Основные концепции пространства и времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII-XIX веках явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн.

Содержание

1. Категорийные концепции - субстанциальная и реляционная.
2. Релятивистская концепция пространства-времени.
3. Пространство-время – искусственно совмещенный континуум.
4. Гипотезы о материальности пространства и времени.
4.1. Вейник о пространстве.
4.2. Вейник о времени.
4.3. Козырев о времени.
5. Тела вне пространства и/или времени.
Послесловие.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

attach.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

И только Вейник понял истинное значение работы ленинградского астронома в  этом направлении – экспериментальное  доказательство того, что время (точнее хрональное вещество) материально, не понарошку, по-релятивистски, а взаправду [6, стр.332]: "Исходный импульс для экспериментов я получил от Н.А. Козырева, который наблюдал в телескоп звезду Процион, но не в том месте, откуда кажется, что исходит видимый свет, а в том, где она фактически находится в данный момент с учетом скорости распространения света, а также скорости и направления движения звезды. Мне с самого начала было ясно, что Н.А. Козырев имел дело с каким-то невидимым излучением, скорость распространения которого многократно превышает скорость света. Результаты экспериментов Н.А. Козырева с этим излучением навели меня на мысль, что оно имеет хрональную природу".

"Большого внимания заслуживают  замечательные опыты Н.А. Козырева. Эти опыты поддаются всестороннему  объяснению с позиций ОТ даже  в той части, где они не  удаются их автору... Как бы там ни было, а Н.А. Козырев – это первый ученый, который обратил внимание на необходимость серьезно изучать физическое содержание понятия времени, но и предложил для этой цели какой-то теоретический и экспериментальный аппарат" [6, стр.230].

Вейник дал великолепную оценку научной интуиции Козырева, тем не менее следует отчётливо понимать разницу между "субстанциональностью" времени по Козыреву и хрональным веществом Вейника! Время Козырева никогда не будет проявлять себя истинным веществом. Повторяя или развивая его опыты экспериментаторы обязательно будут что-то обнаруживать, но всегда наперекосяк и вопреки традиционным понятиям, что с неизбежностью приведет к большим трудностям, связанным с необходимостью подгонки (модернизации) "классических" теорий под результаты.

Представьте себе, а ведь Вейник и  Козырев работали с материальным временем параллельно! Но они никогда бы не смогли объединить своих усилий. Разногласия в технике преодолимы, но в мировоззренческих концепциях – никогда. Трудно дать истинную оценку творчеству Козырева, особенно, когда оно всё больше и больше скрывается под слоем "профессионализма последователей". Мне кажется, его идеи ни один теоретик толком никогда не пытался понять, впрочем, как и наследие Вейника.

 

5. Тела вне пространства и/или времени.

 

Мысль о возможности существования  материальных объектов вне пространства и/или времени естественным образом  вытекает из теоретических предпосылок  Вейника и не является совершенно абсурдной. Обсуждая этот вопрос, Вейник пишет [6, стр.252-253]:

"Особого внимания заслуживают  идеи Ньютона о порядке последовательности  и порядке положения. При этом  уместно обратить внимание на  одну тонкость, которая касается разницы между этими двумя порядками. Суть дела заключается в том, что реальное время определяет хрональный потенциал,  или хронал, а пространство есть вещество, мерой количества которого служит метрический экстенсор, или метриор. Это наделяет порядок последовательности и порядок положения определенными принципиально различными свойствами. Порядок положения имеет ту особенность, что в данной точке пространства одновременно может находиться только один метриант, принадлежащий некоторому телу. Другой метриант, принадлежащий второму телу, может попасть в эту точку лишь методом вытеснения, замещения.

Что касается порядка последовательности, то хронал и ход времени могут  иметь одинаковые значения у любого числа различных тел. Это значит, что в данной временной точке  одновременно могут находиться многие тела. Однако если мы находимся на одном  теле, а на втором ход времени ускорился, тогда мы будем видеть его будущее, а если замедлился, - то его прошлое в сравнении с нами. Обратная картина получается, если мы ускоряем или замедляем ход времени на своем теле, например, в каюте какого-либо устройства. Все это вносит в проблему порядка последовательности известную специфику и может быть положено в основу построения соответствующих "машин времени".

Разумеется, о порядках последовательности и положения можно говорить применительно к телам, содержащим хрональное и метрическое вещества. Вне этих веществ не может существовать ни порядка последовательности, ни порядка положения. Иными словами, без хронального вещества тело существует вне времени, без метрического – вне пространства. Вневременность означает нескрепленность с хрональным веществом, независимость от времени, неподвластность времени, "размазанность" по времени. Внепространственность надо понимать как нескрепленность с пространством, независимость от него, существование параллельно, внутри пространства, "размазанность" по его объему, как отсутствие у тела свойств протяженности, размеров и массы и, вероятно, как вездесущность.

В связи с этим возникает естественный вопрос, возможны ли в природе вневременные и внепространственные системы? А почему бы и нет? Ведь есть же ансамбли, которые не имеют в своем составе определенных квантов, например квантов электрического вещества; в частности, подобным свойством обладает фотон. Точно так же могут быть и ансамбли, не содержащие квантов хронального вещества, либо пространства, либо того и другого одновременно. В принципе все это легко себе представить, да и опыт говорит о том же. Такие ансамбли будут существовать вне времени и пространства, свойствами длительности и протяженности они обладать не будут, для них понятия порядка последовательности и порядка положения не имеют никакого смысла. Отсутствие протяженности делает соответствующие тела всепроницаемыми, а отсутствие массы устраняет запреты механики на слишком большие скорости и ускорения. Иными словами, вырисовывается возможность существования более тонких миров, чем наш, отличающихся экзотичностью свойств".

"...Хочу обратить внимание  на гипотетическую возможность  существования тел, которые не содержали бы в своем составе хронального вещества. Ведь ниоткуда не следует, что все объекты обязаны содержать одновременно все вещества, имеющиеся в природе. Например, мы знаем несколько видов частиц, которые не располагают электрическим веществом, в частности к ним относятся фотоны. Эти частицы в принципе не могут обладать электрическими свойствами и способны общаться с электрическим зарядом только посредством универсального взаимодействия.

Очевидно, что если бы тело не имело  хронального вещества, то оно не обладало бы свойствами длительности и порядка последовательности. Такое внехрональное тело как бы "размазано" по времени нашего хронально-метрического мира. Для него могут быть одинаково доступными как наше прошлое, так настоящее и будущее.

История человечества говорит о  том, что внехрональные объекты  в природе реально существуют. Например, об этом свидетельствуют многочисленные пророки, которые во все века точно предсказывали будущее. В общем случае можно предположить два варианта: либо они получают информацию от внехрональных объектов со стороны, либо у них самих в мозгу имеется какой-то механизм, обладающий внехрональными свойствами.

Об этом же свидетельствует и  тот факт, что поведение многих животных и растений точно согласуется с теми условиями, которые наступят в будущем. Например, птицы заранее знают, где вить гнездо у реки - вблизи или подальше от воды, чтобы весенний паводок не нанес вреда. Крысы заранее знают, когда потонет корабль и покидают его на предыдущей стоянке. Очень точно предсказывают погоду муравьи, пауки и т.д.

Растения тоже многое предвидят. Например, некоторым из них для эффективного оплодотворения нужен холод. Поэтому весной они цветение начинают перед похолоданием, которое может заметно смещаться во времени; так поступают черемуха, сирень, жасмин, урюк и т.д. (между прочим некоторым животным, например слонам, тоже нужен холод для этих же целей - в причинах этого явления пусть разбираются биологи). Осенью растения, например деревья, ведут себя в биохимическом плане по-разному в зависимости от суровости предстоящей зимы.

Эти и многие другие факты говорят о том, что видение будущего - это довольно широко распространенное свойство всего живого, необходимое для сохранения вида. И объяснить указанные факты ссылкой на инстинкт или на что-либо подобное невозможно. Гораздо естественнее выглядит хрональное объяснение феномена" [6, стр.512-513].

"Не менее экзотично должен  выглядеть внеметрический мир, то есть мир, в котором отсутствует метрическое вещество. Очевидно, что у внеметрических - внепространственных - объектов не должно быть размеров (массы) и они могут вкладываться в наш хронально-метрический мир по принципу "размазывания". Явление размазывания может восприниматься нами как вездесущность. Не здесь ли берет начало известный эффект голографии, когда каждая малая часть объекта содержит все его характерные черты, но с уменьшением размеров малой части снижается интенсивность проявления этих черт, ибо уменьшается количество вещества, представляющего данный объект этой своей малой частью.

Кстати замечу, что такой "размазанный  мир" было бы неточно определять термином "параллельный мир" ибо быть параллельным - это значит быть рядом, а "размазанный мир" находится не рядом, но внутри данного. По той же причине не подходит и образ кукол-матрешек, которые вкладываются одна в другую. Поэтому точнее говорить "внутренний мир", либо "внеметрический (внепространственный) мир".

В принципе внепространственных миров  может быть много. Тогда в каждой точке нашего мира в общем случае может находиться несколько объектов, принадлежащих различным мирам. Сосуществуя друг в друге, все эти миры могут взаимодействовать посредством различных веществ, но могут и блокировать друг друга, не допуская взаимного проникновения, - все зависит от конкретных свойств миров и их объектов. Думаю, что внепространственные объекты должны обладать способностью самоконцентрироваться и самораспространяться.

Внеметрические миры могут отличаться друг от друга природой входящих в  них веществ, количествами этих веществ, их качеством (структурой) и т.д. Весьма вероятно, что существуют еще и  неизвестные вещества, свойства которых мы не можем себе даже вообразить. Ведь о хрональном и метрическом явлениях совсем недавно мы тоже ничего не знали, а сколько нового и неожиданного они нам преподнесли.

Наконец, можно представить себе мир без хронального и метрического веществ одновременно. Он должен сочетать в себе свойства двух предыдущих миров и существовать вне времени и пространства. Есть веские основания считать, что природа не лишена такого сверхэкзотического мира" [6, стр.514-515].

Техническое применение высказанных идей выглядит не менее привлекательно [6, стр.534-535]: "Нам хорошо известно понятие экранирования, изоляции. Например, изолировав электрически заряженное тело диэлектрик, мы лишаем это тело возможности проявлять в окружающей среде свои электрические свойства, при этом электрические заряд и потенциал самого тела сохраняются неизменными. Очевидно, что в принципе возможно более или менее успешно изолировать любое тело от проникновения через соответствующую изолирующую оболочку любого простого вещества. Такое тело будет сохранять внутри себя неизменными все свои свойства, сопряженные с этим веществом, и окажется неспособным проявлять эти свойства во внешнем мире. Это общий закон, справедливый для всех истинно простых явлений, он не может иметь исключений.

Согласно ОТ, существуют истинно простые хрональное и метрическое вещества, сопряженные с одноименными явлениями. Следовательно, изолировав наше хронально-метрическое тело внехронально-внеметрической оболочкой, мы тем самым лишим его возможности проявлять вовне свои хрональные и метрические свойства, однако внутри тела хронал и размеры (масса), будут оставаться постоянными. Это значит, что наше изолированное тело будет вести себя как внехронально-внеметрическое, то есть как "размазанное" по времени и пространству: оно сможет проникать сквозь любые преграды, и его можно будет переносить с любой скоростью на любые расстояния. Разумеется, реальные скорость перемещения и проникающая способность (внешние размеры) нашего тела будут зависеть от степени совершенства наложенной внехронально-внеметрической изоляции".

 

Послесловие.

 

Краткий обзор концепций пространства и времени показывает, что всё  их многообразие разделяется на два  принципиально отличающихся вида – категорийный и материалистический. Категорийные концепции кроме бурных непрекращающихся споров ничего нового науке и технике не дали, за исключением, правда, релятивистской, математически "заставившей" слиться пространство и время в единый континуум с фантастическими свойствами.

С подачи советского физика А.А. Фридмана (1922) незаконнорожденным отпрыском теории относительности стала теория Большого взрыва (Г.А. Гамов, 1946), напрочь исказившая наше философское понимание о Вселенной. Как писал известный киевский философ В.Н. Игнатович [16, стр.233]: "Отрицая вечность и бесконечность Вселенной (мира, материи), релятивистская космология подвергает ревизии материалистическое решение основного вопроса философии, существующее более 2500 лет (создан ли мир богом или нет. - ВЕВ)". И далее [16, стр.248-249]: "Сегодня космологи, желающие быть материалистами, могут не верить в бога, но являются верующими! И если научное знание веками выступало как противоположность религиозной веры, то благодаря созданию и развитию релятивистской космологии в ХХ веке эту противоположность в значительной мере устранили".

Материалистические концепции  открывают широкие перспективы  не только перед наукой, но и техникой, особенно если подтвердится возможность  управления пространством и временем физическими методами. Будущее покажет, насколько обоснованы материалистические концепции. Хотя с другой стороны...

О том, что следует ожидать от будущего, Макс Планк, например, написал  [17]: "Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу". Эта широко известная цитата знаменитого физика действует очень обнадеживающе, особенно если припомнить, что 31 октября 1992 года папа Иоанн Павел II реабилитировал Галилео Галилея (Galileo Galilei, 1564-1642), объявив решение суда инквизиции ошибочным, публично принес извинения ученому и вернул ему "право быть законным сыном церкви". Галилео Галилей пробыл в опале 359 лет, 4 месяца и 10 дней.

 

Литература.

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В., "Философия", учебник, 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003.

2. "Философский энциклопедический  словарь", М.: Советская энциклопедия, 1983.

3. Капра Ф., "Дао физики. Исследование  параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока", перевод с англ. под ред. В.Г. Трилиса, СПб: Орис, 1994.

4. Вейник А.И., "Книга скорби", Минск: рукопись, 3 октября 1981 г.

Информация о работе Основные концепции пространства и времени