Определение социального маркетинга. Специфика маркетинга в некоммерческой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 15:08, контрольная работа

Краткое описание

Концепция социального маркетинга занимает сегодня важные позиции в контексте развития теории и практики маркетинга. Анализ публикаций по данном вопросу показывает, что истоки данной концепции относятся к 50-м годам XX века, ко времени возникновения оригинальных концепций маркетинга, окрашенных ориентацией на потребителя, которые с годами вышли за пределы рыночных отношений.

Содержание

1. Определение социального маркетинга. Специфика маркетинга в некоммерческой сфере………………………………………………………….3
2. Фандрайзинг…………………………………………………………………..8
3. Инструменты реализации и способы оценки социальных программ………………………………………………………………………..11
Литература...........................................................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

Социальный маркетинг.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Определение  социального маркетинга. Специфика  маркетинга в некоммерческой  сфере………………………………………………………….3

2. Фандрайзинг…………………………………………………………………..8

3. Инструменты  реализации и способы оценки  социальных    программ………………………………………………………………………..11

Литература...........................................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение социального маркетинга. Специфика маркетинга в некоммерческих организациях.

Концепция социального маркетинга занимает сегодня важные позиции в контексте развития теории и практики маркетинга. Анализ публикаций по данном вопросу показывает, что истоки данной концепции относятся к 50-м годам XX века, ко времени возникновения оригинальных концепций маркетинга, окрашенных ориентацией на потребителя, которые с годами вышли за пределы рыночных отношений.

Социальный маркетинг обязан своему становлению в качестве научной дисциплины Ф.Котлеру и Дж.Зальтману, которые одними из первых допустили возможность использования маркетинговых механизмов продвижения продукта, в качестве механизмов продвижения идей, моделей отношения и поведения.

Ф.Котлер и Дж.Зельтман определяют социальный маркетинг следующим образом: социальный маркетинг – это разработка, реализация и осуществление контроля над программами, которые заключают в себе два важных компонента: способность оказывать воздействие на актуальные социальные идеи и наличие таких аспектов как планирование продукта, расчет его стоимости, выбор каналов коммуникации и дистрибуции и проведение маркетинговых исследований. Таким образом, социальный маркетинг - это использование методов и принципов маркетинга для оптимизации существующих социальных мероприятий и их трансформации в эффективные программы с более развитой коммуникационной составляющей, то есть программы в большей степени отвечающие запросам целевой аудитории.

В большинстве случаев цель социального маркетинга — способствовать улучшению жизни отдельного человека и общества в целом. Например, отказ от курения полезен для здоровья бывшего курильщика и его семьи, а также сокращает расходы на здравоохранение, что выгодно государству. Сюда же можно отнести пониженную производительность труда у курильщиков. Когда же человек не получает прямой выгоды для себя, например становясь донором, социальный маркетинг акцентирует внимание на моральном удовлетворении от совершения добрых дел.

Социальный маркетинг в широком смысле – продажа идей.

Социальный маркетинг в узком смысле – создание и реализация программ, которые будут влиять на социальные перемены.

С. Захарова определяет социальный маркетинг как установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества . Так же понимают социальный маркетинг С. Эбель, М. Брун и Дж. Тилмес, М. Ауэр и М. Герц, Д. Бэрре.

В отличие от коммерческих компаний некоммерческие организации не стремятся к получению прибыли и имеют “нефинансовые” цели и задачи. Если в коммерческой компании показателем успешной маркетинговой деятельности может служить получаемая прибыль, то для некоммерческой организации такой показатель работать не будет. Эффективность некоммерческих организаций определяется “общественной выгодой”.

В федеральном законе Российской Федерации определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ.

Таким образом, некоммерческим организациям приходится в области маркетинга иметь дело с двумя взаимосвязанными задачами:

1) деятельностью по привлечению  необходимых средств и ресурсов;

2) использованием привлеченных  средств и ресурсов в соответствии  с миссией организации.

Отношения в некоммерческом маркетинге не вполне рыночные. Источники существования и развития - не покрытие себестоимости и прибыль, а налоги, льготы, взносы, сборы, пожертвования. Ресурсные возможности строго ограничены и контролируются общественностью.

Сфера некоммерческой деятельности существует в любой стране. Независимо от государственного устройства, политической системы, организации экономики в каждой стране действуют институты государственной власти и управления, силовые структуры, религиозные концессии, общественные организации, организации культуры и т.д. Все они должны быть заинтересованы в том, чтобы результаты их деятельности находили позитивный отклик в обществе, поскольку только в этом случае они оправдывают свое существование и по праву могут рассчитывать на финансирование из средств государственного бюджета, взносов учредителей, спонсорской помощи, средств меценатов и других жертвователей.

Цели деятельности в русле этого вида маркетинга - это соответствие нуждам и ожиданиям групп населения; рациональное предоставление, распределение социальных услуг и другой продукции (в том числе услуг власти); повышение престижа, притягательной силы отдельных идей, социальных институтов, личностей в рамках определенной общности; повышение престижа данной общности (страны, региона, муниципального образования, социальной группы и др.) за пределами ее нормального существования

Несмотря на то, что в маркетинге некоммерческих организаций интенсивно используются концепции коммерческого маркетинга, маркетинговая деятельность этого специфического сектора сложнее и имеет свои специфические особенности.

Можно выделить следующие специфические особенности маркетинговой деятельности некоммерческой организации:

Во-первых, если в коммерческой организации показателем успешной маркетинговой деятельности может являться получаемая прибыль, то для некоммерческой организации такой показатель не является способом оценки эффективности деятельности.

Коммерческий субъект (фирма, компания) создает и реализует на обслуживаемом рынке некий продукт. Согласно концепции маркетинга, если этот продукт удовлетворяет спрос покупателей, субъект получает прибыль. Оценка результатов функционирования (в частности, прибыли), производимая учредителями и руководством, позволяет определить объемы и направления финансирования дальнейшей деятельности коммерческого предприятия.

Некоммерческий субъект, аналогичным образом, создает и продвигает на «рынок» некоммерческий продукт. Если он удовлетворяет соответствующие потребности, возникает социальный эффект - определенная польза для общества или отдельных групп потребителей.

Социальный эффект, как главный показатель оценки результатов деятельности некоммерческих субъектов, для них не менее важен, чем прибыль - для коммерческих предприятий. Им определяется эффективность некоммерческих организаций.

Для некоммерческих организаций получение прибыли стоит не на первом месте в иерархии целей.

Во-вторых, у этих организаций есть конкуренты в лице коммерческих организаций.

В-третьих, некоммерческий маркетинг охватывает очень широкий круг областей человеческой деятельности, значительно более широкий, чем производство и продвижение товаров и услуг. К этим областям относятся:

  • политика;
  • государственное управление;
  • оборона и безопасность;
  • образование;
  • религия;
  • наука;
  • искусство и культура;
  • спорт;
  • благотворительность.

Общественная значимость этих сфер деятельности нисколько не меньшая, чем значимость материального производства и торговли.

В-четвертых, некоммерческий маркетинг способствует более полному и эффективному удовлетворению таких первостепенных и жизненно важных потребностей членов общества, как:

  • потребность в самоосознании и самореализации личности;
  • потребность в реализации гражданских прав и свобод;
  • потребность в участии в управлении государством;
  • потребность в безопасности;
  • потребность в здравоохранении;
  • потребность в образовании;
  • потребность в социальных, культурных и художественных ценностях и др.

В-пятых, некоммерческий маркетинг способствует решению проблемы установления взаимосвязей между интересами различных групп некоммерческих субъектов: государственных, негосударственных и физических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью.

Эти обстоятельства и определяют особую общественную значимость некоммерческого маркетинга и необходимость адаптации основных понятий классического маркетинга к деятельности в некоммерческой сфере.

 

Фандрайзинг

В настоящее время процессы модернизации социально-экономической сферы в России актуализируют проблему привлечения спонсоров к реализации социально-значимых проектов и программ.

Современный фандрайзинг в нашей стране начался в 90 годах и развивался в самых неблагоприятных для создания национальных фондов условиях.

Во многих западноевропейских странах и, особенно в США к деньгам и к благотворительности относятся очень серьезно. Еще даже не до конца обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги. Объясняется это, в том числе, и тем, что в этих странах государство никогда не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть проблем решали только благотворительные организации, которые могли надеяться в финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь спонсора, организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же очень часто мысль о том, где взять деньги на социальный проект, приходит последней. Финансированием занимается в основном государственные организации.

Под «фандрайзингом» понимается деятельность, которая направлена на привлечение и аккумулирование средств из различных источников. Фандрайзинг представляет собой специально организованный процесс сбора пожертвований для благотворительных организаций или для обеспечения социальных программ. Эту деятельность можно рассматривать как творчество, ведь среди огромного числа проектов приходится выбирать наиболее значимые, поэтому, чем оригинальное обращение за помощью, тем больше шансов на получение материальной поддержки.

При этом фандрайзинг нельзя назвать «выпрашиванием» денег, как часто думают. Организации, которые работают в социальной сфере, нуждаются не в подачках на их проекты, а в пожертвованиях, сделанных осознанно. Таким образом, фандрайзинг предполагает убеждение людей в необходимости, социальной значимости той или иной деятельности. Это то же самое, что формирование уникального торгового предложения, с той лишь разницей, что социальный проект будет не продаваться, а подаваться. Именно в этой подаче и заключается вся суть. Чем интереснее, привлекательнее этот проект или социальная RP-кампания будут поданы, тем большую выгоду смогут извлечь спонсоры. Для них это оборачивается доверием, узнаваемостью, уважением клиентов. Реальным следствием становятся положительный имидж и опосредованная прибыль.

Фандрайзером (соискателем средств) может стать любая структура (государственная, коммерческая, общественная), по каким-то причинам не располагающая средствами для организации мероприятия, но гарантирующая его высокие результаты. Спонсором же является структура, для которой вложение - часть общей PR-стратегии. Занимаясь спонсорской деятельностью, компания исходит из того, что вложения дают им следующие возможности:

  • Высокая степень узнаваемости и позитивный имидж компании на рынке.
  • Дополнительная, в том числе скрытая реклама.
  • Узнаваемость спонсора в СМИ
  • Привлечение участников спонсируемых акций к другим собственным проектам.
  • Успешный спонсорский проект является предметом гордости в конкурентной среде.
  • Лоббирование собственных интересов в политических кругах.

Существующая в России разница подходов к разрешению схожих проблем спонсорства в очередной раз доказывает важность не только спонсоринга для осуществления социально значимых проектов и кампаний (т. е. выделения денег на них), но и целенаправленного поиска средств, требующихся для их полноценной реализации.

Фандрайзинг широко практикуются для подготовки и проведения специальных мероприятий, таких как балы, званые вечера, конкурсы, марафоны, аукционы, презентации, конференции, обеды. Во время их подготовки и проведения привлекается внимание потенциальных доноров и одновременно собираются необходимые средства. Во время такого мероприятия важно отметить каждого из прибывших гостей, если необходимо, выделить конкретного гостя из остальной публики.

Надо отметить, что фандрайзинг — не выпрашивание денег, а спланированная работа, которая направлена на получение пожертвований, сделанных осознанно. Сущность фандрайзинга — установление партнерских отношений, переход к стратегии сотрудничества с людьми и организациями, которые могут оказать материальную поддержку.

 

Инструменты реализации и способы оценки социальных программ

Инструменты реализации социальных программ:

1. Благотворительные  пожертвования и спонсорская  помощь — форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения  социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций-получателей помощи и др.).

2. Делегирование  сотрудников компании — добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников.

Информация о работе Определение социального маркетинга. Специфика маркетинга в некоммерческой сфере