Организация социально-педагогической деятельности социального работника по предупреждению правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе многоаспектного анализа научной литературы и достижений педагогической практики разработать план социальной педагогической деятельности социального работника по профилактике правонарушений среди подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. изучить психологические особенности подростков, имеющих склонность к противоправному поведению;
2. выявить комплекс причин совершения преступлений;
3. исследовать систему профилактики правонарушений в деятельности социального работника;
4. проанализировать содержание формы и методы социального педагога по профилактике правонарушений среди подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация социально-педагогической деятельности социального работника по предупреждению правонарушенийдок.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

проведения мероприятийпосле

проведения мероприятийдо

проведения мероприятийпосле

проведения мероприятийдо

проведения мероприятийпосле

проведения мероприятийдо

проведения мероприятийпосле

проведения мероприятийНизкий5 (20%)3

(12%)2

(8%)2

(8%)2

(8%)0

04

(16%)2

(8%)Средний7

(28%)12

(48%)5

(20%)13

(52%)5

(20%)14

(56%)14

(56%)18

(72%)Высокий13

(52%)10

(40%)18

(72%)10

(40%)18

(72%)11

(44%)7

(28%)5

(20%)

Таким образом, из сравнительного анализа видно, что проведенные мероприятия с подростками, направленные на подавление предпосылок конфликтного поведения дали положительные результаты. Следовательно, организация досуговой деятельности несовершеннолетних социальным работником помогает не только улучшить дело воспитания, но и изменить отношение несовершеннолетних к родителям, к школе, к улице, повысить уровень социализации, предупредить правонарушения. Активное, инициативное отношение социального работника и общественности к распределению досуга и свободного времени семьи помогут им включиться в активные, творческие формы деятельности.

На основании сделанных выводов в исследовании мы разработали ряд рекомендаций для социальных работников целенаправленного воздействия на личность несовершеннолетних. 

 

Заключение 

 

В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий.

Формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у несовершеннолетних из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения.

В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.

Внедрение технологий в деятельность социального работника обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным работником. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному работнику при выборе средств профилактической деятельности необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе социального работ

ника. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всех общественных институтов, целенаправленная работа социального работника дают возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних.

Воспитательная работа с любой категорией несовершеннолетних требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания несовершеннолетних не решить. Социальному работнику перед выбором направления, средств и методов перевоспитания трудного подростка, знать его социально-педагогические и психологические особенности.

В практической части исследования были сделаны попытки определить социально-педагогические и психологические проблемы и причины негативного поведения несовершеннолетних. Для чего были проведены социзмерения, в ходе которых и определились социально-педагогические и психологические проблемы и причины несовершеннолетних:

  1. неблагополучие семей (конфликты, алкоголь, материальное положение);
  2. негативные взаимоотношения в семье;
  3. отсутствие контроля со стороны родителей;
  4. негативные эмоциональные переживания, тревожность;
  5. отсутствие занятий по интересам;
  6. невозможность организации семейного и личного досуга несовершеннолетних.

Для устранения выявленных проблем и причин поведения несовершеннолетних был разработан план мероприятий, направленный на подавление предпосылок негативного поведения, путем организации культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, в проведенном исследовании подтвердилась гипотеза о том, что профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая социальным работником, станет эффективной, если в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов, подтвердилась.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе не только социальных работников, но и социальных педагогов и других образовательных учреждений.

Наше исследование не исчерпывает проблему несовершеннолетних, дальнейшее исследование можно направить по теме: социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями и их влияние на негативное поведение несовершеннолетних.  

 

 

 

Список использованной литературы 

 

  1. АндриенкоЕ.В.Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. 264с.
  2. АндрееваГ.М.Социальная психология. М.: Наука, 2002 210с.
  3. АбрамоваГ.С.Нравственный аспект мотивации учебной деятельности трудных подростков// Вопросы психологии. №6 2001. С.3845
  4. БеличеваС.А.Служба социальной защиты семьи и детства// Педагогика. №8 2002 С.2327.
  5. Березина В. Социальный педагог в школе.// Воспитание школьников. 2001 №2. С.25.
  6. БочароваВ.Г.Личность семья община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа №3 2002 С.39.
  7. БожовичЛ.И.Изучение мотивации поведения трудных подростков. М.: Просвещение, 2002 372с.
  8. Бланков, А.С.Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних. М: МПА, 2001. С.3 10.
  9. ВыготскийЛ.С.Педагогика трудного подростка М.: Просвещение, 1984. 210с.
  10. ВоловикА.Ф., ВоловикВ.А.Педагогика досуга. М.: Флинта, 2001. 123с.
  11. ВульфовБ.З.Делать маленькое дело с большой любовью. М., 2001. 89с.
  12. ВалитовМ.С.Особенности профессиональной консультации трудных подростков// Вопросы психологии- №6. 2001. С.6063
  13. ВолохО.В.Статусные различия в оценке старшеклассниками своего коллектива// Вестник МГУ. Серия. Психология. №2. 2000. С.4145
  14. ГуткинаН.И.Психологические проблемы общения учителя с подростком.// Вопросы психологии. №2. 2001. С.99106
  15. ГуровВ.Н.Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2005. 320с.
  16. ДоценкоВ.С.Дети вне школы. М.: Просвещение, 2000. 251с.
  17. ЕгошкинЮ.В.Новые пути интеграции проблемных трудных подростков в школьный социум.// Автореф. на соис. уч. ст. докт. псих. наук. Москва, 2002. 156с.
  18. ЕрмаковВ.Д.Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. М., 2001. 126с.
  19. ЗюбинЛ.М.Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М., 2001. 86с.
  20. КоломинскийЯ.Л.Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 2001. 416с.
  21. КостяшкинЭ.Г.Трудовое воспитание и профориентация школьников. М.: Просвещение.2001. 192с.
  22. КоломытцевН.А.Юридический институт МВД РФ// Преступность и дети: Сборник тезисов. М., 1999. с.2335.
  23. КащенкоВ.П.Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у трудных подростков. М., 2001. 136с.
  24. ЛозоцеваВ.Н.Роль учителя в преодолении конфликтов между трудного подростками-одноклассниками// Вопросы психологии №1. 2001. с.7987
  25. МудрикА.В.Общение как фактор воспитания школьников. М., 2001. 126с.
  26. МакаренкоА.С.Коллектив и воспитание личности. М.: Просвещение, 1972. 333с.
  27. НатанзонЭ.Ш.Индивидуальный подход к трудным учащимся. М.: Кишинев., 2001. 134с.
  28. Опросник исследования тревожност
  29. и у старших трудных подростков и юношей (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. И.Б.Дерманова М.: СПб., 2002. С.7580.
  30. ·  Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. Т. 1 / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холстовой. М., 2001. 364с.
  31. ·  РубинштейнС.Л.Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 488с.; Т. 2. 1989.
  32. ·  СухомлинскийВ.А.Методика воспитания коллектива М.: Просвещение, 1981.
  33. ·  Сценарно-методический сборник в помощь организаторам дискотечных мероприятий Дискотека, дискотека редактор ДовнаровичН.В. М., 2002. 230с.
  34. ·  Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. М., 2000. 164с.
  35. ·  ТагироваГ.С.Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными трудного подростками М.: Педагогическое общество России, 2003. 128с.
  36. ·  Трудный подросток: причины и следствия/ Под ред. В.А.Татенко. М.: Радянска Школа, 2001. 156с.
  37. ·  ТуревскаяР.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в трудных подростковом и раннем юношеском возрасте// Вестник МГУ. Психология. №4. 2002. С.5764
  38. ·  Ушинский К Д.Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология// Избр. пед. соч. В 2 т. М.: 1974. Т. 1.
  39. ·  ФельдштейнД.И.Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 2001. №6. С.2630.
  40. ·  ФроловаГ.И.Организация и методика клубной работы с подростками и трудного подростками. М.: Просвещение, 2001. 160с.
  41. ·  Юридическая энциклопедия / под ред. В.И.Болотного М.: Юрист, 2005 256с.

Информация о работе Организация социально-педагогической деятельности социального работника по предупреждению правонарушений