Организация досуговой деятельности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно - досуговых центров и выделить практические рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга молодежи.
2. Рассмотреть социо - культурные технологии молодежного досуга.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга
1.1 Понятие досуга, свободного времени
1.2 Функции, задачи и особенности досуга
1.3 Досуговые социальные учреждения
Глава II. Особенности проведения досуга молодёжью
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей
2.2 Социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в городе Калуга
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Молодежи.docx

— 92.03 Кб (Скачать файл)

Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Основные выводы по теме исследования[ 25, c. 112- 114]:

1. Досуг выступает в качестве  структурного элемента свободного  времени, его содержание наполнено  деятельностью, позволяющей не только  преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и  физические качества исходя из  потребностей личности. В то же  время досуг является относительно  самостоятельной сферой жизнедеятельности  молодежи. Основной признак, отличающий  время досуга от свободного  времени - это возможность выбора  видов деятельности исходя из  своих интересов и духовно-нравственных  предпочтений. Человек волен распоряжаться  временем досуга по своему  собственному усмотрению в соответствии  со своими ценностными ориентациями.

2. Досуг характеризуется вариативностью  структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых  образует типы досуговой деятельности. Наиболее значимыми типами досуга  можно назвать развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Между ними существует  тесное взаимопроникновение, что  позволяет реализоваться основным  социальным функциям досуга: компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции  общения, творческой самореализации, развития личностных качеств. Выполнение  этих функций имеет первостепенное  значение в процессе создания  условий, необходимых для развития  и саморазвития личности.

3. Особенности социокультурного  положения молодежи преломляются  в ее досуге, который по сравнению  с досугом других возрастных  групп отличается разнообразием  и преобладанием активных и  развлекательных форм. Ослабление  влияния на становление молодежи  традиционных институтов социализации  в условиях реформ обусловило  возрастание роли досуга для  молодежи и, как следствие, увеличение  влияния его составляющих на  процесс становления личности  молодого поколения. В молодежной  среде происходит быстрая смена  главных жизненных ценностных  ориентации: раньше это были ценности  труда, в рамках которого досуг - лишь компенсационный отдых  и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.

4. Процесс трансформации досуговой  сферы жизнедеятельности российской  молодежи обусловлен как переменами  в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными  изменениями, произошедшими в условиях  глобализации. Возникли качественно  новые виды досуга, характерными  чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная  направленность их содержания. Основные  виды досуга стали другими  не столько по форме, сколько  по содержанию (состав читаемой  литературы, теле - и кинопристрастия), что связанно как с появлением  новых информационных технологий, так и с изменением всей  мотивационной сферы личности  молодого человека.

5. Роль досуга как фактора  формирования особой молодежной  субкультуры возрастает вследствие  снижения роли традиционных институтов  социализации и отсутствия скоординированной  государственной политики в области  молодежного досуга. Формирование  субкультур процесс неизбежный, обусловленный как дифференциацией  и автономизацией социальных  институтов, так и вовлечением  личности в различные социальные  группы. Результаты социологических  исследований молодежных групп  показывают, что совместная деятельность  воспринимается членами этих  групп, прежде всего, как досуговая. Вследствие чего можно говорить  о формировании молодежных субкультур, носящих досуговый характер.

6. Реформирование прежних структур  управления досугом актуализирует  необходимость разработки новой  системы регулирования молодежного  досуга, адекватной современной  социокультурной ситуации. Досуг  воспринимается молодежью как  основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им  зависит общая удовлетворенность  жизнью молодого человека. Поэтому  в настоящее время регулирование  досуга молодежи следует направить  на формирование такого типа  досугового поведения, который, с  одной стороны, отвечал бы потребностям  общества в организации культурного  досуга, содействующего развитию  личности молодого человека, а  с другой - социокультурным потребностям  самой молодежи.

 

Список использованных источников

3.  Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 2004г

4.  Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко // Социологические исследования. 1998, № 7.

5.  Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.

6.  Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998

7.  Выготский Л.С. «Педагогика подростка» - М. 1999

8.  «Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24

9.  Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 2004. - С.7- 17

10.  Журнал «Молодёжь» - ст. «Досуг и статус» - СПб: 2002 г., №10, 24 стр.

11.  Измайлов К.Н. – Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы – СПб:1995 г., 143 стр

12.  Кон И.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1997.

13.  Культурно – досуговая деятельность. Учебник ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.

14.  Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288

15.  Клубоведение: Учебное пособие/ Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,2005.- С. 29-46.

16.  М. Каплан. Основные модели досуга. М.2008.

17.  Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето – 2004» составитель Корсак Е.Н. - Минск 2004

18.  Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995

19.  Мудрик А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М.Педагогика, 1997

20.  Немов Р.С. «Психология» книга 2 –М. издательство «Владос» 2004

21.  Орджоникидзе М.И. – программа курса «Методика выявления, обобщения и распространения передового опыта соц.-кул. деятельности» - СПб:1993 г.

22.  Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003.

23.  Патрушев И.Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. №12.

24.  Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2000.- С.92-108.

25.  Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества .Саратов: Изд-во СГУ, 2000.

26.  Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.

27.  Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001.

28.  Психология современного подростка., под редакцией Д.И. Фельдштейна – М. Педагогика, 1999.

29.  Расписание работы кружков и спортивных секций КГПУ им. К.Э. Циолковского на 2009 год

30.  Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» Психологические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа, 1995

31.  Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети в меняющемся мире» - М. Высшая школа, 1990

32.  Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. – Л.. 1992.

33.  Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-

34.  Столяренко Л.Д. «Основы психологии». Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997

35.  Суртаев В.Я. – Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности – СПб:1992 г., 182 стр.

36.  Теменьева Р.А. – Изучение досуговых интересов населения – М:2005 г., 205 стр.

37.  Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1997.

38.  Фатов А. «Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления». Закон и право. 2006. № 10. С. 85-87.

39.  Фельдштейн Д.И. «Психологические аспекты изучения современного подростка» Вопросы психологии, 1990, №1

40.  Шеховцова Е.Ю.Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели, 2004.

41.  Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 9. С. 235-239.

42.  Шкурин В.Н. «Молодёжь: свободное время и клуб» -М., 1999.

43.  http://elibrary.ru/

44.  http://dictionary.fio.ru

45.  http://mirslovarei.com/content_fil/DOSUG-7357.html

46.  http://sociologist.nm.ru/articles/korneeva.htm

47.  http://www.bfsgu.ru/1ob-sv/6structura/pawel/KAF/soc_rab/sotr/mishutina_2.htm

48.  http://bse.sci-lib.com/article032634.html . Большая советская энциклопедия.

 


Информация о работе Организация досуговой деятельности молодежи