Оказание адресной помощи пожилым

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 23:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - охарактеризовать процесс организации адресной помощи в сфере социального обслуживания людей пожилого возраста в условиях ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск.
Ради достижения поставленной цели исследовательской работы, нужно решить следующие задачи:
проанализировать специализированную литературу по данной проблеме;
дать социально-демографическую характеристику гражданам старшего поколения;
описать положение людей пожилого возраста России;
исследовать нормативно-правовые основы социальной защиты людей пожилого возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Социально-демографическая характеристика людей старшего поколения 5
1.2. Нормативно-правовые основы социальной защиты людей пожилого возраста 12
1.3 Действие социальных служб, оказывающих социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов 20
1.4. Особенности предоставления адресной помощи 31
Выводы по первой главе………………………………………………………….??
2 ОРГАНИЗАЦИЯ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ГБУ СО ЦСО Г.О. ЧАПАЕВСК ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЖИЛЫХ ЛИЦ 39
2.1 Содержание деятельности специалиста по социальной работе и опыт работы по социальному обслуживанию пожилых людей 39
2.2. Беседа с клиентом 45
2.3 Оценочный анализ и ведение записей 48
2.4. Организация социальной помощи пожилым 50
2.5. Рекомендации центра социального обслуживания населения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 67

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

3. Конкретность, четкость, дабы тот,  кто консультируют, максимум отчетливо понимал проблему.

4. Познание самого себя также оказание иным лицам помощи в осознании себя.

5. Умение искренне  вести себя во взаимоотношениях с клиентов.

6. Сиюминутность, то есть умение обладать именно тем, что происходит в подлинный момент встречи.

Встречаются так же трудности у  начинающих специалистов по социальной работе, такие как неумение устанавливать, какие у них могут встретиться сложности в общении также, соответственно, какие навыки нужно продолжать практиковать.

Исходя из данного, при работе с  клиентом социальному работнику дозволено дать следующие рекомендации:

- нужно владеть умением и   пониманием очевидных или тайных причин поведения личности;

- обладать навыками межличностного общения;

- искусно задавать правильные, точные вопросы;

- пытаться устранить барьеры  общения, приводящие к недопониманию между клиентом и специалистом.

Таким образом, изучив данный раздел, можно сделать выводы, что социальные работники обязаны знать, слушать, отслеживать и адекватно реагировать на сложившиеся проблемы клиентов. Обретение навыков понимания специфики их существования, навыки задавания вопросов, разрешения проблем, планирования действий - все это вдалеке не примитивно и имеет сложный характер. Дабы стать опытным советчиком (референтом) нужно быть рачительным и понимающим, вдобавок искусно использовать на практике бесчисленные приемы и методы социальной работы.

 

2.3 Оценочный анализ и ведение  записей

Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми и инвалидами является оценочный анализ. Оценочный анализ - это продолжительный процесс, целью которого служит осознание лиц во связи с окружающей их средой: это база планирования того, что нужно сделать, дабы сберечь, усовершенствовать либо изменить состояние личности либо окружающей его атмосферы. Навык проведения оценочного анализа, приобретения итогов зависит от административного таланта социального работника в целом с навыками человеческих взаимоотношений.

Оценочный анализ - это процесс  отбора, организации, распределения на группе синтеза данных. Он реален, допустим, в итоге систематического скрупулезного рассмотрения надобностей заказчика.

 Используемыми методами могут  быть: вопросы, самооценка, ролевая  игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники, анкеты.

Оценочный анализ полагает вероятность  ошибки либо предубежденного отношения социального работника. Дабы избежать такого, следует проводить перекрестные проверки данных.

Под основной целью обслуживания лиц  понимают создание ориентированных на личности мобильных конструкций, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными также государственными организациями, он ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями, агентствами различного рода. В связи с этим, начальник отдела срочной помощи (тот, кто руководит работой с определенным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых лиц, это может протекать на дому, в отделении дневного пребывания либо клинике.

Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное знание, так сказать в ведении записей, где вероятно, принимают участие сами клиенты. В записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, разрешения, предпринятые также планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и  важные данные. Они могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения любого контакта, форму записей, в которой записывается закодированные данные, либо могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинга, формы для периодических записей, данные о расходах. Документ оценки может быть сделан ради сохранения баланса между структурной заблаговременно закодированной информацией также ради записей собственных характеристик любого клиента пожилого возраста. Его шесть сегментов охватывают заказчиков и такие главные записи как: год, адрес, источник обращения, формальные и неформальные контакты, включая информацию от помощников по дому   (социальных работников) и государственных служб, жилищные также финансовые условия, такие детали как отопление, канализация, выплаты; вероятность справляться с основными ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по дому; физическое также умственное здоровье отражается в пятом также в шестом разделах, сюда обыкновенно относится также неосуществимость двигаться, головокружение, недержание, умственная неполноценность, отношение клиента к помощи, включая службы неформальных помощников.

Карта мониторинга содержит один лист, на котором изображена матрица - 7 дней недели. По вертикали - дни недели, по горизонтали - критические периоды дня, часы приема пищи, время сна.

Формы используемые в  периодических  записях, включают в себя любые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются особенно важными в период кризиса либо перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиеся метаморфозы, действия социального работника, иных служб, фактические услуги также требуемые, а недостижимые источники.

Четвертым документом является информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за подмогу на дому, "обед на колесах", дневной уход также уход в учреждениях. Эта данные были поделены на тридцать еженедельных блоков, записей. Любая страница охватывала стоимость оглавления любого заказчика за квартал любого года.

Следовательно, во время исследования,  было выявлено, что оценочный анализ - это процесс отбора, организации, распределения на группе также синтезирование данных, а ведение записей начинает признаваться как основное знание, где вероятно, принимают участие их клиенты.

 

2.4. Организация социальной помощи пожилым

В рамках дипломной работы было проведено  анкетирование, цель которого - выявить  удовлетворенность граждан пожилого возраста, социальными услугами, предоставляемых им комплексным центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В анкетировании принимали участие 26 человек пожилого возраста от 58 до 86 лет, из них 12 мужчин (46%) и 14 женщин (54%). Возрастная градация респондентов: 55-64 года - 12 человек (46%), 65-74 года - 8 человек (31%), старше 75 лет - 6 человек (23%). (Рисунок.2.2)

Рисунок 2.2. Возрастная градация респондентов

 

Семейное положение респондентов: 7 человек (27%) ответили "женат/замужем", 1 человек (4%) - "холост/не замужем", 15 человек (58%)"вдовец/вдова", 3 человека (12%)"в разводе". Высокий показатель людей, ответивших "вдовец/вдова" можно отнести к их возрасту. (Рисунок 2.3)

 

Рисунок 2.3. Семейное положение

Большинство респондентов на вопрос "есть ли у Вас дети" ответили утвердительно - 24 человека (92%), только два человека ответили отрицательно (8%). (Рисунок 2.4).

Рисунок 2.4. Дети.

 

В большинстве случаев пожилым  людям оказывают помощь дети - 22 человека (92%), 2 человекам (8%) дети не помогают. (Рисунок 2.5)

Рисунок 2.5. Оказываемая помощь от детей.

 

На вопрос «Какую именно помощь оказывают Вам Ваши дети?» респонденты могли выбрать один или несколько ответов. Полученные данные показывают, что в покупке продуктов питания принимают участие 16 человек (62%), в уборке квартиры - 14 детей (54%) опрашиваемых пожилых людей, в покупке лекарственных препаратов - 18 детей (69%); не помогают совсем - 2 человека (8%) (Рисунок 2.6)

Рисунок 2.6 Виды помощи  оказываемой детьми.

 

Следующий вопрос анкеты вызвал определённые трудности у анкетируемых клиентов. Вначале практически все хотели ответить утвердительно, так как рассчитывали на бесплатную помощь по хозяйству, но получив дополнительную информацию об оплате предоставляемых услуг, только двое опрашиваемых (92%) ответили, что действительно нуждаются в услугах социального работника на дому, 24 человека (8%) - не нуждаются. (Рисунок 2.7).

 

Рисунок 2.7. Необходимость услуг социального работника.

 

На вопрос "Сколько лет Вы на пенсии?" 1 человек (4%) ответил "менее 5 лет", 8 человек (31%) - "5-10 лет", 10 человек (38%) - "11-15 лет", 5 человек (19%) - "16-20 лет", 2 человека (8%) - "более 20 лет".(Рисунок2.8 ).

Рисунок 2.8. Сколько лет на пенсии.

Из двадцати шести опрошенных, 7 человек (27%) продолжают работать,19 человек (73%) прекратили трудовую деятельность. (рисунок 2.9).

Рисунок 2.9. Работают на пенсии.

 

На вопрос "Предоставляется ли Вам набор социальных услуг?" 23 человека (88%) ответили "да", 3 человека (12%) - "нет". (Рисунок 2.10).

Рисунок 2.10. Предоставление социальных услуг.

 

В полном объеме набор социальных услуг предоставляется 4 респондентам (17%), частично - 12 (54%), отказались от НСУ - 7 человек (30%) (Рисунок 2.11).

Рисунок 2.11. Объем оказываемых социальных услуг.

 

При отказе от набора социальных услуг  получаемая сумма является достаточной  для покрытия расходов на лекарства  и транспорт для 2 человек (29%), а пятерым (71%) данной суммы недостаточно. На данный вопрос отвечало 7 человек. (Рисунок 2.12)

Рисунок 2.12. Покрытие расходов на лекарства.

На вопрос "Получаете ли Вы доплату  к пенсии?" 7 человек (27%) ответили "да",19 человек (73%) - "нет". Положительный ответ на данный вопрос можно связать с низким доходом последних. (Рисунок 2.13)

Рисунок 2.13. Социальная доплата к пенсии.

 

9 пожилых людей (35%) нуждаются  в постоянном постороннем уходе.17 человек (65%) - не нуждаются. (Рисунок 2.14).

Рисунок 2.14. Нужда в постоянном постороннем уходе.

На вопрос "Кто осуществляет уход за Вами?" 7 человек (78%) ответили "родственники", по 1 человеку (11%) - "соседи" и "сотрудники социальной службы" (Рисунок 2.15).

Рисунок 2.15. Кто осуществляет уход.

 

На вопрос "Получает ли компенсационную выплату человек, ухаживающий за Вами?" из 9 человек, ответивших на предыдущий вопрос 7 человек (78%) ответили "да", 2 человека (22%) - "нет". (Рисунок 2.16).

Рисунок 2.16. Компенсация за выплату ухаживающему.

Отрицательный ответ дали люди, не имеющие достаточной информации по вопросу назначения компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином.

Полученные в ходе анкетирования  данные показали, что реципиенты, в  целом, удовлетворены объёмом услуг, предоставляемых Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов городского округа Чапаевск. По их отзывам сотрудники оказывают квалифицированную помощь всем обратившимся, ни одно обращение не остаётся без ответа. Они делают всё возможное для улучшения условий жизни пожилых лиц и инвалидов.

Таким образом, можно отметить, что  работа центра социального обеспечения  оценивается реципиентами, в целом, положительно. Люди пенсионного возраста получают достаточную информацию о наборе документов, необходимых для назначения пенсии и других социальных выплат.

 

2.5. Рекомендации центра социального обслуживания населения

Фактическая важность исследования заключается  в том, что итоги, главные итоги  также обобщения содействуют  больше глубокому пониманию социальных проблем пожилых лиц, установлению контактов между социальным работником  и заказчиком ради выполнения совместной работы клиентом.

С целью расширения социальных услуг  пожилым и  нетрудоспособным людям организовать парикмахерскую, которая дозволит малоимущим пожилым гражданам получить нужные парикмахерские услуги. Ради любителей чтения открыть библиотеку. Одинокие пожилые лица с огромным удовольствием могли бы посещать данный центр дневного пребывания, ради общения, приобретения бесплатного обеда также разных социокультурных услуг.

В своей работе опираемся на инновационные  технологии, направленные на самообеспечение  и повышение качества жизни:

-приёмная семья для пожилых  и инвалидов

-бригадный метод социального обслуживания на дому

-социальный контракт

-досуговые клубы

-санаторий на дому

-библиотека на дому

Альтернативой стационарному обслуживанию - является технология приёмная семья  для пожилых и инвалидов. Интерес  к приёмной семье обусловлен не только новизной идеи, но и  рядом морально - психологических и финансовых факторов: снижение очерёдности в дома-интернаты, возможность одинокого человека проживать в семье, создание дополнительных рабочих мест, малозатратность в финансовом плане. Нравственная сторона договора является основной составляющей - уважение к старости, сострадание, милосердие, преемственность поколений. Результатом внедрения технологии является отсутствие очереди в дома – интернаты общего типа.

С июня 2012 года внедряется бригадный  метод социального обслуживания на дому. Основные задачи эксперимента:

  • Увеличение количества предоставляемых услуг повышение их качества;
  • Сокращение времени оказания услуг без увеличения штатных единиц;
  • Рациональное использование рабочего времени;
  • Совершенствование технологии обслуживания клиентов.

Особенно удачен метод при оказании трудоёмких услуг: доставка дров, воды, уборка снега, побелка, весенне-осенние полевые работы. Бригады формировали по принципу территориальной близости проживания клиентов. Сократилось время обслуживания клиента: если ранее уходило два часа с трудоёмкими услугами, сейчас один час. Так, на бригадное обслуживание взяли клиентов, где предоставляются именно трудоемкие услуги. Задачей ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск является освоение такого метода во всех поселениях района, где существует возможность социальных работников объединить в бригады.

Информация о работе Оказание адресной помощи пожилым