Оказание адресной помощи пожилым

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 23:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - охарактеризовать процесс организации адресной помощи в сфере социального обслуживания людей пожилого возраста в условиях ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск.
Ради достижения поставленной цели исследовательской работы, нужно решить следующие задачи:
проанализировать специализированную литературу по данной проблеме;
дать социально-демографическую характеристику гражданам старшего поколения;
описать положение людей пожилого возраста России;
исследовать нормативно-правовые основы социальной защиты людей пожилого возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Социально-демографическая характеристика людей старшего поколения 5
1.2. Нормативно-правовые основы социальной защиты людей пожилого возраста 12
1.3 Действие социальных служб, оказывающих социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов 20
1.4. Особенности предоставления адресной помощи 31
Выводы по первой главе………………………………………………………….??
2 ОРГАНИЗАЦИЯ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ГБУ СО ЦСО Г.О. ЧАПАЕВСК ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЖИЛЫХ ЛИЦ 39
2.1 Содержание деятельности специалиста по социальной работе и опыт работы по социальному обслуживанию пожилых людей 39
2.2. Беседа с клиентом 45
2.3 Оценочный анализ и ведение записей 48
2.4. Организация социальной помощи пожилым 50
2.5. Рекомендации центра социального обслуживания населения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 67

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Категории пожилых лиц также  инвалидов, есть особенно социально-незащищенными  слоями современного  общества, также  в силу данного, изучение вопроса  об особенностях организации адресной помощи в сфере социального обслуживания людей пожилого возраста также инвалидов, весьма актуально.

Адресная социальная помощь - система  мер по оказанию помощи отдельным  нуждающимся лицам либо группам жителей ради преодоления либо смягчения жизненных сложностей, поддержания их социального статуса также  жизнедеятельности.[9, c.45]

Стратегия Правительства Российской Федерации в сфере социальной политике предполагает переход на «предоставление  социальной помощи предпочтительно  в адресной форме, именно тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума». Реализация данной стратегии полагает как высвобождение бюджетных источников за счет пересмотра также сокращения категориальных льгот также субсидий производителям товаров также служб, так и внедрение современных социальны технологий проверки нуждаемости. Работа в данных направления может также должна проводиться с учетом существенных территориальных отличиях в возможностях бюджетного финансирования, уровне существования, структуре социальной защиты, отраслевой структуре экономики, особенностях занятости также культурного порядка. Регионы Российской Федерации  владеют значительными полномочиями в установлении конструкции, организации, форм также размеров социальной помощи. Перед ними стоит задача реструктурирования системы социальной защиты на основании приоритетов социальной политики.

В связи с вступлением во влияние Национальных стандартов социального обслуживания жителей, возрастают требования к деятельности социальных служб, к экспертам социальных учреждений, исполняющим высокопрофессиональные обязанности в таковой сфере.

Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов городского округа Чапаевск.

Предмет исследования - особенности  организации адресной помощи в сфере социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов, в условиях ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск.

Цель исследования - охарактеризовать процесс организации адресной помощи в сфере социального обслуживания людей пожилого возраста в условиях ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск.

Ради достижения поставленной цели исследовательской работы, нужно  решить следующие задачи:

  1. проанализировать специализированную литературу по данной проблеме;
  2. дать  социально-демографическую характеристику гражданам старшего поколения;
  3. описать положение людей пожилого возраста России;
  4. исследовать нормативно-правовые основы социальной защиты людей пожилого возраста;
  5. охарактеризовать особенности организации адресной помощи в сфере социального обслуживания также консультативно-адресной помощи ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск, по социальному обслуживанию жителей.

Гипотеза исследования: содействие определению степени удовлетворенности объемом оказания социальной помощи путем проведения анкетирования и анализа.

Для разрешения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, нормативных документов; изучение опыта работы ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск по социальному обслуживанию жителей.

Структура дипломной работы: дипломная  работа состоит из введения, практической и теоретической главы и заключения:

Глава 1 теоретические основы социального  обслуживания людей пожилого возраста.

Глава 2 организация адресной помощи в сфере социального обслуживания и ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск по социальному обслуживанию пожилых лиц.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

1.1 Социально-демографическая характеристика  людей старшего поколения

 

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения  Российской Федерации в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 87983 тысячи человек (62% общей численности населения), моложе трудоспособного возраста – 23126 тысяч человек (16%) и старше трудоспособного возраста 31714 тысяч человек (22%). [19, c. 40]

Динамика возрастного состава  населения России за 2002г. и 2010 г. (на основании таблицы 1.1. Приложение А) представлена на рисунке 1.1

Рисунок 1.1. Динамика возрастного состава населения России  
за 2002г. и 2010 г., лет

 

По сравнению  с 2002 г. население Российской Федерации сократилось на 2310 тысяч человек или на 1,6%. Естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) продолжала оставаться основным определяющим фактором изменения численности населения, несмотря на то, что в межпереписной период происходил рост рождаемости и наметилась тенденция к снижению смертности населения.

Численность населения в трудоспособном возрасте за межпереписной период сократилась на 959 тысяч человек (на 1,1%). Лишь половину населения трудоспособного возраста составили лица в возрасте старше 35 лет. Численность населения по пятилетним возрастном группам и их удельный вес в общей численности населения в 2010 г. составил:

На основании таблицы 1.2. приложение Б по данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста).

Численность населения России по данным переписи населения представлен на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Численность населения  России по данным переписи населения, тыс.чел.

 

На основании  рисунка 1.2 можно констатировать тот факт, что общая численность населения Российской Федерации по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составила 142857 тысяч  человек, в том числе 66047 тысяч мужчин и 76810 тысяч женщин. Численность женского населения по данным переписи 2010 г. превысила численность мужского на 10763 тысяч человек. Характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин возросло по сравнению с переписью 2002 г. на 807 тысяч человек.

Количество пожилых людей, лиц преклонного возраста, проживающих в России, также их доля во всеобщем составе жителей, исторически меняются каждый год. Это связано в основном с тем, что гораздо снизилась рождаемость, и как итог, доля детей также подростков в составе жителей, уменьшилась. Также отслеживается высокая смертность жителей трудоспособного возраста от неестественных причин. К тому же, массовые потери жителей в годы Великой Отечественной войны, сформировавшие «демографическую волну», только потихоньку начали компенсировать за счет послевоенной рождаемости.

Согласно действующему праву, к численности пожилых лиц относятся лица старше трудоспособного возраста - мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет. Активизация процесса старения, произошедшая вследствие снижения смертности общего населения, отразилась на ожидаемой продолжительности жизни для лиц, достигших определенного возраста. [23, c.3]

Итак, при всеобщем росте численности пожилых лиц, число лиц старших возрастных групп, долгожителей повышалось большими опережающими темпами: если к 2012 году общее количество пожилых людей возросла примерно на 6%, то число лиц 85 лет также старше - усилилось больше чем вдвое. Это обусловлено ростом средней ожидаемой длительности существования также вступлением в пожилой возраст  жителей, встретивших Великую Отечественную войну детьми, или родившихся чуть позже войны. Впрочем, пока при всеобщей численности пожилых лиц 29,61 млн. личность (20,4% всеобщей численности жителей), лица в возрасте 84 лет также старше, есть менее 3% жителей.

Отставание длительности существования  в России от соответствующих показателей развитых стран, обусловлено не лишь социально - экономическими сложностями, а также отсутствием традиций само - сберегающего поведения, предусматривающего разумный режим питания, двигательную активность, отказ от пагубных повадок, привлечение к здоровому образу  жизни. К тому же, на ожидаемую длительность существования отрицательно влияют высокий уровень бытового также производственного травматизма, смертности на дорогах, убийств также самоубийств. Видимо, что основания подмечаемых демографических тенденций имеют социальный, долговременный нрав, следственно их преодоление вероятно лишь в перспективе также при условии реализации системы целеустремленных мер и внедряемых новых методик.

Удельный вес возрастного состава  мужчин в общей численности представлен на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3. Удельный вес возрастного  состава мужчин в общей численности, %

 

Более высокая длительность существования  женщин по сопоставлению с мужчинами - это всеобщая социальная обоснованность, основанная на биологических предпосылках. Как водится, в государствах, стабильных в социальном также политическом отношении, такая разница есть 4-5 лет. Подмечаемый в России обрыв в 12-14 лет представляется беспрецедентным. Он свидетельствует о неблагополучных условиях существования предпочтительно мужского жителей также существенном «взносе» в комплексный показатель смертности, в первую очередь смертности от противоестественных причин.

Удельный вес возрастного состава  женщин в общей численности представлен  на рисунке 1.4

Рисунок 1.4. Удельный вес возрастного состава женщин  в общей численности, %

 

Доля женщин пожилого и близкого к пожилому возрасту жителей, с возрастом имеет восходящий характер. При этом в течение последних 15-20 лет соотношение женщин также мужчин в старших возрастных группах остается достаточно стабильным. Существуют также определенные отличия в демографических характеристиках городского и сельского жителей старшего возраста. Множество пожилых людей проживает в городах и городских центрах (23,3 млн. личность), однако доля пожилого жителей выше в сельской местности, где лица старше трудоспособного возраста есть 22,9% (между городского жителей - 19,9%). Данное расположение связано предпочтительно с тем, что экономически деятельные жители зачастую покидают сельскую местность в поисках работы и зароботка. Сходственная миграция определяет также больше высокое количество лиц пенсионного возраста в ряде территорий также муниципальных образований с грозным микроклиматом также, следственно, тяжелыми условиями работы, откуда уезжают жители трудоспособного возраста.

Изменение численности также доли лиц старшего возраста на фоне снижения рождаемости также численности детей вызывает определенную трансформацию размеров и конструкции демографической нагрузки - соотношения числа лиц нетрудоспособных возрастов (детей от рождения накануне 15 лет, лиц старше трудоспособного возраста) и трудоспособного возраста.

В то же самое время, склонность структурных  изменений демографической нагрузки вполне устойчива: с каждым годом снижается доля лиц младших возрастов также возрастает доля лиц старше трудоспособного возраста. В итоге данного нарастает нагрузка на систему пенсионного обеспечения и обслуживания. Лица моложе также старше трудоспособного возраста образуют цельную социальную категорию «лиц, нуждающихся в обслуживании». Нарастание доли людей старшего поколения обусловливает все больше высокие требования к развитию инфраструктуры также оглавлению социального сервиса пожилых лиц. [7, c.68]

Состояние социально-демографических  характеристик людей старшего поколения также тенденций, определяющих процессы их превращения, разрешает сделать следующие итоги. Демографические процессы, затрагивающие функционирование людей старшего поколения, владеют существенной стабильностью, также управленческие влияния в таковой сфере с целью повлиять на неблагополучные склонности, также добиться положительных изменений нуждаются масштабных мер экономического, социального, психологического, организационного нрава.

Рост длительности существования  людей старшего поколения приводит к тому, что количество лиц старческого возраста, долгожителей является массовым, глобальным. Таким образом, цельная социально - демографическая группа пожилых становиться все больше трудной, сложной, включая не лишь лиц различного возраста, а изредка также различных поколений. Следственно государственная социальная политика, каждая действие государства в интересах пожилых лиц, должна предполагать постижение также учет таковой специфики, дифференциацию мер социальной поддержки в зависимости от надобностей также вероятностей самих лиц старшего возраста.

 

1.2. Нормативно-правовые основы социальной защиты людей пожилого возраста

Государственно-правовые основы социальной работы в России, заложены Конституцией Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную существование также свободное развитие личности.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в статье 1 - подчеркивается, что «социальное обслуживание являет собой действие социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых служб также физической помощи, проведению социальной адаптации также реабилитации людей, находящихся в сложной жизненной обстановке». Значимую роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержание видов социального сервиса - физическая поддержка, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в неподвижных условиях, предоставление временного приюта, компания дневного нахождения в учреждениях социального сервиса, консультативная помощь, социальный патронаж людей попавших в трудную жизненную ситуацию, также семей и патронаж пожилых людей и лиц преклонного возраста в  этом нуждающихся. [12, c.102]

Социальное обслуживание базируется на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных служб несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной обстановке; конфиденциальности; профилактической направленности.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», значительно дополняет, также конкретизирует представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего социума. Он предуготовлен ради регулирования отношений в сфере социального сервиса людей пожилого возраста также инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной охране жителей. Данный Закон определяет социальное обслуживание как действие по удовлетворению надобностей указанных людей в социальных службах. Социальное обслуживание содержит в себя общность социальных служб, которые предоставляются гражданам пожилого возраста также инвалидам на дому также в учреждениях социального сервиса самостоятельно от форм собственности. Предусмотрена вероятность приобретения довольно новых методик ради удовлетворения основных жизненных надобностей социальных служб, которые включаются в федеральный также региональный перечни гарантированных государством социальных служб.

Информация о работе Оказание адресной помощи пожилым