Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 19:32, реферат
В настоящее время развитие любого государства невозможно без систематического изучения массовых явлений и процессов. Это значит, что статистические исследования должны поводиться регулярно по обширному кругу показателей. Для чего необходим постоянно действующий аппарат, организованный в масштабе общества в целом.
В различных странах существуют два основных типа организации статистики: необособленная и обособленная.
Глава 1 Статистическая система и статистические управления в Республике Беларусь…………………………………………………………………………3
Глава 2 Понятие статистического учета. Организация статистической деятельности в Республике Беларуси
2.1Понятие статистического учета……………………………………………..6
2.2Состав, задачи и права органов государственной статистики……………..8
2.3Порядок проведения проверок достоверности статистических данных….11
Список используемых источников……………………………………………..14
Министерство образования РБ
МГУ им. А.А.Кулешова
Кафедра политологии и социологии
РЕФЕРАТ
на тему:
«Организация статистического учета в Республике Беларусь»
Выполнила студентка Ятчук Марина Евгеньевна,
факультет экономики и права, группа С-121, 3 курс
Преподаватель Меркулова О.Н.
г. Могилев, 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Статистическая система и статистические
управления в Республике Беларусь…………………………………………………………
Глава 2 Понятие статистического учета. Организация статистической деятельности в Республике Беларуси
2.1Понятие статистического
2.2Состав, задачи и права органов
государственной статистики…………
2.3Порядок проведения
Список используемых источников……………………………………………..
ГЛАВА 1 Статистическая система и статистические управления в Республике Беларусь
В настоящее время развитие любого
государства невозможно без систематического
изучения массовых явлений и процессов.
Это значит, что статистические исследования
должны поводиться регулярно по обширному
кругу показателей. Для
чего необходим постоянно действующий
аппарат, организованный в масштабе общества
в целом.
В различных странах существуют два основных
типа организации статистики: необособленная
и обособленная.
Необособленная организация предполагает
проведение статистической работы в подразделениях
различных органов управления государства.
Обособленная организация предполагает
создание в числе государственных органов
специальных статистических учреждений,
осуществляющих сбор и обработку информации
в масштабе всей страны. Это более высокий
тип организации статистики.
На практике наблюдается сочетание этих
форм статистики: наличие государственных
органов статистики и функционирование
ведомственной статистики.
Обособленная организация в свою очередь
может быть централизованной и децентрализованной.
Децентрализованная
система состоит в том, что сбор и обработка статистической
информации осуществляется в подразделениях
государственных органов управления в
рамках их компетенции и далее от них данные
поступают в специальный статистический
орган для сводки и анализа в масштабах
государства в целом. Статистические исследования
в стране направляются методическими
рекомендациями, разрабатываемыми этим
органом. Соблюдение этих рекомендаций
обеспечивает сводимость и сопоставимость
показателей, поступающих в статистический
орган из различных источников.
Централизированная
система сбора и обработки статистической информации
предполагает, что основная часть работы
(или вся работа) централизируется в специальных
статистических органах. Последние образуют
целостную общегосударственную систему,
включающую центральное статистическое
учреждение и разветвленную сеть местных
статистических органов, размещенных
по всей территории страны и ведущих наблюдение
за всеми основными сферами хозяйственной
жизни и социальных явлений. Эти статистические
учреждения обеспечивают обработанными
данными органы государственного управления,
хозяйственные, научные и общественные
организации.
В этом случае создаются наилучшие условия
для обеспечения метологического и организационного
единства статистических исследований,
автоматизации статистической работы.
В чистом виде централизованной
системы нет. Однако во всем мире наблюдается общая
тенденция к повышению уровня централизации
статистических исследований, более тесного
взаимодействия статистики с другими
видами социально-экономической информации,
с задачами учета и контроля.
Развитие НТП, компьютеризация вносят
определенное своеобразие в организацию
статистики, так как изменяется традиционная
структура статистической работы (разработка
методов и систем статистических показателей,
организации методик проведения исследований).
Статистическая работа в Республике Беларусь
строится в соответствии с методологическими
и организационными принципами и положениями
системы государственной статистики.
В основе построения системы государственной
статистики лежат идеи единства методологии
и принципов организации, сбора и обработки
статистических данных, тесной связи статистических
службы с органами управления, единства
системы учета и статистики. Все это отражено
в законе “О государственной статистике”.
Статистическая работа всегда является
массовой, охватывающей большое число
объектов по всей территории страны. Чтобы
такая работа проводилась в строгом соответствии
с требованиями статистической науки,
нужны единая методология, единый организационный
план, централизованное руководство.
Руководящим организационным и методологическим
центром статистики в Республике Беларусь
является Министерство статистики и анализа
Республики Беларусь. Это главный учетно-статистический
центр страны по управлению статистикой,
учетом и отчетностью во всех отраслях
народного хозяйства.
В состав министерства входят Управление
совершенствования методологии статистики,
Управление сводной статистики, Управление
баланса народного хозяйства, Управление
статистики населения и др.
Основными функциями Минстата являются:
1) разработка, анализ и предоставление
органам государственного управления
статистических данных о состоянии экономики,
производственных ресурсов, развитии
различных форм собственности и т.д.;
2) проведение статистической работы
по совершенствованию системы статистических
показателей, методов обработки и анализа
экономической, социальной и другой информации;
организация государственных статистических
наблюдений;
3) утверждение и совершенствование форм
статистической отчетности и инструкций
по их заполнению, обеспечение бланками
статистической отчетности;
4) проверка постановки учета и достоверности
отчетных данных в министерствах и ведомствах,
на предприятиях и организациях;
5) руководство автоматизацией сбора
и обработки статистической информации
и создание автоматизированных банков
данных;
6) публикация статистических материалов,
научной и популярной статистической
литературы.
На Минстат РБ возложена также задача
создания и обеспечения функционирования
статистической информационной системы
на общегосударственном, отраслевом и
региональном уровнях на основе единой
научной методологии как составной части
системы информатизации Республики Беларусь.
Статистические управления
В областях и в столице Республики Беларусь
созданы статистические управления.
Основной задачей местных органов государственной
статистики являются:
а) сбор, обработка, проверка и своевременное
предоставление хозяйственным и другим
органам управления соответствующего
уровня необходимой статистической информации;
б) проведение анализа статистических
материалов;
в) публикация статистических материалов.
Минстат РБ и его местные органы утверждают
минимум показателей и формы статистической
отчетности на каждый год. Издание инструкций
по заполнению форм отчетности и рекомендаций
по другим вопросам статистики обеспечивает
единую методологию учета и статистики.
В отраслевых органах управления (министерствах
и ведомствах) и на предприятиях, объединениях
статистическая работа возглавляется,
как правило, экономическими управлениями
(отделами). На каждом предприятии имеются
работники, которым поручено ведение учета,
выполнение статистической разработки
данных учета и составление отчетов по
установленной форме.
Содержание статистической отчетности
предприятий и организаций будет рассмотрено
в следующем вопросе темы
Объем отчетности, порядок и сроки ее предоставления
регламентируются специальным документом
– табелем(перечнем) форм государственной
статистической отчетности. Этот документ
(табель) обычно содержит три раздела:
1) формы общегосударственной статистической
отчетности;
2) формы межотраслевой отчетности;
3) формы отраслевой(ведомственной) отчетности.
Руководители предприятий на основании
табелей утверждают внутрипроизводственный
перечень форм статистической отчетности
по подразделениям и направлениям производственно-хозяйственной
деятельности.
ГЛАВА 2 Понятие статистического учета. Организация статистической деятельности в Республике Беларусь
2.1 Понятие статистического учета
Статистический учет (от лат. status - состояние) – система сбора, накопления и обобщения данных о состоянии и динамике производственных и социальных процессов.
Статистический учет — учет,
основанный на методах
Статистический учет применяется для
наблюдения и количественного отражения
массовых явлений общественной жизни
с качественной их характеристикой для
изучения и выявления закономерностей
развития общества. Он используется для
изучения процессов развития народного
хозяйства в целом, его отраслей и отдельных
предприятий. Статистический учет, как
правило, ведется в стоимостном выражении.
Основной задачей статистического учета
является сбор, обработка, обобщение и
анализ информации о процессах, происходящих
в экономической и социальной жизни Республики
Беларусь и ее административно-
Целью проведения статистического учета является формирование в соответствии с действующей методологией полной, объективной, актуальной и надежной статистической информации, необходимой для решения задач информационного обеспечения общества, управления социально-экономическими и демографическими явлениями и процессами в обществе, прогнозирования дальнейшего их развития. Статистика абстрагируется от конкретного факта. Ее информация строится на обобщающих показателях, характеризующих совокупность объектов. Статистический учет использует агрегированные (обобщенные) данные оперативного и бухгалтерского учета, а также сведения, получен- ные при комплексных и выборочных наблюдениях. Используются специ- альные методы сбора и обработки информации: свод и группировка дан- ных статистического наблюдения, экспертные оценки, индексы, метод средних чисел и др. Источниками информации являются: оперативная от- четность, переписи, единовременный учет, а также данные бухгалтерской отчетности.
В статистическом учете применяются все виды измерителей (натуральные, трудовые, денежные). Статистический учет широко использует присущие ему способы и приемы единовременного характера: обследования, переписи, наблюдения, расчеты средних величин, индексов и т.д. Кроме того, статистические органы ведут сплошной или выборочный статистический учет состояния экономики. тенденций се развития, движения рабочей силы, товаров и т.д.
На базе статистических данных государственные органы управления разрабатывают прогнозы, принимают решения в области экономической политики, определяют конкретные меры в сфере оперативного управления экономикой страны. Статистика, обобщая и анализируя изучаемые процессы, устанавливает закономерности их развития в конкретных условиях места и времени.
Таким образом, статистический учет представляет собой систему изучения и контроля массовых экономических, социальных, демографических и других аспектов общественной жизни, необходимых для управления как на уровне хозяйствующего субъекта, так и на региональном и общегосударственном уровне.
.
2.2 Состав, задачи и права органов государственной статистики.
Организация
статистики в различных странах представлена
сетью государственных статистических
организаций, которые с учетом потребностей
государства и корпораций необходимы
для улучшения экономической конъюнктуры,
составления бюджета, для проведения мероприятий
по налогообложению и государственно-
Государственная статистика – это система сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных и сводных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь.
Основными принципами государственной статистики являются: профессиональная независимость; рациональность при выборе способов сбора первичных статистических данных; научная обоснованность, достоверность и объективность статистических
данных; актуальность и своевременность статистических данных; конфиденциальность первичных статистических данных; сопоставимость статистических данных; доступность и открытость сводных статистических данных.
В настоящее время органами государственной статистики Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445 (с изм. и дополн.) являются: республиканский орган государственного управления в области государственной статистики; территориальные органы государственной статистики; Республиканским органом государственного управления в области государственной статистики является Национальный статистический комитет (Белстат), подчиненным непосредственно Президенту Республики Беларусь.
К территориальным
органам государственной
Информация о работе Организация статистического учета в Республике Беларусь