общество как социокультурный организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:32, реферат

Краткое описание

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….(2-3)
2.Зарождение и этапы развития знаний об обществе………………....(4-6)
3.Культура как система ценностей, норм, образцов поведения……...(7-9)
4.Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества…..(10-13)
5.Общество как система………………………………………………....(14-16)
6.Заключение……………………………………………………………..(17)
7.Список литературы……………………………………………………..(18)

Вложенные файлы: 1 файл

Общество как социокультурный организм.docx

— 62.40 Кб (Скачать файл)

Общество как социокультурный организм.

1.Введение……………………………………………………………….(2-3)

2.Зарождение и этапы развития знаний об обществе………………....(4-6)

3.Культура как система  ценностей, норм, образцов поведения……...(7-9)

4.Социальные группы  и общности. Их роль в развитии  общества…..(10-13)

5.Общество как система………………………………………………....(14-16)

6.Заключение……………………………………………………………..(17)

7.Список литературы……………………………………………………..(18)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших  проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки  огромному многообразию интересов  индивидов и социальных групп?

Общество — группа людей, формально  не организованная, но имеющая общие  интересы и ценности. Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.1

 

Карл Раймунд Поппер ввел дополнительные понятия общества для  описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество — по К. Попперу  — тип общества, характеризующийся  статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые  им предназначены, обычно это тоталитарное общество).2

Открытое общество — по К. Попперу  — тип общества, характеризующийся  динамичной социальной структурой, высокой  мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и  демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется  возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).3

Закрытое общество склонно к  специализации, а открытое — к  творчеству.

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится  преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой  долг» — заботиться о других, а частная собственность —  дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или  менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и  играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре  общество качественно отличается как  от произвольного, хаотичного скопления  людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную  структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарождение и этапы  развития знаний об обществе.

 

Самые первые, наивно-мифологические в своей основе, представления  о жизни людей появились в  древних обществах. Жизнь воспринималась как арена деятельности мифических сил или богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и  природные процессы, этапы совершенствования  знаний об обществе соответствовали  историческим эпохам: древнее общество (до V в. н.э.); Средневековье (II—XTV вв.); Возрождение (XV—XVI вв.); Новое время (XVII—XIX вв.) и  современная эпоха.4

Философские учения об обществе стали  возникать по мере накопления и систематизации имеющегося знания, которое стало  называться «мудростью». Так, в Древней  Индии и Древнем Китае уже  существовали учения об общественном устройстве, социальной структуре, месте  и роли государства в обществе, о человеке и его взаимоотношениях с обществом, государством и природой (буддизм, конфуцианство и др.).

В Древней Греции стал зарождаться  более строгий подход к изучению общества, который проявил себя в  творчестве историков Геродота и  Фукидида, многих философов. Появился и сам термин «философия», означавший «любовь к мудрости» {Пифагор). Примечательно, что античная философия уже изучала общество с различных сторон. Например, Демокрит рассматривал происхождение общественной жизни в ходе трудовой деятельности людей. Сократ положил начало исследованию темы человека как субъекта нравственной жизни в обществе. Диоген и Эпикур обратили внимание на различные формы образа жизни человека в обществе.

Из древних мыслителей наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон разработал учение об «идеальном» (совершенном) государстве, где основными будут три социальные группы — производители, воины и  правители, а формой государственного устройства станет аристократическая  республика. Аристотель основал учение о политике города-полиса и исследовал различные формы государственной  власти: аристократию, республику, демократию, тимократию (власть военных), охлократию (власть толпы). Он известен также и как автор идеи естественности рабства.

В Средние века сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание  общества. В христианстве подчеркивалась идея сотворенности человека на Земле Богом и временной предопределенности жизни человека в общества (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Считалось, что Бог дал первым людям свободу жизни, райскую жизнь, но они не сумели ею разумно распорядиться и нарушили божественный завет. В результате вся история человечества стала восприниматься через греховность и вечную борьбу сил божественного Добра и земного Зла. Христианская философия Средневековья считала церковь высшим институтом власти в обществе, а духовенство — особым социальным сословием. Отдельные мыслители полагали, что история общества, как и жизнь человека, также имеет свои периоды — рождение, расцвет и смерть. Высказывалась убежденность в том, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение некоего Царства Божьего, как это замыслил Творец.

В эпохи Возрождения и Нового времени религиозное объяснение общества дополняется светским познанием. Жизнь людей стала восприниматься зависимой и не зависимой от Бога. Сохраняется вера в религиозное  происхождение общества, но утверждается и понимание того, что жизнь  людей сложилась в ходе длительной эволюции природы на Земле как  один из возможных культурных миров  во Вселенной. Проводилась также  мысль о том, что общество —  это сложная система отношений  и институтов, возникшая на почве  «взаимного договора (общественного  договора)» и ответственности людей (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Стали считать, что основными движущими силами развития общества являются разум и наука, проявляющиеся в знаниях, ремесленном и промышленном производстве, интеллектуальной и практической культуре людей. Возникают утопический социализм (Т. Мор и др.), разрабатывается политическое учение о государстве и правителях (К. Макиавелли), появляется идея «круговорота» в истории (Д. Вико). В научный оборот вводится термин «философия истории» (Вольтер). Если важнейшими источниками и двигателями прогресса общества считались наука и разум, то религия и церковь, напротив, рассматривались в качестве основных препятствий этого процесса.

В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Известные немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Л. Фейербах обратили внимание на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание. Г. Гегель попытался представить всю историю в виде этапов развития «абсолютной идеи». По убеждению философа, история началась на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и завершается в христианском мире, где якобы все люди становятся свободными.

В немецкой марксистской философии  сформировалось материалистическое понимание  общества и его истории (К. Маркс  и Ф. Энгельс). Считалось, что основным фактором развития общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы  материального производства оказывают  с точки зрения марксизма определяющее воздействие на все стороны общественного  организма, включая и духовную жизнь. В этом смысле история — это  естественно-исторический процесс возникновения и смены способов материального производства и общественно-экономических формаций. Он имеет свои законы и логику развития. Идеалом и конечной целью истории марксисты провозгласили коммунизм, представляющий собой, по их мысли идеальное устроенное и богатое общество, справедливо и разумно организованная ассоциация свободных тружеников.5

В современную эпоху в системе  знаний учения об обществе занимают ведущее  место во многих течениях и школах. Заметную роль играют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократические концепции исторического  процесса, космическое и экологическое  течения в философии и других гуманитарных науках. Большое влияние  на осмысление общественного развития оказал экзистенциализм, в котором  содержалась весьма сложная и  актуальная для нашего времени тема, отчужденного от общества человека. Специфическая  трактовка общества и истории  в соотношении с психическими состояниями людей дается австрийским психологом . Фрейдом и неофрейдистами. Для многих современных исследователей общественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская методология познания общественной жизни и исторического процесса.

Учение об обществе различно представлено в социально-гуманитарных науках. Они  в отличие от естественных и технических  наук специально изучают общество и  человека в обществе, их взаимодействия. Исторические и другие науки много  внимания уделяют возникновению  общества, периодам, стадиям, эпохам его  развития, раскрывают роль различных  субъектов в историческом процессе, анализируют конкретные явления  и процессы в обществе. Социология, политология, культурология, правовые науки, экономические учения формируют области знаний об отдельных сферах и аспектах жизнедеятельности общества. Философия изучает природу, общество и человека как разновидности бытия. Раздел философии, в котором общество рассматривается как особое явление бытия, называется социальной философией. Изучается системность общества, его содержание, признаки, структура, закономерности, источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества.

Социальная философия тесно  связана с социологией. Если социальная философия является теорией высокой  степени общности, объясняющей социальное бытие, то социология — это теория «среднего» уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функционирование и развитие конкретных социальных субъектов  и систем: семьи, науки, культуры и  т.д., а социальную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Вместе с иными отраслями  научного знания (археология, история, культурология, политология, этнография и др.) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.

Исследование общества отличается от изучения природы. Дело в том, что  человеческую историю делают живые  и очень разные люди, обладающие как положительными качествами, так  и недостатками, поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутанна, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно  богата различными проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить устойчивые признаки и процессы, конкретные закономерности функционирования и развития общества. В этом смысле познанию общественных явлений не могут помочь даже самые  совершенные приборы. Здесь требуется  сила человеческого разума, длительные и глубокие размышления над множеством фактов и событий. Познание общества протекает также в ходе острого  соперничества различных точек  зрения и подходов, что не всегда способствует выяснению истины. В  социальных науках истинность объяснения тех или иных фактов и событий  может открыться далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Не удивительно, например, что  важнейшие законы общества и его  истории были открыты и осмыслены  лишь в новое и новейшее время.

Современные социально-гуманитарные науки помогают формировать целостный  теоретический портрет общества как сложного социального организма. Они объясняют динамику развития общества и его перспективы, раскрывают человеческое измерение истории* культуру общества и цивилизационное развитие, выявляют место и значимость конкретных социальных процессов и действий людей в сохранении земной цивилизации.

Обществознание как комплекс наук о жизнедеятельности людей образно  можно сравнить с растущим деревом. Его отдельными ветвями являются частные общественные науки (политология, культурология, психология, демография и т.д.). Сам же ствол дерева — это и есть социальная философия. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такое общество как специфическое явление мироздания и мир бытия человека.

Основные понятия Объяснение общества в античности, в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое  время и на современном этапе, социально-гуманитарные науки, место  и роль в них социальной философии.

 

 

 

 

 

 

Культура как система  ценностей, норм, образцов поведения.

 

Термин культура происходит от латинского colere, что означает «возделывать почву» (отсюда – «культивация»). В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Ее обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т. д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т. д.).

Информация о работе Общество как социокультурный организм