Огранизация взаимодействия семьи и дошкольных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:50, методичка

Краткое описание

В Законе РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1) говорится, что государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В указанном документе уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

Вложенные файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

После изучения ответов родителей воспитатель  или социальный педагог при выявленных нарушениях должен

направить работу родителей, указав на ошибки. Предложения семье должны быть конкретными.

Изучение  условий воспитания необходимо проводить  каждый год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.

Для выявления  затруднений родителей дошкольников в воспитании детей различных возрастных групп, интересов и предложений по улучшению работы детского сада необходимо проводить анкетирование по следующим вопросам.

  • Что вас радует в поведении вашего ребенка?
  • С какими трудностями вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?
  • Что, по вашему мнению, обусловливает отклонение (если таковое есть) в поведении ребенка?
  • Какие темы вы хотели бы обсудить (или услышать рекомендации) на родительских собраниях?
  • Каковы ваши пожелания по улучшению работы детского сада?

Обобщение ответов  позволит составить общее представление о том, как родители понимают задачи воспитания своего ребенка, умеют ли анализировать причины отклонений в его поведении и корректировать их. Также такие небольшие опросники помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду.

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогом и родителями и определяется индивидуальным подходом.

Отдельное внимание воспитатель должен уделять педагогическому просвещению родителей.

Работа с  родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Заведующий совместно с педагогическим коллективом составляет годовой план этой работы.

Для того чтобы  в плане работы с родителями не повторялись из года в год одни и те же мероприятия, перед его составлением необходимо провести тщательный анализ работы за предшествующий учебный год, который и позволит внести необходимые коррективы.

В годовом  плане работы с родителями (который  является частью общего годового плана) прежде всего определяются ведущие задачи, которые должны быть тесно связаны со всей воспитательной работой детского сада в очередном году.

Так, если детский  сад ведет углубленную работу по трудовому воспитанию, это должно найти отражение и в работе с родителями:

  • вопросы трудового воспитания необходимо включить в тематику общих и групповых собраний, групповых и индивидуальных консультаций;
  • посещая семьи детей, воспитатели обратят особое внимание на то, может ли ребенок заниматься какими-то видами труда дома, есть ли у него для этого все необходимое, помогают ли ему взрослые;
  • знакомя родителей с жизнью детского сада, необходимо представить процесс трудового воспитания, организовать специальные открытые занятия;
  • теме «Труд» необходимо посвятить тематические выставки, демонстрационные стенды, занятия-практикумы;
  • запланировать подбор специальной тематической библиотеки, папки-передвижки и др.

Составляя годовой  план работы с семьей, заведующий учитывает  предложения и рекомендации педагогического  коллектива. Советы и пожелания воспитателей очень помогают правильно определить темы докладов на общих и групповых собраниях родителей, тематику консультаций, содержание и периодичность оформления тематических выставок, папок-передвижек, альбомов и др. В плане работы намечаются ответственные за подготовку, организацию и проведение отдельных мероприятий.

Руководит организацией всей работы с родителями заведующий детским садом. Он направляет подготовку как общих мероприятий, так и индивидуальных.

Педагогическая  помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка.

15



           Работа с родителями только  тогда будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать  взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, когда в ней будут реализованы в единстве следующие задачи.

  1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
  2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
  3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
  4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
  5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

В настоящее  время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения  родителей.

К традиционным формам и методам относятся: посещение семьи ребенка, наглядная пропаганда, дни открытых дверей, беседы, консультации, семинары-практикумы, родительские собрания и конференции.

Посещение семьи ребенка позволяет: установить контакт с ребенком, его родителями, выяснить условия воспитания ребенка. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, информировать о цели визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни. Давать советы (единичные!) тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

Профессиональный  социальный педагог уже с первого посещения семьи оценит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка.

Повторные посещения  планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада. Придя к ребенку домой повторно, воспитатель обязательно проверяет выполнение своих рекомендаций, данных в предыдущий раз. Добиваясь выполнения своих указаний, воспитатель должен быть деликатным, внимательным, учитывать возможности и условия жизни семьи.

При каждом последующем  посещении семьи воспитатель  должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста это «условия для развития предметной деятельности ребенка», «соблюдение режима дня ребенка раннего возраста», «педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка» и др.; старшего дошкольного возраста — «трудовые поручения и обязанности ребенка в семье», «формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье» и др. Посещая малообеспеченую семью, выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада и др.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.

В домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, появляется возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание ребенка всех членов семьи. Если в момент прихода воспитателя кроме отца и матери ребенка дома присутствуют и другие члены семьи, их тоже нужно привлечь к беседе. Например, невнимание к бабушке, которая в основном занимается воспитанием внука, может свести на нет этот визит, а в некоторых случаях даже вызвать конфликт. На основе бесед с членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Во время  посещений на дому педагог отмечает моменты положительного опыта семейного  воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.

Наглядная педагогическая пропаганда позволяет использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только ознакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно представить воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно выдать нужную педагогическую информацию. Одну из форм наглядной пропаганды являют собой групповые стенды «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы (различного рода объявления, режим дня, меню и др.) и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

С большим  удовольствием родители рассматривают  работы детей, выставленные на специальных стендах, столе, полке: рисунки, лепка, аппликации и др.

На стенде «Советы и рекомендации» под  руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.

На стенде «Справочный» («Информационный») размещаются:

  • примерный режим ребенка дома и в детском саду;
  • меню на каждый день;
  • необходимые для родителей сведения: часы приема врача, заведующей, бухгалтера детского сада;
  • телефон, адрес учреждения;
  • шкала оплаты содержания ребенка в детском саду;
  • объявления различного характера.

Материал  стендов обновляется по мере необходимости.

Для семей  с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Также можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.

Другой формой наглядной пропаганды являются дни открытых дверей. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Ознакомить родителей с этим лучше всего с помощью дней открытых дверей, к проведению которых необходимо прилагать большие усилия методистам, социальным педагогам и психологам. Подготовку к дню открытых дверей стоит начинать задолго до намеченного срока: составить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми и организационные моменты.

День открытых дверей дает возможность ознакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Возможно проведение в виде экскурсии по дошкольному учреждению с посещением групп, фрагмента работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.), открытого занятия.

Перед началом  просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они  будут смотреть, указать цели и необходимость проведения.

При посещении  открытых мероприятий родители получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, проанализировать его поведение  и умения, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. После экскурсии и просмотра заведующий иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Широкие возможности  для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке ДОУ, в дни проведения праздников и вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

С повседневной жизнью и работой детского сада родители могут также познакомиться в процессе дежурства в группе. Дежурства организуются по-разному, в зависимости от конкретных условий жизни детского сада, работы и пожеланий родителей. Важно, чтобы к дежурствам постепенно привлекались не только желающие, но и малоактивные родители. С ними следует заранее договориться об удобном для них дне и часе дежурства — такая персональная договоренность дисциплинирует родителей.

В работе с  родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки, которые помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми. Темы папок могут быть разнообразными: «Трудовое воспитание в семье», «Эстетическое воспитание», «Воспитание ребенка в неполной семье» и др.

О папках-передвижках  следует сообщать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с материалом папок, давать их для ознакомления на дом. После возвращения родителями папок воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

Необходимо  тщательно продумывать содержание и художественное оформление папок-передвижек, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяются цели. Содержание беседы должно быть лаконичным, значимым для родителей, преподноситься таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность .

Информация о работе Огранизация взаимодействия семьи и дошкольных учреждений