Объект и предмет социологии. Социологические методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 22:27, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является: ответить на вопрос «что представляет собой социология как наука?».
Задачами контрольной работы являются:
Изучение объекта и предмета социологии
Изучение социологических методов

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….…..3
Раздел 1. Объект и предмет социологии ……………………………….………………….…….4
Раздел 2. Методы социологии ……………………………………………………………….…..…..8
Заключение………………………………………………………………………………………………….....14
Список используемой литературы……………………………….………………………..……….15

Вложенные файлы: 1 файл

социология 1.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)

Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов. Существуют два основных метода анализа документов - традиционный и формализованный или контент-анализ (анализ содержания).

Традиционный анализ - совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого документа. Эффективность традиционного анализа зависит от: содержания и направленности документа; условий, целей и задач исследования; научной квалификации исследователя. Традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа. Контент-анализ ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. В процессе контент-анализа в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Единицы контент-анализа классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.

 Эксперимент - это метод исследования, позволяющий  получить информацию о количественном  и качественном изменении показателей  деятельности изучаемого социального  объекта в результате воздействия  на него вводимых или видоизменяемых  экспериментатором и контролируемых  им новых факторов.

Социологический эксперимент основывается на разработке гипотетической модели изучаемого явления или процесса. На основе использования данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая переменная. Это экспериментальный фактор, действие которого подчинено управлению и контролю экспериментатора и который выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Зависимые переменные - это свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но независящие от экспериментатора. В качестве изучаемых в эксперименте зависимых переменных выделяются индивидуальные знания, навыки, групповые мнения, стереотипы поведения и т.д. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии бывают: полевые и лабораторные, линейные и параллельные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования, при этом членам группы может быть известно или нет о том, что они участвуют в эксперименте. В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация и экспериментальные группы формируются искусственно. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения нескольких характеристик). В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.

Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством письменного или устного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых связано с исследуемой социологом проблемы. Интересующая исследователя информация может быть получена с помощью очного или телефонного интервью, заполнения респондентом анкет-вопросников.

Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания, мнения, отношения и поведенческие отчеты. К фактам относятся биографические сведения о респонденте. Знания - суждения респондента об окружающем мире. Мнение - суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные явления и события. Отношения - сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты - это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.[8]

 Одним  из наиболее распространенных  видов опроса является анкетирование. Анкетирование - метод опроса, при  котором общение между исследователем  и респондентом, являющимся источником  информации, опосредуется анкетой. Анкета - упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных  суждений, воплощенный в виде  опросного листа. Вопросы могут  быть открытыми, когда от респондента  требуется в свободной форме  выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из  предложенных альтернативных ответов. Качество анкеты определяется  степенью соблюдения двух основных  условий:

1) формулировка  вопросов должна соответствовать  исследовательской задаче;

2) формулировка  должна соответствовать возможностям  респондента как источника информации (вопросы должны быть понятны  и не оскорбительны для респондента).

Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования. Интервьюирование - беседа по предварительно разработанному подробному плану, или на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. Различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное - строго регламентированное общение интервьюера и респондента в соответствии с детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное - сбор мнений и оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов знакомят с предметом беседы. Вопросы подготовлены, но могут задаваться в любой последовательности и в любой формулировке. Свободное интервью проводится без опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Полученная таким образом информация уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.

Разновидностью опроса являются исследовательская беседа и экспертный опрос. Исследовательская беседа по форме близка к свободному интервью, характеризуется совместным поиском истины исследователем и респондентом. Метод экспертной оценки применяется тогда, когда для оценки явления невозможно выделить объект, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Для исследования проблемы задействуются компетентные лица - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов - экспертными оценками. Можно выделить две основные функции экспертного опроса в социологическом исследовании: оценка состояния, включая причины и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Достоверность данных здесь не зависит от численности опрошенных.

 В проведении  социологического исследования  используются также социально-психологические  методы. К ним относятся метод  независимых характеристик, метод  социометрии, изучающий структуру  социальной группы с целью  выявления в ней микрогрупп и лидеров на основе взаимооценок всех членов коллектива. На социометрию похож метод парных сравнений. К социально-психологическим методам относятся также методики изучения личности, с помощью которых исследуются личностные качества отдельных индивидов и членов коллектива в процессе их межличностного взаимодействия.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

В контрольной работе были изучены: объект и предмет социологии; социологические методы, с целью ответить на вопрос «что представляет собой социология как наука?».

В ходе выполнения данной работы были рассмотрены следующие аспекты: основные подходы к определению предмета социологии; технологический принцип изучения социологии; методы конкретного социологического исследования. В результате выполнения контрольной работы удалось закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки в области социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов;  Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2005-572 с.

2. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо,  2005.-316 с.

3. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра - М., 2004- 231с.

4. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов М.: NOTA BENE, 200.-269с.

5.  Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.

6. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2004.- 479с.

                                                                                                                                                                                                                                                             7. Кравченко А.И. Социология: Учебник  для студентов несоциологических специальностей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2004 -431с.

8. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

 


Информация о работе Объект и предмет социологии. Социологические методы