Опыт решения социальных проблем за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ социальных проблем и основных механизмов их решения на практике зарубежных стран.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность социальных проблем в зарубежных странах;
- показать мировые исторические корни решения социальных проблем;

Содержание

Введение______________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы изучения решения социальных проблем в зарубежных странах______________________________________________
1.1 Сущность социальных проблем и решение их государством
1.2 Мировые исторические корни решения социальных проблем
Глава 2. Опыт решения социальных проблем в зарубежных странах______
2.1 Социальная защита в США
2.2 Социальная помощь в Германии
2.3 Решение социальных проблем в Норвегии
2.4 Социальные службы в Исландии
Заключение______________________________________________________
Список использованной литературы_________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

кур..doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Так, социальный педагог  преследует цель, чтобы его клиенты-дети были воспитаны в духе лучших традиций европейской культуры, его клиенты  юношеского возраста могли получить европейское образование, психически нездоровые люди могли бы получить все то, что позволило бы им включится в естественную жизнь общества.

Социальный работник концентрируется на социальных проблемах  клиентов, на путях и средствах, которые  помогут ему решить насущные вопросы  клиента. Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние. Социальный работник занимается конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения. Мы видим, что в работе социального педагога и социального работника есть немало общего. Однако специализация указанных направлений происходит с учетом особенностей различных социальных профессий.

70-е годы прошлого  века стали годами переосмысления  социальной работы в ФРГ. Ученые  пришли к выводу о недостаточности  использования классических методов социальной работы, а также о малом использовании терапевтических средств в тех случаях, когда речь шла об охвате и решении проблемы в целом. В научном мире ФРГ происходили дискуссии о пользе системных подходов в социальной работе. На их базе были отработаны основные модели и выработаны принципы современного развития социальной работы на национальном уровне в ФРГ. Развитие социальной работы дало толчок для образования крупных организаций по оказанию социальных услуг населению. В ФРГ для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства. Для решения социальных вопросов пользуются также услугами добровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугами оплачиваемого персонала.

Финансовая сторона  в деятельности социального работника  играет существенную роль. Деньги на социальные нужды в ФРГ можно получить главным образом в учреждениях, финансирующих социальные услуги, от государства, от церковных общин, фондов социального страхования, от общественных организаций, от предприятий и профсоюзных касс взаимопомощи, централизованно от церкви, из многочисленных фондов и учреждений, служащих социальным целям. Кроме того, есть и другие источники финансирования: больничные кассы (обеспечение по болезни), страхование от несчастных случаев, пенсионное обеспечение, а также кредитные учреждения, например банки, гарантирующие так называемые социальные кредиты. Социальный работник в ФРГ обязан хорошо знать и уметь пользоваться всеми источниками социального финансирования.

Однако в настоящее  время в ФРГ социальная помощь больше не ограничивается финансовыми  услугами нуждающимся. Государство  ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включения некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся: а) самоуправление сферой социального обеспечения; б) обеспечение по старости; в) развитие системы независимой благотворительной помощи.

Социальные услуги можно  типологизировать по их содержанию: консультационные; врачебные; информационные; правовые (с контрольной функцией); по общему уходу (исключая врачебные); организационные.

В зависимости от степени  заболевания и потребностей, клиенты  социальных служб ФРГ могут обратиться за помощью в следующие обычные  или специализированные учреждения, а также к специалистам:

1) в социально-педагогические  учреждения (интернаты, жилищные  сообщества под контролем социальных  работников, консультации по вопросам  воспитания, учреждения для отдыха  и т.д.), к социальным педагогам,  специализирующимся по вопросам семьи;

2) в группы самопомощи (инвалидов, больных, маргиналов);

3) в государственные,  ведомственные, общественные, частные  учреждения с целью получения  ночлега (дома для женщин-бомжей, одиноких бездомных мужчин, ночлежки, сборные пункты для наркоманов и т.д.);

4) в медицинские учреждения (больницы, дневные и ночные поликлиники,  другие лечебные учреждения, реабилитационные  центры, консультационные пункты  по вопросам планирования семьи  и др.);

5) в психиатрические,  диагностико-психологические и психотерапевтические учреждения (клиники, терапевтические группы по месту жительства, психиатрические пункты для социальных целей, детские психиатрические пункты, школьные психиатрические службы, медицинские пункты по терапии семьи и брака и т.д.);

6) к психотерапевтам, медикам-консультантам по семейным вопросам, психиатрам, врачам, консультирующим медицинским сестрам по вопросам материнства;

7) в службы по уходу  за попавшими в затруднительное  положение (к медицинским сестрам  общин, в службы по уходу  на дому, в выездную службу Красного Креста и т.д.);

8) в социальные добровольные  службы (службы раздачи питания,  службы помощи на дому, службы  по поддержке и помощи для  родных инвалидов и т.д.);

9) в церкви и религиозные  общины, к пастырям, церковным помощникам  в общинах, в консультационные церковные центры, в группы помощников церкви);

10) в школы (к учителям), интернаты, учреждения для помощи  учащимся, в профессионально-технические  училища, в центры по профессиональной  ориентации;

11) в социальные образовательные  учреждения для взрослых (родительские университеты, в центры общения, в центры по подготовке вспомогательного персонала и т.д.);

12) в детские ясли, группы  продленного дня, объединения  для матерей, работающих в дневное  время, в службы по заботе  о детях;

13) в посреднические службы (по вопросам жилья, работы, найма обслуживающего персонала, дотаций детям и т.д.);

14) в юридические консультации (по общим и специальным вопросам);

15) к адвокатам;

16) к полиции;

17) к управленцам и  администраторам в социальной  сфере, в области здравоохранения и образования.

Таким образом, даже из этого  перечня можно сделать вывод, что Германия является одним из мощных европейских социальных государств.

Где действует гарантированная система социальных услуг, которая защищаетсвоих граждан с рождения. Иностранцы, проживающие в Германии, также пользуются социальными услугами.

Решение социальных проблем опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.

 

2.3.Решение  социальных проблем в Норвегии

В Норвегии сегодня возможно встретить примеры социальных служб  всех вышеперечисленных видов. Норвегию (с населением около 4 млн человек) часто определяют как государство  всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина.

Организация общественного  управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном  уровне наиболее важным достижением  в решении социальных проблем является Акт национального страхования (1966 г.), который управляется Министерством здоровья и социальных дел.

Система медицинского страхования  финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов.

Большая часть деятельности региональных, областных советов — это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 000 жителей. 1

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах.

Социальная защита по акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального  страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например, для проезда студентов

 

_______________________________________

1.Социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Сост.Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова; Под общ. ред. Е.С. Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. с. 34

 

 на каникулах. Согласно  акту информация, советы и денежная  помощь — главные направления  в работе. Основная задача социальной  защиты детей — «дать детям  (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.

На профессиональном уровне службы здоровья и социальной защиты разделяются даже в том  случае, если цели двух этих служб схожи. Муниципалитет ответственен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит свое выражение в организации медицинских центров, центров здоровья (профилактическая работа среди детей и вакцинация), общественного питания в школах, физиотерапии, надомной службы (для пожилых людей и людей с физическими недостатками) и яслей.

На муниципальном уровне есть также службы, которые еще  не закреплены специальным законодательством. Многие из них достаточно новые. Они  относятся к развивающимся методам  социальной работы, хотя могут выглядеть и как экспериментальные. Среди них:

1. Центры добровольцев, в задачу которых входит налаживание связи между людьми, которые хотят помочь, и теми, кто нуждается в помощи.

2. Службы, работающие с конфликтующими сторонами, ведущие обсуждение условий гражданского контракта между преступником и пострадавшим. Например, преступник выполняет определенную работу для пострадавшего.

3. Молодежные клубы, которые организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить преступность и потребление наркотиков.

4. Приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации.

5. Центры для беженцев: временное убежище, включающее оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.

6. Институты, приюты, частные дома, в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами. В настоящее время предпочтение отдается маломестным частным и общественным институтам.

Кроме того, в молодежной среде ведется непосредственная работа по месту жительства, на улице («полевая работа») с целью реабилитации лиц с девиантным поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Социальная  работа в Исландии

Раскрывая содержание системы  социального обеспечения в Исландии, надо выделить в ней четыре основных элемента: образование, социальная защита, обеспечение жильем и здравоохранение. В общественном секторе расходы на них составляют 51 %. Остальная часть расходов приходится на другие социальные институты общества (без военных расходов, так как армии в Исландии нет). 1

 

Основную работу по социальному  обеспечению проводят местные органы управления, что является важным, так  как значительная часть населения  проживает в небольших городах  и деревнях. Социальные службы при  местных администрациях функционируют на основе специального акта, принятого Парламентом Исландии в 1991 г. Акцент в нем делается на сотрудничестве между личностью и местной администрацией и ответственности индивида за себя и свою семью.

Социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги: а) консультирование; б) финансовую поддержку; в) социальную поддержку на дому; г) социальное обеспечение детей и подростков; д) услуги подросткам; е) услуги престарелым; ж) услуги немощным; з) обеспечение жильем; и) помощь алкоголикам и наркоманам; к) решение проблем занятости населения.

Правительство страны определяет общие контуры работы служб. Конкретно  ими занимается местная администрация, создавая комитеты по социальным услугам, в компетенцию которых входит реализация социальных услуг в подведомственных районах.

В соответствии с законом  право на социальное обеспечение  имеют все лица, легально находящиеся  в районе, подчиняющемся местной  администрации.

_______________________________________

1.Социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Сост.Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова; Под общ. ред. Е.С. Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. с. 34

 

При этом местная администрация  несет ответственность за предоставление различных услуг и помощи коренным жителям, находящимся под ее юрисдикцией, в соответствии с положениями «Акта о социальных службах при местных администрациях». На его основании любая помощь и услуги оказываются как с целью решения различных проблем, так и с целью предотвращения попадания отдельных лиц и семей в положение, в котором они не в состоянии влиять на ситуацию.

Содержание отдельных  видов услуг, оказываемых населению:

- консультации по социальным вопросам;

- финансовая поддержка;

- социальная поддержка на дому;

- благосостояние детей и подростков;

- услуги для подростков;

- услуги для лиц преклонного возраста и инвалидов;

- обеспечение жильем.

Общие правила по решению  особых задач, связанных с индивидуальными  случаями:

Информация о работе Опыт решения социальных проблем за рубежом