Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 23:25, дипломная работа
Цель исследования - охарактеризовать процесс организации адресной помощи в сфере социального обслуживания людей пожилого возраста в условиях ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск.
Ради достижения поставленной цели исследовательской работы, нужно решить следующие задачи:
проанализировать специализированную литературу по данной проблеме;
дать социально-демографическую характеристику гражданам старшего поколения;
описать положение людей пожилого возраста России;
исследовать нормативно-правовые основы социальной защиты людей пожилого возраста;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Социально-демографическая характеристика людей старшего поколения 5
1.2. Нормативно-правовые основы социальной защиты людей пожилого возраста 12
1.3 Действие социальных служб, оказывающих социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов 20
1.4. Особенности предоставления адресной помощи 31
Выводы по первой главе………………………………………………………….??
2 ОРГАНИЗАЦИЯ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ГБУ СО ЦСО Г.О. ЧАПАЕВСК ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЖИЛЫХ ЛИЦ 39
2.1 Содержание деятельности специалиста по социальной работе и опыт работы по социальному обслуживанию пожилых людей 39
2.2. Беседа с клиентом 45
2.3 Оценочный анализ и ведение записей 48
2.4. Организация социальной помощи пожилым 50
2.5. Рекомендации центра социального обслуживания населения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 67
5) наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование организации, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, подписи, печати).
После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан для назначения пособий. Здесь нелишне отметить следующее: желательно, чтобы бланк заявления был напечатан на прочной бумаге, дабы выдержать многократные исправления, крупным шрифтом — в расчете на клиентов в возрасте и с ослабленным зрением (можно напечатать специальный тираж с более крупным шрифтом). Графы и пустые места для заполнения должны быть достаточно большими, чтобы вместить всю необходимую информацию. И еще важно, чтобы клиент постарался заполнить заявление собственноручно — по следующим причинам:
• утверждения клиента — основа для определения его права на получение социальной помощи, а также для расчета размера пособия;
• если социальный работник будет заполнять заявление вместо клиента, он может неправильно интерпретировать утверждения клиента;
• в случае мошенничества клиента заявление, которое заполнил он сам, поможет уличить его в обмане.
Пожилые лица в Российской Федерации владеют всей полнотой социально – экономических, также собственных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Впрочем, изменение социального ранга личности в старости, связанно с прерыванием либо ограничением трудовой также социальной деятельности; трансформацией ценностных целей, образа существования также общения; испытанием сложностей в социально - бытовой также психологической адаптации к новым условиям, порождает важные социальные проблемы.
Особенно острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых лиц. Под ограничением жизнедеятельности воспринимается полное либо частичное отсутствие у личности способности либо вероятности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением.
В решении таковой проблемы первостепенную важность приобретает улучшение системы социальной реабилитации также социальной помощи престарелым и инвалидам.
Социальная реабилитация есть собой комплекс социально - экономических, медицинских, юридических, профессиональных также иных мер, устремленных на гарантии нужных условий также возвращение этих групп жителей к полноценному благоприятному существованию в обществе.
Составной элемент социальной защиты пожилых лиц на современном этапе есть оказание социальной помощи то есть гарантии в денежной также естественной форме, в виде служб, пособий или же льгот, предоставляемое с учетом законодательно - установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как водится, вид периодических, помесячных или единовременных доплат к пенсиям, пособиям, естественных выдач в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации либо нейтрализации критических жизненных обстановок, вызываемых неблагополучными социально - экономическими условиями.
Таким образом, можно сказать, что наравне с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий, льгот); естественного обеспечения; неподвижных также нестационарных видов сервиса - главная важность придается новым формам экстренной, срочной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
Социальное обслуживание пожилых лиц содержит в себе пенсии также различные пособия; содержание, обслуживание престарелых и инвалидов в особых учреждениях органов социальной защиты жителей; протезирование; ортезирование; льготы инвалидам; оказание помощи беспризорным.
Социальная гарантия осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет вкладов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым взносом и стажем, а размерами вкладов. Такая практика весьма распространена в западных и развитых странах.
Для осуществления социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на территории городского округа Чапаевск создано Отделение социального обслуживания государственного бюджетного учреждения социального обслуживания граждан «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г.о. Чапаевск.
Основной целью деятельности отделения срочной помощи является содействие в реализации прав граждан старшего возраста на социальное обслуживание, улучшение социально - экономических условий их жизни, осуществление комплекса адресных своевременных мер по их социальной адаптации.
В качестве ведущих направлений деятельности центра можно выделить следующие:
- выявление и дифференцированный учет пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи, определение ее необходимых видов;
- оказание гражданам необходимой помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке, срочном социальном обслуживании;
- создание банка данных, включающего информацию об условиях проживания пожилых людей и инвалидов и социальных, психологических, юридических услугах, в которых они нуждаются;
- реализация на практике
- предоставление культурно - бытовых, юридических, медицинских и психологических услуг, организация питания и трудовой деятельности (для желающих) пожилых людей и инвалидов;
- социальный патронаж пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
- привлечение государственных и негосударственных структур к организации гуманитарной и срочной социальной помощи [ 2. c 224 ].
Услуги предоставляемые ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск представленные на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Услуги предоставляемые ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск
Рассмотрим содержание работы Центра социального обслуживания (для людей пожилого возраста и инвалидов). В него входит ряд специализированных отделений. В отделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров также инвалидов) организуется питание, медицинское, психологическое также культурное обслуживание. Предусморено участие в посильной трудовой деятельности в мастерских либо подсобных хозяйствах.
Отделение временного нахождения (рассчитано на содержание не менее чем на 15 клиентов) осуществляет целебно - оздоровительные также реабилитационные мероприятия, культурное также бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного пребывания.
В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает 120 человек) осуществляется непрерывное либо временное (до 6 месяцев) социально - бытовое обслуживание на дому пенсионеров также инвалидов, нуждающихся в сторонней помощи (бесплатно либо на платной основе, либо с частичной оплатой).
Под одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому понимается активное выявление нетрудоспособных людей, пожилых и инвалидов, нуждающихся в надомном обслуживании.
Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предполагает обширный перечень служб: разовые гарантии остро нуждающихся бесплатными горячими обедами либо продуктовыми комплектами; гарантии на одежду, обувь также предметами первой надобности и бытовыми товарами; разовое оказание физической помощи (например, расчистка снега в зимний период в частном секторе, частичный ремонт жилого помещения и так далее); содействие в приобретении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»; оказание юридической помощи в пределах собственной компетенции и поиск юридических консультаций; оказание иных форм помощи, обусловленных территориальными и иными особенностями.
Значительной важностью в условиях кризисной атмосферы в России обладает адресная социальная защита пожилых лиц. Она оказывается в первую очередь особенно нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет, лицам пенсионного возраста, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Социологические исследования в отечественном государстве показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их суждению) есть: возрастание пенсий, улучшение пенсионного обеспечения, развитие служб по уходу за ними на дому, рост числа домов престарелых, пансионатов, совершенствование бытовых и иных условий существования проживания в них.
Важно отметить, что улучшение пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах.
Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание предсказывать последующее их улучшение, в котором действенное участие будут принимать новый персонал специалистов по социальной работе, подготовке которых в текущее время уделяется самое серьезное внимание.
Во главе задач отделения срочного социального обслуживания Центра социального обслуживания стоит оказание социальной поддержки гражданам и семьям с детьми, находящимся в сложной жизненной ситуации.
Среди главных задач консультативного отделения можно выделить:
- оказание социально - правовых услуг, устремленных на охрану прав и интересов людей;
- обеспечение клиентов горячими обедами;
- содействие в приобретение временного жилья;
- содействие в обеспечении
- снабжение одеждой, обувью также другими предметами первой надобности;
- разовое оказание физической помощи;
- содействие в погребении по надобности;
- помещение в дом - интернат;
- содействие в трудоустройстве;
- содействие в приобретение потерянных документов;
- оказание юридической помощи
также другой срочной
- оказание адресной помощи
- профессиональное консультирование людей по вопросам оказания государственной социальной помощи;
- гарантия продуктовыми
- оказание квалифицированной психолого – консультативной помощи.
Таким образом, каждое действие отделения срочного социального обслуживания и консультативно - адресной помощи, направлено на адаптацию людей пожилого возраста также инвалидов в обществе и к сложившимся трудным условиям. Ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье также гарантии взаимодействия личности, семьи, социума - это приоритетные задачи экспертных специалистов социальной службы.
Начнем с того, что первая беседа традиционно имеет цель узнать право заказчика на приобретение социальных услуг. Весьма немалое значение, при этом зависит от качества беседы. Беседа с заказчиком особенно верно может быть определена как коммуникация (общение) либо взаимодействие. Это искусство можно назвать наукой. Начинающим работникам, сталкивающимся с таковой формой деятельности, нужно владеть умением и пониманием очевидных тайных причин того либо другого поведения личности, то есть мотивов поведения. Данное умение содействует результативности работы и большей терпимости к людям. Лишь внимательное выслушивание, наблюдение за тем, как лица ищут помощи, сумеет превратить честные факты и субъективные чувства межличностного общения, включающего открытые также закрытые послания, их расшифровку и последующую реакцию на разные уровни общения.
К основным навыкам, являющимися нужными для вступления беседы, относятся такие 10 тезисов. Сначала сообщать клиенту о длительности беседы; начинать беседу позже того как заказчик осознал обстановку; усердствовать и быть доброжелательным, дабы создать свободную непринужденную атмосферу для взаимодействия; постараться увидеть обстановку глазами клиента; понять существует ли угроза вынесения информации; развивать навыки социального общения, так, улыбнуться, дабы помочь общению, сначала избегать вопросов, на которые дозволено ответить "да"либо "нет"; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком спешить, не суетиться также обучиться справляться с паузами или же безмолвием клиента (обычно это время, когда клиент напряженно думает, теряет мысль и суть беседы).
Любая беседа обыкновенно фиксируется на некой главный проблеме такой как, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях с семье и близкими людьми, соседями. Любая беседа - знакомство должна содержать отчетливую схему, то есть предисловие, середину, как бы основную часть, конец. Любая дальнейшая беседа - встреча с клиентом должна как - то основываться на содержание предыдущей, при этом обязаны быть использованы письменные, диктофонные либо видеозаписи.
Беседа - интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение точной цели, временные рамки традиционно бывают определены, предполагается позитивное либо негативное развитие взаимоотношений с клиентом.
Высококвалифицированный специалист по социальной работе владеет следующими шестью качествами:
1. Симпатия либо осознание - попытка видеть мир глазами клиента.
2. Уважение, эмпатия, реагирование на проблему обратившегося за помощью таким образом, дабы передать убежденность в том, что он лично может совладать с ней.