Огранизация взаимодействия семьи и дошкольных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:50, методичка

Краткое описание

В Законе РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1) говорится, что государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В указанном документе уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

Вложенные файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ

Издавна ведется  спор о том, что важнее в становлении  личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Е. П. Арнаутова  и В. М. Иванова, рассмотрев все преимущества и недостатки общественного и семейного воспитания, пришли к следующим выводам.

Воспитываясь  только в семье, получая любовь и  привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу, ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и др. Важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников, поэтому необходимо взаимодополняющее, взаимообогащающее сотрудничество детского сада и семьи.

В Законе РФ «Об  образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1) говорится, что государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В указанном документе уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

В этот же период в соответствии с «Концепцией  дошкольного воспитания» (реш. коллегии Гос. комитета СССР по нар. обр. 16.06.1989 № 7/1) были разработаны новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи детского сада и семьи. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Например: создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей; совместное обсуждение воспитателя с родителями прочитанного с целью возможного использования приобретенных знаний в условиях детского сада; открытие дискуссионного клуба профессионалов и родителей; создание библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье; организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество — это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие — это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья—дошкольное  учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, что невозможно без «открытости» ДОУ.

Придать дошкольному  учреждению «открытость» внутрь значит сделать педагогический процесс  более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и др.

Пример открытости детям демонстрирует педагог: рассказывает о чем-то интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не должен скрывать, когда в чем-то сомневается, может попросить совета, помощи,

всячески  подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью  открыть самого себя педагог заражает детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и др.

«Открытость»  ДОУ внутрь — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье: организовать экскурсию, поход в ближайший лес, на речку, помочь в оснащении педагогического процесса и др. В этом случае дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих близких, которые много знают, интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

«Открытость»  ДОУ наружу означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательной школой, музыкальной школой, спортивным комплексом, библиотекой и др. Например: на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду; ДОУ представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе района, работы своих воспитанников.

Содержание  работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным  и во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность заключается в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада,

что, в свою очередь, работает на авторитет дошкольного  учреждения, общественного воспитания в целом.

Чтобы детский  сад стал реальной, а не декларируемой  «открытой» системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя добрый взгляд на ребенка: видеть в развитии его личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Отношение родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но главное — на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливости, внимания, доброты, чуткости).

В условиях «открытого»  детского сада родители имеют возможность  в удобное для них время  прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и др. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные визиты родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это — первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.

Формы взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными.

  1. Взаимодействие педагога с каждой семьей, иначе — индивидуальная форма работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).

 

         Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

          Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

        2. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания: дифференцированный подход.

        3. Воздействия на семью через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с близкими. Например: в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и др. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

          4. Вечера отдыха с участием педагогов, родителей и детей; спортивные развлечения; посиделки; подготовки спектаклей; собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.; проведение дней добрых дел, вечеров вопросов и ответов.

        Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном:

  • через приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;



 

  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка (эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка);
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Отношения дошкольного  учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

К недостаткам сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи могут быть отнесены следующие моменты.

  • Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы.
  • Содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно: при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможности и условия жизни конкретных семей.
  • Довольно часто воспитатели, особенно начинающие, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причинами вышеуказанного являются недостаточное знание воспитателем специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической компетенции родителей, особенности воспитания детей, неумение проектировать деятельность по отношению к родителям и детям, отсутствие или недостаточная развитость коммуникативных умений.

Заведующий  детским садом, методист и социальный педагог должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.

При анализе  планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например: в младшей группе детей ДОУ много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе — роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старшей группе — обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и др.

Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. В помощь педагогам можно предложить вопросники относительно различных видов деятельности ребенка в семье. Например, при ознакомлении с игровой деятельностью ребенка в семье обратить внимание на следующее:

  • наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам;
  • размещение игрушек, их состояние;
  • побуждение родителей покупать игрушки;
  • любимые игрушки ребенка и знание о них родителями;
  • решают ли родители педагогические задачи с помощью игр;
  • в какое время и с кем дети играют (близкими, другими детьми и др.).

При выявлении  характера трудового воспитания:

  • имеет ли ребенок систематические трудовые обязанности в семье, их содержание, направленность;
  • как дети выполняют трудовые обязанности в семье;
  • какие орудия труда имеет ребенок, где они хранятся;
  • установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;
  • учат ли родители детей выполнять ту или иную работу, практикуют ли совместный труд с детьми;
  • интерес ребенка к отдельным видам труда.

Информация о работе Огранизация взаимодействия семьи и дошкольных учреждений