Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:39, контрольная работа
Цель работы — изучение социологических концепций Энтони Гидденса и Пьера Бурдье в рамках развития взглядов конструктивного построения социальной модели объединительных парадигм.
Прежде чем, начать изучение вопроса необходимо дать определение собственно объединительным парадигмам и проследить, кратко, историю их возникновения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социологическая концепция Пьера Бурдье…………………………4
1.1 Понятие “габитус” (habitus)………………………………………………..4
1.2 Структура……………………………………………………………………7
1.3. Праксеологическое познание………………………………………………9
1.4. Символические отношения………………………………………………..11
Глава 2. Теория структурации Энтони Гидденса……………………………..14
2.1. Дуальность структурного…………………………………………………..14
2.2. Компетентность акторов: практическое и дискурсивное сознание……..15
2.3. Практическое сознание……………………………………………………..16
2.4. Порядок……………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………..21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Социологическая концепция Пьера Бурдье…………………………4
1.1 Понятие “габитус” (habitus)………………………………………………..4
1.2 Структура………………………………………………………
1.3. Праксеологическое познание………………………………………………9
1.4. Символические отношения…………………
Глава 2. Теория структурации Энтони Гидденса……………………………..14
2.1. Дуальность структурного…………………
2.2. Компетентность акторов: практическое и дискурсивное сознание……..15
2.3. Практическое сознание……………………………………………………..
2.4. Порядок……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..
Введение
Цель работы — изучение
социологических концепций
Прежде чем, начать изучение вопроса необходимо дать определение собственно объединительным парадигмам и проследить, кратко, историю их возникновения.
Объединительные парадигмы – пост классические парадигмы, в которых
раскрывается взаимосвязь соц. структур
и деятельных соц. агентов.
Последние десятилетия в развитии современной
социологии отмечены, с одной стороны,
появлением новых социальных концепций,
дальнейшим усилением их многообразия,
с другой - все яснее проявляющимся стремлением
преодолеть традиционный разрыв макро-
и микросоциологии, теоретического и эмпирического
подходов к изучению и пониманию соц. реальности.
Такое стремление началось в 30-е годы,
но именно в 70-90 оно приобретает характер
устойчивой, доминирующей тенденции. Значение
объединительных попыток состоит не только
в том, что они сами по себе несут немалое
новое соц. значение, но и в том, что успешное
решение этой важнейшей задачи может означать
переход к качественно новому этапу в
развитии теоретической социологии. Речь
идет о тенденции движения не к одной и
единственной общесоц. теории, исключающей
плюрализм соц. парадигм, а об обеспечении
единства и многообразия, при котором
сохраняющийся плюрализм не исключал,
а предполагал сближение различных методологических
подходов к изучению соц. действительности.
Интегралистские, объединительные тенденции
в современной социологии рельефно проявились
в частности в новейших концепциях «коммуникативного
действия» Хабермаса, «структуралистского
конструктивизма» Бурдье, «структурации»
Гидденса, "неофункционализма" Александерса
и др. С творчеством этих социологов связан
качественно новый этап в развитии социологической
науки.
Пьер Бурдьё (фр. Pierre Bourdieu, 1 августа 1930 — 23 января 2002) — французский социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля (фр. champ), теории габитуса.
1.1 Понятие “габитус” (habitus)
Одним из базовых понятий
Будучи продуктом некоторого типа объективной регулярности, habitus склонен порождать „резонные", „общепринятые" манеры поведения (и только их), которые возможны в пределах такой регулярности и которые с наибольшей вероятностью будут положительно санкционированы, поскольку они объективно приспособлены к логике, характерной для определенного поля деятельности, объективное будущее которого они предвосхищают. В то же время обычно исключает все „крайности", то есть все те поступки, которые санкционировались бы негативно, поскольку они несовместимы с объективными условиями. За этим стоит огромная работа по образованию и воспитанию в процессе социализации индивида, по усвоению им не только явно выраженных, но и невыраженных, подразумеваемых принципов поведения в определенных жизненных ситуациях. Интериоризация такого жизненного опыта, зачастую оставаясь неосознаваемой, приводит к формированию готовности и склонности агента реагировать, говорить, ощущать, думать определенным — тем, а не другим — способом. Габитус, таким образом, “есть продукт характерологических структур определенного класса условий существования, т. е.: экономической и социальной необходимости и семейных связей или, точнее, чисто семейных проявлений этой внешней необходимости (в форме разделения труда между полами, окружающих предметов, типа потребления, отношений между родителями, запретов, забот, моральных уроков, конфликтов, вкуса и т. п.)”.
Таким образом социальный класс - класс идентичных или схожих условий существования и среды - это в то же время класс биологических индивидов, обладающих одинаковым habitus'ом, который понимается как система предрасположенностей, общих для всех продуктов одной и той же среды. При том, что одинаковый опыт для всех (и даже для двух) представителей одного класса невозможен, в то же время очевидно, что представители одного класса с большей вероятностью по отношению к представителям другого класса, сталкиваются с ситуациями, типичными для своего класса.
Habitus имеет тенденцию к постоянству
и защищен от изменений
Габитус, по Бурдье, есть в одно и то же время порождающий принцип, в соответствии с которым объективно классифицируется практика, и принцип классификации практик в представлениях агентов. Отношения между этими двумя процессами определяют тип габитуса: способность продуцировать определенный вид практики, классифицировать окружающие предметы и факты, оценивать различные практики и их продукты (то, что обычно называют вкусом), что также находит выражение в пространстве стилей жизни агентов.
Связь, устанавливающаяся в реальности между определенным набором экономических и социальных условий (объем и структура капиталов, имеющихся в наличии у агента) и характеристиками занимаемой агентом позиции (соответствующим пространством стилей жизни), кристаллизуется в особый тип габитуса и позволяет сделать осмысленными как сами практики, так и суждения о них.
1.2 Структура.
Пьер Бурдье разработал
один из наиболее интересных подходов
в современной французской
Его первоначальные занятия антропологией (прежде всего алжирской культурой и обществом) естественным образом привели его к структурализму как способу мышления и форме анализа, которые позволяют избежать почти неизбежного этноцентризма антропологического исследования. Аргументы Бурдье в его анализе кабильского общества у берберов относились к мифам, ритуалам не столько как к символам самим по себе, сколько как к символической практике, действиям, которые устанавливают соотношения между элементами, например, между ткацким ремеслом и тем фактом, что оно из-за того, что им обычно занимались в глубине дома, считалось женским занятием и было связано со специфическим понятием чести.
Он признает за структурным анализом способность адекватно понимать объективные обстоятельства, не впадая в заблуждение, обобщать отдельные случаи или объяснять их с субъективной точки зрения. Структурализм принуждает к реляциональному мышлению в отличие от субстанциализированного мышления. Структурный анализ осуществляется «независимо от объекта», он исследует «систему объективных отношений», которая определяется экономикой и морфологией групп. Он определяет ее как структуру (первого порядка), то есть как систему ковариантов, посредством которой одна система связей трансформируется в другую.
«Структура» в понимании структурализма — это система связей между определяющими элементами некой совокупности. Идеалом является формализованная модель аналогично символам и операторам математических моделей. Целью структурного анализа является установление структурных гомологии, то есть сравнение групп с эквивалентным положением в обществе путем выявления трансисторических и транскультурных признаков этих групп.
Бурдье, однако, минует эти пределы и считает этот предварительный объективизм необходимостью, чтобы на его основании определить практические условия. Центральной проблемой у Бурдье является соотношение между познанием и действием, которое в исследовании становится соотношением между субъектом и объектом. Он считает, что все попытки прямого понимания означают абсолютное положение «Я» наблюдателя и что объективирование посредством структурного анализа приближает чуждое, хотя внешне его отдаляет. Целью познания у него становится понимание посредством объективирования. Прежде всего — дологическая логика практических действий, например, ритуалов, не может быть понята путем «вживания» наблюдателя, обремененного рациональной логикой, а станет более «осязаемой» посредством дистанцирования и объективирования, хотя объективизм и лишает действительность динамики. Однако она является опытом, а не моментальным снимком.
1.3. Праксеологическое познание
Рядом с феноменологическим и объективистски способами теоретического познания социального мира он ставит праксеологическое познание, в то же время диалектически преодолевая его. Его целью является не обнаружение объективных структур как таковых, а «структурированных структур, которые способны выступать как структурирующие структуры».
Для Бурдье опыт, однако, всегда содержит нечто невыразимое, некий мимезис, который выражается символически, но есть чистое поведение без теории, невыразимое словами. Это особенно ярко проявляется при рассмотрении произведений искусства, которые, невзирая на все толкования и интерпретации историками искусства, всегда остаются чем-то иным (а потому всегда интерпретируются заново), чем эти интерпретации, поскольку произведение искусства —это продукт практики, «искусства». Понятие практики, выдвигаемое здесь Бурдье, имеет определенное сходство с понятием «жизни» в прагматизме, в меньшей степени в экзистенциализме или в экзистенциальной феноменологии. Оно берет свое начало в отказе от предположения, что всякое мышление возможно лишь как языковое или подобного же рода логическое мышление; оно постоянно подчеркивает дологическую логику практики.
Информация о работе Объединительные парадигмы Э.Гидденса и П.Бурдье