Объективные факторы восприятия и оценки инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Суть инноваций – изменение той среды, из которой они произошли. Готовность к таким изменениям и составляет объективные факторы восприятия и оценки инноваций. Можно привести следующие факторы:
1. Культура.
2. Организационные факторы.
3. Уровень развития науки, техники и технологии.

Содержание

Культура 2
Организационные факторы 4
Уровень развития науки, техники и технологии 6
Состояние экономики 7
Международное сотрудничество и конкуренция 8
Территориальные особенности 10
Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности 11
Последствия уже случившихся инноваций 13
Информационные и коммуникационные процессы 14
Особенность инновационной системы и структуры 15
Специфика инновационной политики 18
Использованные источники: 20

Вложенные файлы: 1 файл

doklad.docx

— 55.93 Кб (Скачать файл)

В системе  социально-психологических функций  инновационного менеджмента мотивация  выполняет важную задачу стимулирования сотрудников к качественному  выполнению делегированных задач в  пределах принятых ими полномочий.

Известно, что позитивное или негативное отношение  сотрудника к работе влияет на характер результатов его труда. В инновациях персонифицированный характер труда  разработчиков естественным образом  усиливает значение психологических  факторов в управлении. Менеджер при  организации инновационной деятельности кроме распорядительных решений  должен создать условия, побуждающие  всех участников к продуктивному  сотрудничеству и достижению наивысших  результатов.

  Отсутствие стимулов к совместной  деятельности или недостаточное  внимание к мотивации труда  способно разрушить самые современные  и перспективные организационные  построения.

Конкретное  решение задач мотивации в  инновационной деятельности зависит  от принятой концепции её построения на предприятии, моделей поведения  участников инноваций в трудовом процессе, форм стимулирования труда  и ряда других факторов.

Содержательные  концепции мотивации, основы которых развиты в работах Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга, исходят из классификации потребностей, побуждающих людей к мотивационному поведению, связанному, прежде всего с объемом и содержанием работы. Содержательные концепции мотивации исходят из того, что потребности и связанные с ними факторы определяют поведение людей и их отношение к работе.

Сложность реализации содержательной концепции  мотивации в инновационном менеджменте  связана, прежде всего, со специфическим  характером труда в инновационной  сфере.

Процессуальные  концепции мотивации, отраженные в работах Виктора Врума, Лаймана Портера, Эдварда Лоулера, Ричарда А. Гендерсона и др., основываются на том, что поведение личности определяется не только потребностями, но и восприятием ситуации и ожиданиями, связанными с возможными последствиями выбранного типа поведения.

Современные процессуальные концепции в большей  степени соответствуют специфике  инновационной сферы и используют мотивационные механизмы, стимулирующие  достижение целей и получение  удовлетворяющего вознаграждения.

В соответствии с процессуальной концепцией мотивации  люди по-разному и сугубо индивидуально  оценивают одинаковое вознаграждение за равную работу в зависимости от индивидуальных потребностей и ожидаемой  ценности вознаграждения.

Мотивация инновационной деятельности представляет собой постоянно повторяющийся  процесс, содержащий три основные стадии: выбор и характеристика объекта  мотивации, построение альтернативных вариантов мотивации и принятие мотивационного решения.

Характеристика  объекта мотивации должна выявить  существенные аспекты мотивационного механизма, связанные с определением системы ценностей для него. При  этом необходимо выделить два аспекта  деятельности: индивидуальные, личностные мотивы труда сотрудника и условия  его труда, предоставляемые ИП при  проведении инноваций.

  Трудовые аспекты должны отражать  характер поручаемых задач, подчиненность  сотрудника, режим и пространственные  условия работы. В случае выявления  противоречий в трудовых и  персональных аспектах деятельности  сотрудника следует принять меры  к их сочетанию. В противном  случае в дальнейшем не удастся  создать гармоничный механизм  мотивации.

 

Последствия уже случившихся инноваций – следует помнить, что инновация является не только конкретным изменением, но и социально-культурным феноменом сама по себе. Суть его в изменении существующих форм и структур. Последствия реализации инноваций определяют отношение и к инновациям как таковым, то есть к необходимости и допустимости изменения. И, соответственно, влияет на восприятие последующих инноваций во всех сферах.

Поскольку инновации открывают новые перспективы  изменения гибкости на изменение  спроса и предложения, т.е. идет замена старого — новым, это объективно порождает социальные противоречия. Дело в том, что преобразования, как  правило, затрагивают интересы людей, их планы, ожидания. Чем радикальнее и масштабнее проводимые изменения, тем чаще они вызывают противоречия и конфликты, порождаемые борьбой старого и нового. Всякое нововведение связано с разработкой, «пробиванием», распространением и использованием новшеств в производстве. При этом возникает противоречие между сторонниками и противниками нововведения. Причина этого кроется в различии результатов и последствий нововведений для социальных групп работников с одной стороны, и организации в целом — с другой. Объективно между ними будут возникать достаточно противоречивые взаимоотношения. Так, возможны ситуации, когда нововведение выгодно предприятию (организации в целом), но не отвечает интересам отдельных групп его работников, или наоборот — невыгодно предприятию, но устраивает те или иные группы работников. Конфликты, которые возникают в результате нововведений в организации, как и все остальные, могут носить частично функциональный, а частично дисфункциональный характер. Конфликты могут, как облегчать, так и затруднять внедрение новшеств. При этом работники, активно сопротивляющиеся нововведению, становятся участниками конфликта. Инновационный конфликт можно трактовать как противодействие между сторонниками нововведения (новаторами) и противниками (консерваторами), что сопровождается переживаниями отрицательных эмоций по отношению друг к другу. В настоящее время глубокому всестороннему исследованию инновационных процессов в экономической науке уделяется большое внимание. Вопросы степени влияния инноваций на продолжительность инновационных процессов, цикличность возникновения инновационных конфликтов рассматривались в трудах С. Кара-Мурзы, Н. Кондратьева, Г. Менша [1]. Так как в вопросах повышения эффективности деятельности инновации являются неизбежным процессом, чем значительнее при их реализации организационные изменения на предприятиях, тем сильнее заявляют о себе психологические охранные механизмы сотрудников. Эти механизмы запускают процесс, противоположный изменениям – сопротивление, которое является причиной конфликта. Вероятность конфликта во время введения инновации растет пропорционально масштабности инноваций. Масштабные инновации включают большое количество людей с различными интересами в инновационный процесс, что увеличивает частоту конфликтов. Радикальность инноваций повышает вероятность и остроту конфликтов. Быстрый процесс инноваций, как правило, сопровождается возникновением конфликтогенов. В процессе инновационного конфликта новаторы рассчитывают на улучшение работы предприятия и личной жизнедеятельности в результате внедрения инновации. Консерваторы опасаются того, что жизнь и работа станут хуже. Позиция каждой из этих сторон может быть достаточно обоснованной. В борьбе новаторов и консерваторов могут быть правы и те, и другие. Большинство конфликтов между новаторами и консерваторами (66,4%) происходит во время осуществления управленческих инноваций, каждый шестой - педагогических, а каждый десятый - материально-технических инноваций. Чаще всего (65,1%) эти конфликты возникают на стадии внедрения новшеств [2]. Технические инновации наиболее благополучны с точки зрения возникновения негативных последствий их внедрения. В социальных инновациях не столь очевидны и доказательны преимущества, как в случае с техническими нововведениями. Для социальных инноваций существует сложность с подсчетом их эффективности. Также для них расходы денежных средств могут быть относительно небольшими, по сравнению с техническими или другими видами инноваций, но это не означает подлинной дешевизны социальных нововведений. Одним из ключевых факторов успеха и неудачи при внедрении инноваций является скорость. Планирование изменений предполагает определение сроков и бюджета, распределение ответственности. Очень часто из-за отсутствия постоянного мониторинга по ключевым показателям, позволяющего понять, как идет процесс внедрения, инновации затягиваются. И чем больше растягивается инновация, тем меньше шансов на то, что она будет успешна.

Информационные и коммуникационные процессы – с одной стороны влияют на координацию управленческих решений, являются базой для обучения и познания, координировать восприятие инноваций. С другой стороны интенсивность коммуникации и обмена информацией в обществе облегчает внедрение любых инноваций.

Коммуникационный процесс –  это обмен информацией между  отдельными людьми или группой лиц. Основная цель коммуникационного процесса - это обеспечение понимания посланного сообщения. В процессе обмена информацией  есть четыре основных обязательных элемента:

отправитель, лицо, собирающее информацию и передающее ее;

сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;

канал, или средства передачи информации;

получатель, или лицо, которому предназначена  информация и который интерпретирует её.

Научные концепции общественного  развития на современном этапе ориентированы  на исследование различных подходов к оценке возможностей и перспектив инновационных трансформаций в  конструировании коммуникативной  реальности, в развитии духовного  потенциала личности в условиях информационного  общества [17], информационной цивилизации, общества знаний.

Последнее понятие довольно часто  используется в современной философской  и научной литературе для конкретизации  всего объема количественных и качественных изменений социальной среды под  влиянием информационно-коммуникативных  процессов постиндустриальной цивилизации.

Особая роль в становлении общества знаний принадлежит университетам  как центрам науки и культуры, конструирующим новый образ социальной реальности с целью усиления положительного эффекта инновационных трансформаций  в науке, образовании, производстве и т.д. Формирующиеся тенденции  в развитии современных коммуникационных процессов способствуют изменению  духовно-нравственной регламентации  поведения человека в зависимости  от особенностей и потребностей цивилизационного развития общества.

Культура, общество и личность, условием существования и воспроизводства  которых является коммуникативное  взаимодействие, не могут существовать в полном соответствии с требованиями своего времени без приобретения опыта коммуникативного поведения; последнее осваивается под влиянием социокультурных факторов и ценностных установок, порождаемых совершенно новыми цивилизационными условиями.

Особенностью коммуникационного  пространства современной цивилизации  является разрушение былой замкнутости  его систем под влиянием формирующегося общедоступного информационного поля и усиление тенденций виртуализации  социальной реальности.

 

Особенность инновационной системы и структуры – то есть сама структура институтов порождающих инновации, из детерминированность другими институтами общества, внутренняя организация, связь с институтами, реализующими инновации.

Создание  и развитие национальной инновационной  системы является ключевым этапом современной  модернизации экономики и оценивается  как одно из приоритетных направлений  государственной экономической  политики. В то же время слабость современной национальной инновационной  системы является основным барьером для повышения уровня инвестиций в инновации как белорусского, так и зарубежного происхождения.

В процессе создания и развития национальной инновационной  системы основные усилия государства  и хозяйствующих субъектов должны быть сосредоточены на формировании эффективного нормативного обеспечения, в первую очередь, в вопросах защиты интеллектуальной собственности, а также на создании действенных механизмов трансформации научных исследований в инновационно привлекательные инвестиционные проекты. Роль государства для решения данной проблемы выражается в разработке программ стимулирования научных исследований и разработок, создания инновационных центров и кластеров, формирования благоприятной правовой и фискальной среды для развития инновационных предприятий и повышения их инвестиционной привлекательности. Субъекты инновационной деятельности решают вопросы оценки и управления собственным инновационным потенциалом, человеческим капиталом.

Только  государство располагает достаточным  объемом ресурсов для стимулирования инновационной деятельности и создания 3 предпосылок для перехода национальной экономики на путь модернизации. В  современных условиях, роль государства  не сводится только к регулированию  отношений и бюджетному финансированию проектов. В настоящее время роль государства существенно шире, причем не только из-за набора решаемых задач, но и за счет существенной диверсификации инструментов поддержки инновационной  деятельности. Также существенно  возрастает значимость государства  как системы трансформации социальных вызовов в стратегические задачи развития экономики. Представители  инновационного бизнеса получают стратегические установки в форме целевых  макроэкономических индикаторов и  ориентиров развития.

Проблемам формирования и развития инновационной  инфраструктуры были посвящены труды  многих современных отечественных  и зарубежных авторов, однако в данных исследованиях основное внимание авторов  было сосредоточено на уточнении  функций государства по формированию и развитию инновационной инфраструктуры, оценке эффективности государственной  политики стимулирования инновационной  деятельности.

Можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день проблема создания и развития современной национальной инновационной системы в Беларуси является крайне актуальной и малоизученной  проблемой национальной экономики.

Национальную  инновационную систему целесообразно  рассматривать в рамках нескольких подходов: институциональный, субъектный, процессный, административный. В рамках институционального подхода основой  построения национальной инновационной  системы являются отношения, возникающие  на макроуровне при создании и  внедрении инноваций в национальную экономику. Субъектный подход позволяет  анализировать конкретных участников инновационных отношений. Процессный подход дает возможность рассматривать  последовательность создания и внедрения  инноваций, а административный - отношения  между государством и участниками  инновационной системы.

В соответствии с субъектным подходом национальную инновационную систему целесообразно  рассматривать как совокупность субъектов, участвующих в разработке, продвижении и последующей модернизации нововведений, а также других субъектов, вовлеченных в этот процесс. Процессный подход предполагает, что национальная инновационная система представляет собой последовательность активностей различных субъектов, учреждений, юридических и физических лиц, основной деятельностью которых является участие в научно-исследовательских, опытно-конструкторских и коммерческих работах по созданию инноваций.

В рамках административного подхода национальную инновационную систему можно  рассматривать как систему взаимодействия государственных и коммерческих субъектов для установления в  соответствии с законодательством  условий бюджетного, налогового, таможенного, антимонопольного и технического регулирования  инновационной деятельности.

Выявление сущности ключевых элементов и структуры  общего механизма национальной инновационной  системы позволяет представить  обобщенную модель взаимосвязи основных субъектов в рамках инновационной  инфраструктуры. Масштаб и уровень  развития отдельных составляющих, характер прямых и обратных связей между ними определяют различия в инновационных  системах разных стран. Очевидно, формирование национальной инновационной системы  происходит индивидуально для каждой страны и определяется сложившимися социально-экономическими отношениями. Однако в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные  подходы и инструменты, доказавшие свою эффективность в других странах.

Непременным участником инновационного процесса является государство, выполняя одну из важнейших, ответственейших и квалифицированных  функций, требующих высочайшего  профессионализма, стратегического  мышления и усилий со стороны руководителей  государства, его органов и государственных  служащих, инновационно-стратегическую функцию.

Информация о работе Объективные факторы восприятия и оценки инноваций