Опрос в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного или непосредственного социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается 70% информации. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Опрос, в отличие от многих других видов социологического исследования, позволяет уловить через систему формализованных вопросов не только мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявить роль интуитивных моментов в их поведении и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

метод опроса в социологическом исследовании.docx

— 47.82 Кб (Скачать файл)

Допускается ограничение  числа ответов. В практике социологических  исследований встречаются также  вопросы-диалоги, которые состоят  из высказываний воображаемых лиц.

Если у социолога нет  уверенности в том, что он исчерпал респонденту полный перечень возможных ответов, то ставится полузакрытый вопрос. В отличие от закрытого вопроса в нем предлагается респонденту дать дополнительные варианты ответов, самостоятельно сформулировать их, если предложенные варианты его не устраивают, не отвечают его мнениям, оценкам.

В открытом вопросе вообще не дается набор возможных ответов. Их формулирует сам респондент и  сам же записывает ( при анкетировании) или это делает интервьюер. Преимущество открытого вопроса состоит в том, что влияние исследователя на респондента значительно уменьшается, сохраняется "колорит", все своеобразие мышления, языка респондента, это позволяет выявить информативность опрашиваемых, их собственное ( а не навязываемое) мнение, не спровоцированное "вопросом-меню".Ответы на открытые вопросы дают бесценный материал по границам реального спектра мнений респондентов, широко используются при исследовании не только политических проблем, но и в социологии языковой культуры и т. д.

С другой стороны, открытые вопросы затрудняют обработку материала, дают большой процент отказов.

Как можно видеть из сказанного (это подтверждает и наша, и зарубежная практика), каждый из вопросов (открытых и закрытых) имеет свои плюсы и минусы.

С учетом отношения к личности респондента выделяют прямые (выражающие собственную позицию респондента- "Что Вы думаете о...?") и косвенные  вопросы, когда респондент высказывается  с позиции группы, коллектива("Как  поступает большинство Ваших  товарищей (окружающих вас людей) в такой-то ситуации?")

Различают также нейтральные  и острые вопросы. Последние касаются интимных сторон жизни опрашиваемого, связанных с его представлением о престиже, самоуважении, социальной и психологической обстановке в ходе опроса.

Простые и трудные вопросы  различаются тем, что последние  требуют напряжения памяти респондента, превышают степень его возможной информированности, требуют сложной техники заполнения.

В том случае, если формулировки содержат психологическое давление на опрашиваемого, вопросы могут быть и внушающими. При этом авторы анкеты, анкетеры(интервьюеры) могут и не сознавать этого.

Вопросы в вопросительной или повествовательной форме  выделяются по синтаксическим признакам("Знаете ли Вы...?", "Я предпочитаю следующие формы досуга" и т.д.)

В практике социологических  исследований можно встретиться  также с вопросами, которые различаются  по графическому оформлению. Это вопросы-иллюстрации, вопросы-таблицы, вопросы-графики, диаграммы, схемы.

Рассмотренная классификация  вопросов и их содержания предопределяет необходимость большой подготовительной работы по разработке инструментария исследования (вопросника, анкеты), формулировке вопросов, последовательности вопросов и т.д.

Вопросы и ответы должны быть сформулированы таким образом, чтобы опрашиваемый: 1)правильно  понял их; 2)выбрал адекватный, по своему мнению и степени своей информированности  ответ; 3) смог правильно выразить ответ в словах.

Нужно стремиться формулировать  вопросы и ответы с учетом языка  респондентов и системы тех понятий, которыми они владеют.

Не следует употреблять  трудные и неясные формулировки, без необходимости использовать специальные термины ( а при использовании необходимо разъяснять их значение). Не рекомендуется употреблять неопределенные слова ( типа "много", "мало", "часто" и т.д.), злоупотреблять модальностью ("надо", "обязательно").

Социолог должен стремиться не употреблять эмоционально окрашенные слова, не использовать (в ходе опроса) похвальных или поощряющих отзывов. Он должен удерживаться при составлении анкеты и в ходе опроса от проявления собственного мнения, собственных ценностей и установок. Это можно сделать (не навязывая своего мнения, не ставя в затруднительное положение респондента) путем формулировки косвенных вопросов ("Одни люди считают, что.. Другие придерживаются иного мнения. А как Вы считаете?").

При формулировке вопросов и ответов нужно решить вопрос о соотношении положительных и отрицательных вариантов ( они должны быть уравновешены), о порядке их расположения, последовательности, логичности вопросов. Последнее обусловливается ( если речь идет в целом об анкете) фазами, этапами опроса. Вопросник (анкета) обычно начинается с конкретных вопросов, затем идут содержательные вопросы, которые чередуются с фильтрами, контрольными и функционально-психологическими вопросами, снимающими напряжение. В то же время порядок вопросов важен и для построения содержательных вопросов. Здесь чаще всего высказывается мнение о необязательности логической их последовательности, хотя такое мнение, на наш взгляд, не всегда является обоснованным.

В заключение подчеркнем, что  главная проблема анкетирования  все же не в подборе типа вопросов, а в создании такой системы  их, которая позволяла бы скрыто, неявно для респондента раскрыть, уловить, описать основной спектр возможных мнений опрашиваемых. Тогда обработка данных позволит шире применять количественные методы анализа, что намного проще и дешевле.

 

Интервью как  вид опроса

 

Интервью как специфический  вид опроса применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов  с целью уяснения области исследования и формализации вопросов и ответов по анкете, пополнения данных из массовой статистики, а также опроса специалистов, экспертов. Используется интервью и как самостоятельный метод сбора информации в случаях, когда не требуется больших выборок. Кроме того, оно применяется как вид пилотажного пробного исследования при организации выборки на предприятиях сложной структуры или при исследовании духовного производства ( театр, творческий коллектив, научный центр).

Интервью отличается от анкетирования  тем, что вопросник(бланк) интервьюер заполняет по ответам респондентов. При этом могут использоваться не только непосредственная фиксация ответов  интервьюером, но и технические средства: телефон, диктофон, магнитофон, видеокамера. Нередко прибегают к помощи ассистента, когда социолог ведет беседу, а ассистент - запись.

Различают виды интервью, используя разные основания для их классификации. По степени формализованности (как главному основанию) выделяют несколько их видов - от полностью свободной беседы с респондентом до формализованной процедуры опроса.

При свободном ("клиническом", "психоаналитическом") интервью планируется только тема, направление беседы. Интервью проводится без заранее подготовленного опросника или подготовительного плана. Предполагается свобода интервьюера, в качестве которого нередко выступает сам социолог, исследователь.

Глубинные интервью предполагают обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов. Однако их последовательность и формулировка не закрепляются в единообразной форме. С помощью глубинного интервью проводят зондаж общественного мнения относительно определенного круга вопросов при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых в разведывательном исследовании.

Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Степень стандартизации по сравнению с ранее рассмотренными видами интервью повышается. Все вопросы, включенные в план интервью, обязательны для интервьюера, хотя их последовательность и формулировки могут меняться.

Интервью с открытыми вопросами предполагает строго обязательную их последовательность и точную формулировку. Интервьюер просто воспроизводит их без каких-либо изменений. Ответы респондентов в свободной форме записываются интервьюером(иногда прибегают к стенографии или магнитофонной записи). В некоторых случаях интервьюер может кодировать ответы на вопросы, пользуясь схемой классификации ответов(кодификатором).Этот вид интервью применяют при опросах экспертов, телефонных опросах, а также в пробных исследованиях.

Формализованное (стандартизованное) интервью является самой распространенной разновидностью этого вида опроса, по существу, напоминающей анкетирование в присутствии анкетера. В нем поведение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией по его заполнению. Интервьюер неукоснительно придерживается формулировок вопросов и их последовательности. В формализованном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Применяются карточки с закрытыми вопросами. Беседа ведется в устном, разговорном стиле.

В практике социологических  исследований применяется и опрос  с помощью машины, компьютера и  др., что также, естественно, подразумевает определенную степень стандартизации.

 

Требования к  интервьюеру

 

При характеристике интервью необходимо обратить внимание, что  качество получаемой информации во многом зависит от подбора и обучения интервьюеров. Практика помогла выработать определенные требования к ним. Назовем  наиболее важные из этих требований. Первое - учет влияния пола и возраста. Если мужчины предпочитают работать с  респондентами-мужчинами, то женщины-интервьюеры - с представителями обоего пола. Не способствует контакту большая разница в возрасте интервьюера и респондента.

Во-вторых, имеет значение внешний вид интервьюера. Одежда должна соответствовать обстановке опроса, не служить отвлекающим, настораживающим  моментом (фактором). Темп интервью зависит  от его длительности, места и обстановки проведения опроса, содержания затрагиваемых вопросов, тем, проблем.

Очень важны индивидуальные качества интервьюера. Это должен быть социально активный человек, имеющий  определенный уровень знаний и культуры, честный, добросовестный, дисциплинированный, общительный, физически выносливый. Ему должны быть присущи такие качества, как терпение, умение говорить понятно, внятно, неторопливо, стремясь донести до респондента адекватный смысл вопроса. Он должен уметь слушать, уметь молчать. С его стороны не допустимы жесткость, требовательность, властность, отталкивающие респондента. Интервьюер должен избегать внушения, влияния на опрашиваемого интонацией, жестами, своими манерами и т.д.

Практика показала, что  опрос должны проводить интервьюеры, имеющие не одну и ту же точку  зрения (тем более крайние взгляды), а разное отношение к исследуемой проблеме.

Одно из требований опроса - стремление избегать не только влияния  интервьюера на респондента, но и  респондента на интервьюера. Необходимо стремиться преодолевать стереотипное отношение к респонденту на основании внешних черт, социального положения и т.д.

Важно овладевать навыками регистрации ответов респондентов. Это могут быть записи с применением  стенографии, сокращенные записи (с немедленной их расшифровкой после опроса), механические звукозаписи; запись по памяти, запись с использованием двух интервьюеров. Каждый вид записи имеет свои плюсы и минусы. Их применение зависит от навыков интервьюера, обстановки, наличия аппаратуры и т. д.

Каждая из указанных разновидностей опроса имеет свои плюсы и минусы. Поэтому в зависимости от целей, задач и возможностей исследования необходимо стремиться к сочетанию анкетирования и интервью и, конечно же, к сочетанию их с другими методами сбора первичной социологической информации.

 

Типы вопросов

 

Открытые:"Ваш возраст?"

Закрытые:"Ваш пол ?" а) мужской б) женский


Полузакрытые:"Ваша профессия?" а) столяр б) слесарь в) социолог г)предприниматель  д) что еще, напишите________________

Прямые:"Нравится ли Вам  работа?" а) да б) нет

Косвенные:"Нравится ли работа Вашим коллегам?"

Прожективные:"Если бы Вы уехали в командировку за рубеж на 2-3 года, по возвращении вернулись  бы на нынешнюю Вашу работу?"

Личные:"Вы удовлетворены  оплатой труда?"

Безличные:"Ваши коллеги  удовлетворены оплатой труда?"

Вопросы-диалоги:"В газетах  пишут, что темпы инфляции снижаются. Вы согласны с этим высказыванием?"

 

Виды шкал

 

"Нравится ли Вам  работа?" а) 1.Да; 2.Нет; б) 1.Да; 2. Не очень; 3.Нет; в) 1. Очень нравится; 2. Скорее нравится, чем не нравится; 3.Трудно сказать; 4. Скорее не нравится, чем нравится; 5. Очень не нравится.

Шкала наименований: "Назовите причины, по которым не нравится работа." 1. Низкая оплата труда; 2. Несвоевременная  оплата труда; 3. Плохие взаимоотношения  в коллективе; 4. Что еще________

Порядковая шкала:"Ваше воинское звание?" 1. Лейтенант; 2. Капитан; 3. Майор; 4. Полковник; 5. Другое_________

Интервальная шкала: а)"Сколько  Вам лет?" б)"Ваша зарплата?"

Шкала отношений:" Сколько  квадратных метров жилья построила  Ваша фирма?______". " Сколько работников у Вас работает?____".

 

Схема 1.4.3.

Метод опроса (информация извлекается в ходе общения социолога  с участниками изучаемых явлений)

Особенности

Достоинства

Недостатки

Непосредственная связь  с объектом. Данные представляют участники  изучаемых явлений.

 

Содержание информации зависит  от респондента, его установок и  компетентности.

Данные определяются формой и содержанием вопроса, процедурой .

 

Влияние респондента на интервьюера.

Универсальность применения, многообразие информации об объективных  и субъективных характеристиках  о прошлом, настоящем, будущем, о  сферах, в которые включен респондента.

Данные об объективных  процессах, об отношении к ним  их участников; исследуются мотивы, ценностные ориентации, механизмы общения  людей; анализ с разных позиций.

Направление хода опроса на более ценную информацию. коррекция  задач, использование опыта интервьюера.

Участие респондента в  уточнении задач.

Затруднительно оценить  объективность содержания информации

 

Вероятная ложная, малоценная информация ввиду некомпетентности респондента, случайных обстоятельств.

Навязывание репонденту суждений: неумелые действия интервьюера, резко  снижающие качество информации, привнесение  в информацию его установок.

Отклонение от исходных задач  под влиянием респондента.

Информация о работе Опрос в социологическом исследовании