Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:58, доклад
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология
Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человек первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность —термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких же взглядов придерживались Гегель и Макиавелли. Существует, теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Кули, Дарендорфа, Мертона и др.). Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.
55.СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
В личности переплетаются и единичные и общезначимые черты. Будучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свой собственный выбор из имеющихся возможностей, ставит перед собой цель, мобилизуется для ее воплощения. В свою очередь социальная действительность во многом обуславливает направленность и содержание деятельности личности. Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества. Стратификация общества влияет на выбор социальных ролей и делает неизбежным формирование различных типов личности (личности рабочего, личности интеллигента, личности руководителя, личности врача и т.д.). Различаю базисную личность (личность обладающую наиболее распространенными в данном обществе чертами) и идеал личности (личность, которую общество провозглашает своеобразным эталоном).
Существует несколько подходов к проблеме выделения типов личности. Наиболее распространен следующий подход. Каждое время создает в обществе определенные типы, их можно обозначить как нормативные (модальные) — это некий абстрактный образ вобравший в себя самое типическое, характерное для данной эпохи. Это есть социальны исторический тип личности (интеллигент, революционер, белогвардеец, новый русский). Свою лепту в типологию соц. личности внес немецкий социолог Р. Даренфорд, отталкиваясь от понятия Аристотеля — гомополитикус — человек политический Дарендорф назвал еще 4 типа:
Типология личности имеет разные подходы и сама типология многовариантна. Э. Фромм предлагал 2 соц. типа — некрофилы и биофилы. Как те, так и другие встречаются редко. Карл Юнг делил человечество на экстравертов и интровертов. Таким образом мы можем сказать, что для социологии понятия человек, индивид, личность являются ключевыми для целого ряда исследования общества, а личность является именем нарицательным, т.к. в нем воплотился определенный соц. психологический, соц. исторический типы. Личность выступает как объект воздействия соц. среды, общества. На этом настаивал К. Маркс в рамках соц. детерминизма.
56.СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение с помощью понятий «социальный статус» и «социальна роль». Каждый человек в социальной системе занимает насколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает, что этот главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, знаках профессиональной принадлежности, и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).
В социологии под социальным статусом понимают оценку объективного положения человека или социальной группы в иерархической системе социальной стратификации. И, обычно, термин используется когда говорят о повышении, улучшении положения личности или группы, или наоборот о снижении.
Социальный статус это объективная и всесторонняя характеристика положения человека в социальной системе, или, как аргументировал Сорокин: «Социальный статус — это место в социальном пространстве». Каждый индивид занимает в обществе одно, самое главное место, и имеет один главный или генеральный статус, это есть оценка его положения в обществе в целом. Но человек объективно включен в различные группы и общности и вместе с ними он также занимает определенное место в обществе, причем в раках какой-то группы или общности его статус место могут быть различными. Главный статус определяется в первую очередь его родом деятельности, потому, что в общественном сознании любой род деятельности характеризуется доходом, следовательно его материальными возможностями. Но есть и другие статусы и положения, которые тоже важно учитывать.
Смелзер приводил такой пример. Для американца расовая принадлежность оказывает большое значение. Для нас — меньшее. Статус может иметь этническую окраску. Есть статус главы семьи. Человек включен в массу систем, взаимосвязей и взаимозависимостей и обладает разными статусами. Каждый статус и главный и неглавный предполагает определенное поведение человека, которое от него ожидают в соответствии с его статусом. Чем больше человек включен в общественную жизнь, тем больше у него статусов. Кроме деления статусов на главные и неглавные существует еще 2 типа статусов: предписанный и приобретенный. Предписанный — статус, который получает человек при рождении (нередко к предписанным может относиться и соц. положение, хотя соц. положение человека нередко меняется с возрастом). Но большинство статусов являются приобретенными. Это — семейное положение, профессиональное, в том числе и главный статус. Как правило люди стремятся приобрести статус более высокий, чем они имеют.
Формализованный статус, где поведение, действия человека заранее определены инструкциями, правилами, законами (прежде всего профессиональный статус, гражданский и т.д.). Есть профессии и виды деятельности, где высока степень формализации. Есть статусы совершенно неформализованные (статус неформального лидера в малых группах).
В любом статусе, а особенно в профессиональном, человек вступает в разные отношения с людьми, в разные структуры, и это называется соц. ролями. Некоторые статусы предполагают даже ролевой набор, совокупность ролей, который играет человек в рамках своего статуса.
Каждый статус предполагает от одной до многих ролей и любой человек имеет несколько статусов играет еще большее количество социальных ролей. Соц. роль как и соц. статус вызывает определенное ожидание окружающих к вашему поведению и вы действуете в соответствии в рамках этого ожидания.
57.ТИПОЛОГИЯ СТАТУСА
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение с помощью понятий «социальный статус» и «социальна роль». Каждый человек в социальной системе занимает насколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, знаках профессиональной принадлежности и т.д.), так и во внутренней позиции ( в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). В социологии под социальным статусом понимают оценку объективного положения человека или социальной группы в иерархической системе социальной стратификации. И, обычно, термин используется когда говорят о повышении, улучшении положения личности или группы, или наоборот о снижении. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает, что этот главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор).
Социальный статус это объективная и всесторонняя характеристика положения человека в социальной системе, или, как аргументировал Сорокин: «Социальный статус — это место в социальном пространстве». Каждый индивид занимает в обществе одно, самое главное место, и имеет один главный или генеральный статус, это есть оценка его положения в обществе в целом. Но человек объективно включен в различные группы и общности и вместе с ними он также занимает определенное место в обществе, причем в раках какой-то группы или общности его статус место могут быть различными. Главный статус определяется в первую очередь его родом деятельности, потому, что в общественном сознании любой род деятельности характеризуется доходом, следовательно его материальными возможностями. Но есть и другие статусы и положения, которые тоже важно учитывать. Смелзер приводил такой пример. Для американца расовая принадлежность оказывает большое значение. Для нас — меньшее. Статус может иметь этническую окраску. Есть статус главы семьи. Человек включен в массу систем, взаимосвязей и взаимозависимостей и обладает разными статусами. Каждый статус и главный и неглавный предполагает определенное поведение человека, которое от него ожидают в соответствии с его статусом. Чем больше человек включен в общественную жизнь, тем больше у него статусов. Поэтому кроме деления статусов на главные и неглавные они подразделяются еще на 2 типа статусов: предписанный и приобретенный. Предписанный — статус, который получает человек при рождении (это этническая принадлежность, место рождения, семья, нередко к предписанным может относиться и соц. положение, хотя соц. положение человека нередко меняется с возрастом). Но большинство статусов являются приобретенными. Это — семейное положение, профессиональное, в том числе и главный статус. Приобретенный статус в отличие от предписанного определяется усилиями самого человека. Как правило люди стремятся приобрести статус более высокий, чем они имеют.
Выделяется формализованный статус, где поведение, действия человека заранее определены инструкциями, правилами, законами (прежде всего профессиональный статус, гражданский и т.д.). Есть профессии и виды деятельности, где высока степень формализации. Есть статусы совершенно неформализованные (статус неформального лидера в малых группах).
Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и устойчивые характеристики личности (мужчина, женщина, юноша, старик и т.д.). Профессионально-должностной статус — это базисный статус личности для взрослого человека. В нем фиксируется социальное, экономическое и профессиональное положение — например, банкир, адвокат, инженер.
58.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПРЕСТИЖ
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение с помощью понятий «социальный статус» и «социальна роль». Каждый человек в социальной системе занимает насколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает, что этот главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор) или профессией (артист, писатель). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, знаках профессиональной принадлежности, и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). И если в социологии под социальным статусом понимают оценку объективного положения человека или социальной группы в иерархической системе социальной стратификации, то под профессиональным статусом понимают оценку объективного положения в профессиональной иерархии. Обычно, этот термин используется когда говорят о повышении, улучшении положения личности или группы, или наоборот о снижении. И, наконец, с этим понятием связан такой термин как престиж, который характеризует положение человека в обществе. Это относится и к понятию профессионального статуса. Например в англоязычных странах престижнее всего быть юристом, конкретнее — адвокатом, хотя существует много др. профессий не менее оплачиваемых. В какой-то мере это может быть связано с тем, что у адвоката больше свободы действия, больше самостоятельности.
Социальный статус это объективная и всесторонняя характеристика положения человека в социальной системе, или, как аргументировал Сорокин: «Социальный статус — это место в социальном пространстве». Каждый индивид занимает в обществе одно, самое главное место, и имеет один главный или генеральный статус, это есть оценка его положения в обществе в целом. Но человек объективно включен в различные группы и общности и вместе с ними он также занимает определенное место в обществе, причем в раках какой-то группы или общности его статус место могут быть различными. Главный статус определяется в первую очередь его родом деятельности, потому, что в общественном сознании любой род деятельности характеризуется доходом, следовательно его материальными возможностями.