Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:24, контрольная работа
Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании.
Введение
1.О.Конт - основатель социологии
2.Социологические идеи Г Спенсера
3. Социологические идеи К.Маркса
Заключение
Перечень ссылок
- понять и объяснить положение
человека, каким видел его в
капиталистическом обществе;
- вскрыть динамику этого
- обрести теоретическое
процесса исторического изменения, в котором
капитализм был лишь
одной из фаз.
Эти проекты были реализованы, не всегда совершенным об-разом, в философских, экономических и политических произведениях Маркса. Они не были в строгом смысле социологическими, чего Маркс и не утверждал. Однако его мысль оказала глубокое воздействие на развитие социологии, дав отправную точку широ-ким исследованиям, стимулировав продуктивную критическую ре-акцию со стороны немарксистских ученых.
Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проек-тов не только для изучения общества, но и для его изменения. По-этому он не колебался в том, чтобы поставить социальную науку на службу целям социального освобождения. По существу, он считал,
- Теория опирается на следующее представление: экономика оказывает первичное влияние на фор-мирование и развитие социальных структур и на идеи, которые люди имеют о себе, а также о своем обществе. Прежде чем фило-софствовать, играть в политику, создавать произведения искусства и т.д., им необходимо произвести предметы первой необходимос-ти, вступив в социальные производственные отношения. Согласно Марксу, экономические отно-шения составляют основу общества, имеющую надстройку из не-экономических учреждений. Характер и возможности последних существенно определяются основой. Именно на оценке этого аргумента критики иногда считали Маркса эконо-мическим детерминистом. Правда, хотя иногда и неопределенно, Маркс и Энгельс настаивали на способности неэкономических институтов -- государства, религии и т.д. -- играть относительно автономную роль в социальном развитии. Но, в "конечном счете" именно производственные отношения оказывают решающее воз-действие, ибо становятся классовыми, представляющими собой основу как социальной структуры, так и социального изменения. Таким образом, класс -- фундамент анализа. Как ни странно, Маркс никогда так и не дал ему четкого определения. Ясно, что это -- эко-номическая категория; классы формируются группами людей, объе-диненных общими интересами, поскольку у них одинаковое отно-шение к средствам производства. Классы формируются только тог-да, когда производственная деятельность общества дает прибавоч-ный продукт выше потребностей пропитания его членов. Господ-ствующая группа способна вырвать силой собственность и конт-роль над средствами производства, превратившись в правящий класс или господствующий класс. Последний присваивает для собственно-го потребления прибавочный продукт, произведенный остальной частью общества, члены которого -- подчиненный класс, вынуж-денный отдавать свой труд в распоряжение имущей группы. Маркс называет процесс извлечения прибавочного продукта эксплуата-цией -- главной среди всех форм классового общества, хотя и при-нимающей различные виды.
Теория Маркса касается различных типов способов производства.
Маркс постулировал первобытное коммунистическое ("бесклассовое") общество, которое заменят классовые общества, построенные последовательно на рабстве, феодализме и капитализме. Движущей силой замены выступал клас-совый конфликт, порождаемый постоянным развитием производи-тельных сил. В каждом способе производства производственные от-ношения поддерживались господствующим классом, потому что были лучше приспособлены к производительным силам на их уров-не развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путем проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производ-ственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию сдерживать достижения, побуждая возникающий класс свергнуть старую систему и заменить ее новой. Так, конкрет-но, феодальные производственные отношения (отношения лорд-крепостной) действовали как тормоз на капитализм, рождающий-ся в недрах феодального общества. Капиталисты должны были унич-тожить феодальные отношения и заменить их иной совокупностью отношений: они -- господствующий класс, а неимущий пролетари-ат -- подчиненный.
Производственные отношения
В экономических произведениях
Маркс стремился выявить внут-
Маркс осознавал существование промеж
на два больших враждебных лагеря -- буржуазию
и пролетариат.
Антагонизм следовал из объективных причин:
буржуазия эксплуа-тировала пролетариат,
платя ему меньше стоимости его труда,
а
из-за ее частной собственности на средства
производства срыва-лась коллективная,
социальная заинтересованность в рациональ-ном
развитии производительных сил, находившихся
в распоряже-нии общества.
Следует выделить значение "человеческого сознания" в работах Маркса. Революции происходят не автоматически, и классы долж-ны осознать свои интересы, прежде чем могли бы сыграть истори-ческую роль в процессе продвижения общества вперед. По мнению Маркса, сознание отражало материальные условия существования, в которых находились классы, хотя правящие были в состоянии затруднять развитие сознания у зависимых. Класс, господствующий в экономике, преобладал и в других сферах жизни, таких как госу-дарство, политика, религия и т.д. Тем самым он был способен со-здавать идеологию, стимулируя лжесознание, заслонявшее подчи-ненному классу истинную природу социальных отношений, в ко-торые он был вовлечен. Однако Маркс предсказал возможную по-беду пролетариата в революции, которая возвестит о новой эре че-ловеческой свободы. [6, с.389]
Динамика общественных изменений,
переход от одного типа общества к
другому обусловлены, согласно Марксу,
конфликтом между уровнем развития
общественных производительных сил
и существующими
Значительное внимание Маркс уделял также анализу форм общественного сознания -- идеологии, религии, философии и др. Он стремился выявить в первую очередь те общественные потребности и интересы, которыми обусловлены появление и функционирование тех или других форм общественного сознания. Так, религию Маркс рассматривал как определенную идеологическую форму, благодаря которой осознают свою жизнь отверженные массы в классово-антагонистическом обществе. В целом же явления культуры, как он считал, не имеют собственной логики развития и есть более или менее опосредствованной формой отображения тех или других общественных потребностей и интересов.
Социологическое наследие Маркса продолжает
оставаться предметом острых идеологических
и научно-теоретических
Маркс не предполагал, что его идеи станут главным фактором в Октябрьской революции 1917 г. в России в тех условиях. Это -- сви-детельство и их силы, и их слабости.
Социальный и экономический анализ Маркса вдохновлял це-лые поколения политических активистов, социальных критиков и ученых. Подобно Марксу, они подчеркивали, что "буржуазная" социальная наука, социальная мысль часто ограничиваются "явле-нием" и не освещают истинную действительность, составляющую фундамент капиталистических экономических, а также социальных отношений. После смерти Маркса, особенно в советском марксиз-ме, его теории служили для показа "законов движения капиталис-тических обществ
Маркс никогда не устанавливал временные
рамки для революции; реальная ценность
его анализа состоит в
Заключение
Социология возникает в конце 30-х -- начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание донских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опе-реться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, С. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является тео-рия социалистической революции. О. Конт, Г. Спенсер и др. -- предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар граж-данской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, устано-вить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Социально-политические взгляды Карла Маркса еще при жизни нашли воплощение в программах Германской социал-демократии и приобрели значительное распростране-ние среди рабочих и прогрессивной интеллигенции в странах Запад-ной Европы, а позже в России и странах Востока, а с приходом к власти коммунистических режимов были модифицированы в официальную государственную идеологию.
.
Информация о работе Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс - родоначальники социологии