Опыт решения социальных проблем за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ социальных проблем и основных механизмов их решения на практике зарубежных стран.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность социальных проблем в зарубежных странах;
- показать мировые исторические корни решения социальных проблем;

Содержание

Введение______________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы изучения решения социальных проблем в зарубежных странах______________________________________________
1.1 Сущность социальных проблем и решение их государством
1.2 Мировые исторические корни решения социальных проблем
Глава 2. Опыт решения социальных проблем в зарубежных странах______
2.1 Социальная защита в США
2.2 Социальная помощь в Германии
2.3 Решение социальных проблем в Норвегии
2.4 Социальные службы в Исландии
Заключение______________________________________________________
Список использованной литературы_________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

кур..doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, вплоть до Реформации в Западной Европе. К XVII веку церковь утратила свои позиции единственного благотворителя, западно-европейский мир вернулся к идеям Платона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия была заменена идеями социальной инженерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность.

На протяжении XVI в. в  результате индустриальной революции  крепостные были изгнаны с земель, и новая популяция бедняков отправилась  искать в городах работу. В 1601 году в Англии был принят знаменитый Закон о бедных, перенесенный первыми колонистами в Америку. Его принципы и понятия до сих пор оказывают влияние на обеспечение бедных в США, на современное законодательство. Принятый в 1662 году Акт об оседлости усилил контроль над бедняками, поскольку он требовал, чтобы каждый человек был зарегистрирован как местный житель в определенном округе. В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении, но также за трудоспособных безработных. В Англии в этот период вводится пособие по бедности, а в 1834 году появилось специальное законодательство со строгим регулированием оказания помощи бедным.

____________________________________

1. Козлов А.А. Социальная работа  за рубежом: состояние тенденции,  перспективы / А.А. Козлов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – с.24

К примеру в Швеции в середине XVIII века в формах призрения  бедных стали различаться два  направления: призрение больных  и помощь бедным. С 1862 года церковный  закон вменил в обязанность каждому церковному приходу в Швеции учредить больницы и дома для бедных. В 1847 году в Швеции принимается новое постановление о формах и способах призрения бедных. Муниципальные реформы 1862 года освободили службу призрения бедных от церкви, и с этого времени она становится муниципальным объектом. 1

Параллельно с государственной  системой призрения бедных формировалась  система благотворительных учреждений, направленных на оказание, в первую очередь, индивидуальной помощи клиентам.

Так, в 1866 году в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» - Общественный Союз покровительства. В 1869 году в Лондоне основывается Благотворительное общество для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать).

Подобные организации  создаются и в других странах  мира. Постановление 1871 года о призрении  бедных ограничивало помощь бедным, основанием для оказания помощи стало служить отсутствие собственных средств, а также невозможность содержания другими лицами. В этот период четко проводилась граница между возможностью бедных зарабатывать на жизнь и желанием делать это.

 

_______________________________________

 

1. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Сост. Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова; Под общ. ред. Е.С. Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. с.30

 

Только тот, кто документально  подтверждал желание зарабатывать на жизнь, пользовался поддержкой общества. В конце XIX века во многих странах Европы возникают:

- специальные государственные  формы помощи осужденным и  освободившимся из мест заключения;

- специальные системы ухода  за больными;

- специальная помощь слепым  и глухим;

- обязательное государственно-муниципальное обучение населения;

- частное и муниципальное посредничество  по обеспечению работой;

- профсоюзная касса помощи для  больных, безработных и т. д.

Таким образом, уже к концу XIX века во многих странах существовали общественные организации для помощи бедным, различные формы благотворительности частных лиц и организаций, а также благотворительная деятельность церкви.

Сегодня в разных странах сложилась разная система решения социальных проблем. Если, к примеру, в США и Японии делается акцент, в основном, на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство. Так,  к примеру, для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы государством. 1

___________________________________

1 . Шаронов А. Социальная сфера и социальная политика, умеренная   либерализация // Российский социально-политический вестник. - №1, 1998.– с. 26. 

Наиболее развитой системой социальной политики на сегодняшний день принято считать систему социальной политики датского государства.

Так, оно через определенных механизм налогов, сборов и различных  денежных платежей, а также их перераспределения  делает возможным осуществление  такой социальной политики, когда  в государстве не существует бедного слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение различного рода социальных конфликтов практически невозможно. Именно поэтому, Данию принято называть « государством всеобщего благосостояния» 1

Как показывает зарубежный  опыт, одно из наиболее перспективных  направлений в решении социальных проблем – сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи.  

Итак, подводя итоги, можно сказать  о том, что на сегодняшний день в большинстве стран положение граждан пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, что государство пытается изменить эту ситуацию посредством различных мероприятий, проводимых в рамках социальной политики.  Главная задача последней состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений. Также, хотелось бы сказать о том, что выработка и претворение этих мер в жизнь должны носить обдуманный характер.

 

 

 

 

Глава 2. Опыт решения  социальных проблем в зарубежных странах

2.1 Социальная  защита в США

Поразительно многообразна практика решения социальных проблем  в США, которая включает в себя множество видов деятельности, проявляющихся в широком разнообразии ее применения.

Сфера решения социальных проблем постоянно расширяется  от года к году, Сегодня  она  охватывает разнообразные места - правительственные  здравоохранительные организации, школы, центры охраны здоровья, агентства  по охране семьи и ребенка, центры психологического здоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции и др.

Группы клиентов, которые  обычно оказывают социальную помощь:

- Семьи, включающие  одного родителя, имеющие серьезные  конфликты, которые проявляются в побегах ребенка из дома, правонарушениях, насилии, трудностях в обучении и т. д.

- Пары и семьи, которые  имеют проблемы с детьми.

- Пары, имеющие серьезные  супружеские конфликты.

- Отдельные люди и  семьи, которые страдают от  безработицы, отсутствия заслуженной зарплаты, физических недостатков, нехватки профессиональных умений и других причин.

- Отдельные люди и  семьи, чьи жизни разрушены  наказанием за нарушения закона.

- Одинокие, педагогически  трудные подростки.

- Отдельные люди и  семьи, чьи жизни разрушены физическими или психическими недостатками или болезнями.

- Правонарушители и  их семьи.

- Опекуны и дети, чьи  родители скончались или покинули  своих детей и не заботятся  о них.

- Эмигранты и представители  национальных меньшинств, не имеющие  необходимых средств и возможностей или являющиеся жертвами расовой дискриминации.

- Люди, имеющие прогрессирующую  непригодность (психические отклонения) и их семьи.

- Старые люди, не способные  к долгой достаточной деятельности.

- Приезжие и временные  жильцы, не имеющие необходимых средств к существованию.

- Дети, (и их семьи)  которые имеют трудности связанные  со школой.

- Люди, чей опыт экстремальных  стрессов связан с травматическими  последствиями или с серьезными  жизненными изменениями (уход  на пенсию, смерть любимого человека, дети, покинувшие дом, и т. п.).

 

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется  в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

Социальное страхование и государственное  вспомоществование являются двумя  основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счет налогов с трудящихся (в процентах к заработной плате), предпринимателей (в процентах к фонду выплаченной заработной платы) и лиц свободных профессий, врачей, священников и др. (свыше 14 % доходов), а государственное вспомоществование — за счет ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования — пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем — пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.

Кроме общей федеральной программы на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний.

Что касается вспомоществования бедным, то оно получило распространение  в стране с 60-х годов нашего века и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи. 1

Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низкими доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.

Система государственного страхования в стране дополняется  частными системами страхования, имеющими две формы — коллективную по месту работы и индивидуальную.

_____________________________________

1.Социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Сост. Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова; Под общ. ред. Е.С. Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. с. 32.

 

2.2. Социальная  работа в Германии

 

XIX век - это век начала  социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной  работы способствовала индустриализация  страны, так как с последней  связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере.

В 1880 г. по инициативе Германского  конгресса по благотворительности  был основан Германский благотворительный  союз заботы о бедных, в дальнейшем переименованный в Германский союз государственного и частного попечительства и объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы. Эта организация служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы. Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям: социальная помощь и социальная политика; помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика; оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям; помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения; помощь людям преклонного возраста; помощь инвалидам с детства; помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая; социальные профессии; организация социальных служб; планирование в области социальной работы.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США - речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения.

Необходимо отметить, что в Германии проводят границу  между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.

Информация о работе Опыт решения социальных проблем за рубежом