Организационные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:29, реферат

Краткое описание

Данная работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические исследования организационных конфликтов и их видов;
-изучение способов разрешения и управления организационными конфликтами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы управления организационными конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта………………………………… 4
2. Сущность организационных конфликтов…………………………………….6
3. Классификация внутриорганизационных конфликтов………………………9
4. Основные причины конфликтов в организациях…………………………...11
5. Методы разрешения конфликтов…………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемых источников……………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Конфликтология

по теме: «Организационные конфликты»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Группа ЭПБ-12Р

Ф.И.О Архипова Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Теоретические основы управления  организационными конфликтами

1.1 Определение и характеристика  конфликта………………………………… 4

2. Сущность организационных конфликтов…………………………………….6

3. Классификация внутриорганизационных  конфликтов………………………9

4. Основные причины конфликтов  в организациях…………………………...11

5. Методы разрешения конфликтов…………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемых источников……………………………………………..17


 

Введение

 

Изучение организационных  конфликтов имеет большое значение для развития любой организации  и требует понимания причин и  динамики развития конфликта. В организациях всегда имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины подводят к выводу о том, что если организация есть комплекс противоречий, то она содержит в себе потенциал напряженности и она конфликтна по природе своей.

Таким образом управленческая деятельность практически всегда сопряжена  с конфликтами. Организационные  конфликты составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как каждый руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации был как можно быстрее преодолен, так как его последствия могут принести немалый ущерб.

Данная работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

-теоретические исследования  организационных конфликтов и  их видов;

-изучение способов разрешения и управления организационными конфликтами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы управления организационными конфликтами

1.1 Определение и характеристика конфликта

 

Приступая к исследуемой теме курсовой работы - управление организационными конфликтами, первоочередным шагом  является определение сущности конфликта.

"Конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт приносит не только вред. Он может прояснить отношения и способствовать прогрессу."

"Под конфликтом понимается  столкновение противоположно направленных  тенденций в психике отдельного  человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других."

"Конфликт представляет собой стихийно возникающее противостояние между различными сторонами, поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей."

Анализ экономической литературы, показывает, что все существующие многообразные определения конфликта подчеркивают противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений и пр. Это противоречие проявляется в виде взаимного противодействия личностей, их активного открытого столкновения. Понятие конфликт - является синонимом следующих понятий: спор, соперничество - дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели; единоборство - вооруженный конфликт; борьба - столкновение индивидуальных соперников; скандал - публичное столкновение или шумная ссора.

В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все  время согласованными. Основными  точками рассогласования являются: интересы; цели; права; отсутствие баланса  между правами и ответственностью.

Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, что обусловлено несовпадением интересов участников, их психологическими различиями, случайными обстоятельствами. Но тем не менее в ряде случаев последствия конфликтов прогнозируемы.

Обычно человек вступает в конфликт лишь в значимой для себя ситуации, когда не видит возможности ее изменить. Но в большинстве случаев он старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

Одни участники конфликта, преследуя свои цели, становятся деятельными  его инициаторами, другие, имея интерес в том или ином исходе, морально, материально или организационно поддерживают одну из сторон, третьи занимают выжидательную позицию, четвертые, заинтересованные в завершении противостояния, делают для этого все возможное.

"Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными, производственными и межличностными. Соответственно бывают производственные, межличностные конфликты и организационные."

Производственные конфликты, как правило, возникают в результате низкого уровня организации труда и управления.

Межличностные конфликты, в основном, происходят из-за несовпадения ценностей, норм поведения, установок, личной неприязни друг к другу и т.п.

Далее в курсовой работе речь пойдёт об организационных конфликтах.

 

2 Сущность организационных конфликтов

 

Как показано выше, конфликт проявляется в виде специфических  реакций людей друг к другу. В  связи с этим конфликты всегда обретают межличностную окраску. И  хотя имеются различные классификации  конфликтов, все они в основе имеют феномен межличностного взаимодействия работников производства. Конфликт начинается с возникновения конфликтных ситуаций.

Одной из важных причин возникновения  организационных конфликтов является низкий уровень организации труда  и управления, который имеет как объективные, так и субъективные основания.

Организационные конфликты  не зависят от личностных особенностей людей, участвующих в них, они  изначально заложены в организационную  структуру компании. Иногда такой  конфликт может свидетельствовать  о том, что структура выстроена неправильно, есть лишние звенья, тормозящие информационные или финансовые потоки внутри организации. Или о том, что некоторые подразделения дублируют функции друг друга. В таком случае ликвидировать конфликт легко - достаточно понять его причину.

Но организационные  конфликты возникают и в компаниях  с идеально выстроенной организационной  структурой. Это конфликты между  подразделениями. Предприятие, как  живой организм, начинает страдать в целом, когда дает сбой функционирование какого-то жизненно важного органа – внутренней службы, подразделения.

"Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации."

Такое рассогласование  происходит:

1) Когда работник не  выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.;

2) Когда требования, предъявляемые  к работнику, противоречивы, неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей и т.п. может привести к конфликту;

3) Когда имеются должностные,  функциональные обязанности, но  само их выполнение вовлекает  участников трудового процесса в конфликтную ситуацию.

В ходе поиска и внедрения  новых организационных форм конфликт может принимать вид организационного конфликта. Такой конфликт является необходимым для развития любой  организации. Подобные конфликты чаще всего проявляют себя в виде несоответствия между стоящими перед коллективом задачами и устаревшими формами организации, обеспечивающие их решение. Их субъектами могут выступать как группы работников, так и отдельные личности; как служащие, так и представитель администрации.

В качестве причин таких  конфликтов могут быть:

-различие в оценке  советом директоров и членами  правления стиля и методов  управления вышестоящих органов;

-случаи рассогласования  интересов правления и совета  директоров по вопросам внутрипроизводственной деятельности;

-искусственное рассогласование  интересов производства и управления, когда возникают трения между  руководителями цехов, участков, служб и членами правления  по вопросам участия членов  правления в заседаниях в рабочее  время;

-рассогласование интересов правления и территориальных органов управления, в частности управы района.

В последнем случае могут  возникать несогласование позиций  членов правления о порядке выплат на нужды района из средств, заработанных коллективом предприятия, и методами их получения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Классификация внутриорганизационных  конфликтов

 

В жизни организации имеют место  как конструктивные, так и деструктивные  конфликты.

"Конструктивные стимулируют  развитие организации, способствуют  предотвращению застоя, вскрывают источник разногласий и тем самым позволяют его устранить, сплачивают людей перед лицом внешних проблем и трудностей, позволяют приобрести опыт сотрудничества при решении спорных вопросов. Это функциональные (позитивные) последствия конфликта."

В то же время конфликты могут  иметь и дисфункциональные (негативные) последствия: ухудшать морально-психологический  климат в коллективе, порождать враждебность, формировать образ врага и  стремление к победам, а не решению  проблем. Это порождает неудовлетворенность людей, рост текучести кадров, снижение трудовой активности и производительности.

Любой конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Сначала он разрушает отношения  между людьми, а затем дезорганизует  систему управления.

По масштабу конфликты бывают общими, охватывающими всю организацию, и парциальными, касающимися ее отдельной  части. По стадиям развития - зарождающимися, зрелыми и угасающими.

"С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты бывают горизонтальными и вертикальными."

В горизонтальных конфликтах задействованы люди, не находящиеся  в подчиненном отношении; это  конфликты между отдельными направлениями  деятельности организации. К вертикальным относятся конфликты между различными уровнями иерархии.

"Наиболее распространены конфликты  вертикальные и смешанные. Они  в среднем составляют три четверти  от всех остальных."

"По сфере возникновения конфликты можно разделить на деловые, связанные с выполнением человеком должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие его неофициальные отношения."

Любой конфликт, если его  своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Сначала он разрушает отношения между людьми, а затем дезорганизует систему управления.

В зависимости от количества причин, лежащих в основе конфликта, их разделяют на однофакторные и  многофакторные. Существует множество  факторов, способствующих возникновению  и поддержанию конфликтных отношений  как по вине руководителя, так и  по вине подчинённых.

"Конфликты бывают  открытыми и скрытыми. Первые  лежат на поверхности, а вторые  спрятаны за ширму благоприятных  отношений. Скрытые конфликты  можно распознать лишь по косвенным  проявлениям. Руководителю трудового  коллектива нужно иметь представление  о признаках конфликтных ситуаций в организации."

Таким образом, существует многовариантная классификация  организационных конфликтов в зависимости  от тех критериев, которые берутся  за основу. В следующем параграфе, курсовой работы будут рассмотрены  основные причины конфликтов в организациях

4 Основные причины  конфликтов в организациях

 

"На предприятии  конфликт является обычным делом.  Он может возникнуть и развиваться  между отдельными работниками,  подразделениями, руководителями  разных уровней, трудовым коллективом, с одной стороны, и администрацией или собственниками - с другой."

В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все  время согласованными. Основными  точками рассогласования являются: интересы; цели; права; отсутствие баланса между правами и ответственностью.

Информация о работе Организационные конфликты