Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:51, дипломная работа
Цель исследования: на основе многоаспектного анализа научной литературы и достижений педагогической практики разработать план социальной педагогической деятельности социального работника по профилактике правонарушений среди подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. изучить психологические особенности подростков, имеющих склонность к противоправному поведению;
2. выявить комплекс причин совершения преступлений;
3. исследовать систему профилактики правонарушений в деятельности социального работника;
4. проанализировать содержание формы и методы социального педагога по профилактике правонарушений среди подростков.
2.1 Диагностика социально-
Цель: выявление социально-педагогических и психологических особенностей несовершеннолетних.
Задачи:
На данном этапе нами использовались следующие методы диагностики:
Методика исследования на констатирующем этапе.
I. Источниками
информации о социально-
На основании чего были составлены социальные проблемные карты. [Приложение 1]. Показатели выявления семейного благополучия были следующие:
Анализ и обработка результатов.
Результаты анкетирования по выявлению семейного благополучия следующие (Таблица 1).
Таблица 1. Социально-педагогические условия семейного благополучия несовершеннолетних
НаименованиеСоциальная
оценка семьиМатериально-бытовые условия.хорошиеудовлетворит.
1 (4%)Средний
8 (32%)Низкий
16 (64%)
После проведения сбора информации в банк данных вошли сведения о различных категориях несовершеннолетних, где дана краткая характеристика каждого члена семьи, родственниках, сведения о бытовых условиях, о состоянии здоровья подростка и его родителей, указаны основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии трудного подростка
Из проведенного исследования социально-педагогических условий несовершеннолетних можно сделать следующее заключение, из всех обследуемых семей несовершеннолетних благополучная семья только одна семья (4%). Однако, в этой семье воспитанием подростка занимается бабушка, родители в постоянных командировках, отсюда подростку присвоен статус трудного, хотя успеваемость в школе хорошая, старшим не грубит, а вот склонность к правонарушениям имеет, постоянные драки со сверстниками.
Со средним уровнем благополучия семьи выявлено 8 (32%) семей, в этих семьях для воспитания подростка имеются все условия, но родители на ребенка практически не обращают внимания, заняты собой и работой, часто выпивают, совместно с подростком почти совсем не проводят время. Воспитание носит наказуемый характер.
И совсем неблагополучных семей выявлено 16 (64%), сюда вошли неполные семьи, семьи подверженные алкоголизации и конфликтные семьи. В этих семьях дети предоставлены сами себе, подвергаются физическому насилию.
Таким образом, из поведенного данного исследования, можно сказать, что среди испытуемых подростков в основном имеют статус трудного дети из неблагополучных семей и естественно это не может не отразиться на поведении несовершеннолетних. Какое-либо воспитание в этих семьях отсутствует, не говоря уже об организации семейного досуга и досуга несовершеннолетних.
II. Изучение
взаимоотношения
Данное исследование проводится с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы: 1 доброта, 2 согласие, 3 теплота, 4 готовность прийти на помощь, 5 сотрудничество. Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 несогласие, 2 равнодушие, 3 частые конфликты, 4 отсутствие сотрудничества, 5 хол
дность.
Анализ и обработка результатов.
Соизмерение было направлено на определение взаимоотношений между подростками и родителями. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в поведении несовершеннолетних.
По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между подростками и родителями.
Рис.2 Характер взаимоотношений в семье между подростками и родителями
Таким образом, у 12 семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации. У 5 семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные. У 8 семей взаимоотношения негативные.
Как видим, отношения в семьях с подростками сложились больше негативные, что существенно влияет на воспитание несовершеннолетнего ребенка.
Для установления взаимосвязи благополучия семей и характера отношений мы построили гистограмму (Рис.3)
Рис.3 Взаимосвязь уровня благополучия семей и характера отношений в семье
Таким образом, сравнение результатов двух диагностик показал, что характер взаимоотношений между подростками и взрослыми в семьях взаимосвязан с благополучием семей, однако в семьях с низким уровнем благополучия не во всех семьях негативные отношения. Для того чтобы повысить уровень благополучия в семье и изменить характер взаимоотношений взрослых и подростков нужно как можно больше детям и взрослым проводить свободное время, увлекаться какими-то совместными делами. Что в какой-то степени поможет предотвратить правонарушение, так как времени на общение с другими трудными подростками будет меньше.
III. Для определения
эмоционально-нравственного
Опросник позволяет выявить тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Методика является модификацией опросника Ч.Д.Спилбергера, адаптированной А.Д.Андреевой в 1988 году.
Дополнительно к каждой части опросника мы ввели по десять свободных пунктов, попросив испытуемых заполнить их ответами на вопросы:
Какие еще чувства ты обычно испытываешь? (после 1-й части методики) и Какие еще чувства ты испытываешь в коллективе? (после 2-й части).
Необходимо отметить, что при тестировании предполагалось, что, ответив на эти вопросы, трудные подростки оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому, как это делалось с основной часть опросника. Однако большинство несовершеннолетних отнеслось к данному заданию как к возможности свободно высказаться о наиболее значимых для себя переживаниях, и необходимость в балльной оценке их отпала. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существенную помощь при интерпретации основных результатов.
Описание методики. Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к окружающему миру модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние трудного подростка.
Опросник использовался в ходе индивидуальной работы с подростком, испытывающим трудности в адаптации в коллективе. На основании индивидуальных были подсчитаны средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2. Тревожность подростков
Уровень эмоцииТревожность (чел. (%))Негативные эмоциональные переживания, (чел. (%))ОбычноВ коллективеОбычноВ коллективеНизкий5 (20%)2 (8%)2 (8%)4 (16%)Средний7 (28%)5 (20%)5 (20%)14 (56%)Высокий13 (52%)18 (72%)18 (72%)7 (28%)
Таким образом, результаты данной диагностики говорят о высокой тревожности подростков и эмоциональных негативных переживаниях в обычной обстановке и в коллективе, а вот познавательная активность как раз у подростков на низком уровне. На эмоциональное состояние подростков влияет и благополучие семьи, и взаимоотношения в семье. Для того чтобы снять это напряжение подросткам необходимо организовывать досуг, который они не в состоянии организовать самостоятельно, кроме как обитания на улице, редкий случай поход в кино. Коллективный досуг в школах, других образовательных учреждениях так же необходим подросткам так, как это поможет раскрепощеннее чувствовать себя в коллективе. Что также может положительно повлиять на предупреждение правонарушений среди подростков. Отсутствие организованного досуга как раз самая основная причина правонарушений, это влечет за собой и пристрастие подростков к вредным привычкам.
IV. Как подростки
проводят свое свободное время
мы выясняли с помощью
Ответы подростков были саамы разнообразные.
На вопрос Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы время? ребята отвечали по-разному. Книги из них никто не читает. Самообразованием занимается 1 подросток (4%), телепередачи смотрят 22 (88%), в трех семьях (12%) попросту нет телевизора, хотя подростки любят смотреть и передачи и фильмы, по возможность
ходят к друзьям смотреть телевизор. Фильмы и слушать музыку любят все и любые.
Только 2 детей (8%) помогают родителям по работе (ремонт автомобилей и подсобное хозяйство), остальные же 23 (82%) предпочитают просто взять у родителей либо занять у друзей, еще есть возможность выиграть в карты.
В сфере профессионального определения только 1 подросток (4%) определился с профессией, остальные 24 (96%) сетуют на то, что без денег в ВУЗ не поступить, значит, и смысла нет учиться, а рабочих профессий хоть отбавляй, но в основном говорят, что будут учиться на водителей. Кружки и секции подростки, ни какие не посещают, спортом, кроме футбола на улице так же не занимаются. В основном свое свободное время ребята проводят на улице.
Вопрос: Как бы Вы хотели проводить свое свободное время, подростков, можно сказать, ошеломил, вроде как хотеть не вредно. Однако заниматься спортом изъявили желание 18 (72%) эти трудные подростки в основном из семей с низким уровнем благополучия. Посещать кружки и секции выявили желание в основном девочки 5 (20%) это кружки кройки и шитья и вязания, объясняют тем, что хоть не будет денег на приличные наряды, они смогут смастерить себе сами, все-таки одеваться красиво все хотят, это тоже немаловажно в побуждении к правонарушениям.
Уровень знаний повысили бы все, с цель поступления в ВУЗ, но надежды на то, что поступят, у них нет, поэтому считают, что это им не нужно, поэтому можно смело сказать, что с формированием ценностных ориентаций у них тоже туго. Повышение культурного уровня вызвало смятение, так как выяснилось, что из всех трудных подростков только один был в музее, и то всего один раз. Остальные в таких местах не были ни разу. Правда, некоторые из них помнят, как когда-то родители возили их в парк в город.
Вот такая не радужная картина нарисовалась по проведению личного времени подростками. Отсюда и правонарушения, и алкоголь, и наркотики и все остальные негативные явления.
Таким образом, подобранные нами методики для первого этапа позволили выявить социально-педагогические условия, взаимоотношения в семье и эмоционально-нравственный настрой несовершеннолетних.
Подводя итоги результатов комплекса социзмерений, мы выявили проблемы и причины поведения трудных подростков:
2.2 Организация социально-
Цель: разработка и реализация плана социально-педагогической деятельности социального работника по предотвращению правонарушений среди подростков.
Наш поселок находится в сорока километрах от города это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье стал экономически нестабильным. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм.
Это одна из причин социальной нестабильности поселка, снижения нравственных устоев в семье и в молодежной среде.
Только за последние два года почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги.
Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на подростках, проживающих в нашем поселке. Отсутствие в семьях заботы, физическое насилие толкает несовершеннолетних на улицу. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности подростка, что проявляется, в конечном счете, в правонарушении несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с подростками, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал на улицу, чем вернуть его с улицы к нормальной жизни.