Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:19, контрольная работа
Усложненную структуру постнеклассической социологии конца XX-начала XXI в. можно объяснить общим процессом развития теоретического социологического знания, усиливающейся его дифференциацией. Число теорий и концепций в рамках этого периода развития постнеклассической социологии резко возрастает. Каждая из названных парадигм включает в себя целый ряд хорошо известных и популярных в научном мире теорий.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
1.Интегральные и объединительные парадигмы современной социологии……..5
2.Теория структурации Э.Гидденса……………………………………7
3.Структуралистский конструктивизм П.Бурдье ………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………… 15
Список использованных источников……………………………………………...16
Чем больше объем капиталов, чем более они разнообразны, тем легче их владельцам достигать тех или иных целей.
Бурдье выделяет четыре группы капиталов:
Экономический капитал представляет собой самые различные экономические
ресурсы, которые могут быть задействованы агентом - деньги, разнообразные товарыи т.д.
Культурный капитал включает в себя ресурсы, имеющие культурную природу. Это прежде всего образование, авторитет учебного заведения, который окончил индивид, востребованность его аттестатов и дипломов на рынке труда. Составляющей культурного капитала является и собственно культурный уровень самого индивида.
Социальный капитал - средства, связанные с принадлежностью индивида к конкретной социальной группе. Понятно, что принадлежность к высшему классу дает индивиду больше властных возможностей и жизненных шансов.
Символический капитал - это то, что обычно называется именем, престижем, репутацией. Человек, узнаваемый на телеэкране, обладает большими ресурсами, чтобы добиться своих целей, чем те индивиды, которые популярностью не обладают.
Объем и структуру капиталов не так уж сложно вычислить эмпирически. Этот факт придает теории структуралистского конструктивизма практическую направленность.
Социальное поле - это логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения.
Но вместе с тем, социальное поле - это реальные социальные, экономические, политические и др. институты, например, государство или политические партии.
Вводя данное понятие, социолог делает акцент на том, что его интересуют не институциональные структуры сами по себе, а объективные связи между различными позициями, интересами, задействованных в них людей, их вступление в противоборство или сотрудничество друг с другом за овладение специфическими выгодами поля. Выгоды поля могут быть самые разные - обладание властью, экономическими или интеллектуальными ресурсами, занятие доминирующих позиций т.д.
Все социальное пространство неравномерно распределено во времени и
пространстве и состоит из нескольких полей - поля политики, поля экономики, поля религии, научного поля, поля культуры и т.д. Естественно, что то или иное
социальное поле не может существовать без адекватной полю практики агентов: в политическое поле попадают не все, а лишь те индивиды, которые так или иначе имеют отношение к политике; в религиозное - верующие люди и т.д.
Заметим, вводя понятие агента в противоположность субъекту, Бурдье дистанцируется от традиционного структурализма, согласно которому социальная структура полностью детерминирует и социальный статус человека, и его поведение.
Агенты же предрасположены к собственной активности. Чтобы поле функционировало, необходимо не просто отношение агентов к полю, их формальная активность. Нужна ещё их предрасположенность действовать по его правилам, наличие у них определенного габитуса, включающего в себя знание правил поля, готовность их признавать и адекватно действовать.
Поле всегда предстает перед агентом уже существующим, заданным, а конкретно индивидуальная практика может лишь воспроизводить и преобразовывать поле. Так, например, конкретные люди, готовые и могущие заниматься предпринимательством входят в экономическое поле. Их предпринимательские действия в данном экономическом поле одновременно и воспроизводят и в определенной степени трансформируют поле. Затем воспроизведенное уже новое поле, со своей стороны, предоставляет возможность и средства для инновационной экономической практики агентов, одновременно придавая их поведению нормативную заданность. И далее процесс повторяется вновь и вновь.
Концепция поля позволяет социологу учесть в социальной практике агента сознательное и спонтанное, вычленить два принципиально различных механизма порождения действий. С одной стороны, правила поля предполагают хотя бы минимальную рациональность (постановка целей, выбор средств и достижений и т.д.), а с другой - спонтанную ориентацию (весьма показательны в этом плане спонтанные оценки и действия юных коммерсантов в рамках нарождающихся рыночных отношений).
Представление социальной жизни через призму социального поля оказывается эффективным инструментом при анализе реального противоборства. Поле предстает как пространство борьбы, компромисса, союза самых различных сил, которые выражаются в конкретных социальных практиках. В немалой степени отношение борьбы и союзов, их характер зависит от различий собственных характеристик агентов.
Социолог особо подчеркивает, что в поле всякая компетентность (экономическая, социальная, интеллектуальная и т.д.) является не просто технической способностью, а капиталом, необходимым, чтобы пользоваться потенциальными правами и возможностями, формально существующими для всех.
В заключении вернемся к формуле Бурдье:
Габитус х капитал + поле = практики
Она отображает суть методологической стратегии, предложенной Бурдье.
Если
мы имеем данные о габитусе агента,
объемах и структуре его капиталов,
знаем в каком конкретно социальном поле
агент действует, мы можем получить желаемое
знание о характере его социальных практик,
способностях конструировать те или иные
структуры.
Заключение
Общество
– совокупность людей, объединенных
исторически сложившимися формами
их взаимосвязи и взаимодействия
в целях удовлетворения своих
потребностей, характеризующаяся
Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие. Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей.
Обобщая
вышесказанное, можно сказать, что
структура как регулярно организованные
наборы правил и ресурсов выходит за пределы
времени и пространства. Она поддерживается,
проявляется и координируется через „отпечатки"
в памяти и характеризуется „отсутствием
субъекта" Социальные системы, в которых
структура постоянно присутствует и реализуется,
наоборот, охватывают действия людей,
расположенные и воспроизводимые во времени
и пространстве. Анализ структурации социальных
систем означает изучение способов, которыми
производятся и воспроизводятся такие
системы, основанные на сознательной деятельности
людей, которые полагаются на правила
и ресурсы во всем многообразии контекстов
действия.
Список
использованных источников
Информация о работе Объединительные парадигмы Э.Гидденса и П.Бурдье