Основные методы современной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 05:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что кардинальные изменения в экономике и духовной жизни общества, негативные последствия этих перемен вызывают тревогу у многих людей, порождают неуверенность в завтрашнем дне, наполняют внутренний мир человека тяжелыми переживаниями, что сказывается и на семейных отношениях. Это увеличивает потребность в развитии разнообразных методов и форм социальной помощи населению, проведении своеобразной терапии.

Содержание

Введение 3
1. Формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе 5
2. Методы решения психологических проблем клиента в психосоциальной работе 11
3. Пример решения психологических проблем семьи как объекта психосоциальной работы методами современной терапии 14
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

методы терапии в соц.работе (1).docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе 5

2. Методы решения психологических проблем клиента в психосоциальной работе 11

3. Пример решения психологических проблем семьи как объекта психосоциальной работы методами современной терапии 14

Заключение 23

Список литературы 25

 

 

Введение

Тема курсовой работы - основные методы современной терапии.

Актуальность темы обусловлена тем, что кардинальные изменения в экономике и духовной жизни общества, негативные последствия этих перемен вызывают тревогу у многих людей, порождают неуверенность в завтрашнем дне, наполняют внутренний мир человека тяжелыми переживаниями, что сказывается и на семейных отношениях. Это увеличивает потребность в развитии разнообразных методов и форм социальной помощи населению, проведении своеобразной терапии.

В России профессиональная ориентация социальной работы в области терапии, делает только первые шаги в своем  становлении. Поэтому так важно  взять все лучшее из технологических  наработок и практического опыта  социальных служб различного профиля  и творчески, профессионально грамотно использовать его для улучшения  социального самочувствия человека.

Система социального обеспечения  и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать  даже критерием развития современного общества.

Когда люди сталкиваются с  проблемами, которые не могут решить сами, когда близкие, члены семьи  не в состоянии помочь изменить ситуацию, то возникает потребность в психосоциальной  работе.

Цель исследования – изучить методы современной терапии в социальной работе.

Объект исследования – терапия в социальной работе.

Предмет исследования – методы терапии в социальной работе.

Задачи исследования:

    1. Изучить основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе.
    2. Изучить методы решения психологических проблем клиента в психосоциальной работе.
    3. Привести пример работы над психологическими проблемами клиента в психосоциальной работе.

Психосоциальная работа —  направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной  жизненной ситуации клиента. Становление  и развитие в России социальных служб  и социальной работы начало активно  формировать общественный запрос на психосоциальную помощь населению.

Потребность в психосоциальной  помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, при возникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.

 

1. Формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе

В содержательном аспекте  социальный работник, использующий терапевтические  методы, опирается на достижения психологии, психиатрии, психотерапии. Этот междисциплинарный  характер методов воздействия на клиентов обусловливает сложность  технологии социальной терапии.

Умение расположить к  себе подопечного, доброжелательность, искреннее сочувствие и сопереживание  входят в число качеств, от которых, наряду с профессионализмом социального  работника, зависит терапевтический  успех.

Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный  — выражение лица, тембр и интонации  голоса, характер и особенности жестов социального работника. Он должен быть для клиента авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «связь», возникающую в рамках терапевтического процесса [13].

В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на двух формах работы — индивидуальной и групповой, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным  терапевтом) и клиентом. Целью такого взаимодействия может быть решение  каких-то эмоциональных проблем, обмен  информацией, развитие социальных и  ремесленных навыков, изменение  ценностных ориентации, направление  асоциальных ориентации в конструктивное русло и др. Приемы вмешательства  включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д. [3].

Индивидуальная терапия  применяется к тем клиентам, решение  проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы  и т.п.), кто не хочет участвовать  в коллективной терапии или нуждается  в решении таких проблем, как  сексуальная жизнь, общественно  неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях необходимо стремиться не оказывать давления на клиента и обсуждать эти вопросы, не травмируя его. В некоторых случаях также возможно приглашение родителей, членов семьи, родственников, установление связи с общественными организациями, с администрацией учреждения и т.д. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и  дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть  на себя глазами группы, скорректировать  поведение, углубить и тщательно  разработать эффективную программу  индивидуальной терапии.

Для формирования и активизации  групповых процессов в решении  социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры. Это могут быть общие упражнения (например, релаксация, пантомимические  сцены, участие в «конструктивном  споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной  истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование гештальттерапии и т.д.). Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.

Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так  и по целям:

  • учебные группы. Здесь, помимо получения знаний, есть возможность высказать свое мнение или обсудить личностные проблемы;
  • группы совместной деятельности. Занятие общим делом всегда было эффективным методом установления надежного контакта, развития способностей к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений. Например, занятия спортом, посещение театра с последующим обсуждением и др;
  • группы для родителей. Являются разновидностью учебной группы, но только имеют более широкие цели. Например, воспитание детей, анализ темы «Секс и совместная жизнь» и др.;
  • мужские и женские группы. Например, для решения проблемы роли женщины в современном обществе, освобождения от гнета, развития солидарности. Кризисные моменты: изнасилование, жестокое обращение, развод, возрастные проблемы [2].

Трудовая терапия. Она  основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую  сферу человека. Работа поднимает  жизненный тонус. Как метод восстановительного лечения имеет важное значение для  постепенного возвращения больных  к обычному жизненному ритму, повышает социальный статус человека. Эта проблема особенно остро встает в пенсионном возрасте — периоде, иногда ошибочно понимаемом как бессрочный отпуск, на фоне которого может развиться  комплекс «никчемности существования». Терапия посильной занятостью должна в качестве обязательного компонента входить в комплекс социально-терапевтических  мероприятий с лицами пожилого возраста.

Терапия самовоспитания. Самовоспитание — это активный процесс формирования человеком себя как личности в  соответствии с поставленной целью  на основе социально обусловленных  представлений об идеале собственного «я».

Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки. В технологическом  аспекте этот метод включает следующие  приемы: 1) самоизучение, самооценка; 2) переоценка собственной личности; 3) самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; 4)создание желаемого образа «Я»; 5) формирование индивидуальных формул намерения; 6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; 7) сюжетная сенсорная репродукция поведения «Я-образа» в различных ситуациях деятельности и общения; 8) «наложение» стереотипов «Я—образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности [12].

Методы поведенческой  терапии в группе используются достаточно широко и касаются тренинга социальных навыков.

Дискуссионная терапия является основным методом социального работника  и используется регулярно с различными клиентами. На практике активность группы бывает разной; в дискуссии могут  быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов [2].

Социотерапия - воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций. Например, применяется в отношении родителей асоциального поведения и т.д. [6].

Музыкотерапия — один из старейших методов воздействия  на психику человека, который может  использоваться и в лечебных целях. Групповые, индивидуальные музыкотера-певтические занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим [6].

Ритмотерапия тесно связана с музыкотерапией и другими средствами искусства, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни. Например, красивая ритмичная музыка способствует гармоничному эмоциональному развитию человека в труде, быту и т.д. В целом ритмотерапия дает возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения [13].

Арттерапия — лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода:

  • использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
  • побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
  • использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов;
  • творчество самого специалиста — лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом [13].

Цветотерапия. Психологи давно заметили влияние цвета на производительность труда: например, производительность труда (физического) при красном свете на короткий срок увеличивается, при синем — снижается. Такое влияние наблюдается и при умственном труде. Воздействие цвета на человека постоянно учитывается профессиональными дизайнерами [6].

Психогимнастика — одна из форм психотерапии, при которой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции участников группы, а также выработку умения выражать чувства, желания, — свои и другого человека. Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений: я иду по воде, по горячему песку, спешу на работу, возвращаюсь с работы и т.п. Соединение мимики, жеста, движения и осязания создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Для клиента это является необходимым переживанием и познанием того, что своим телом можно выразить мысль чаще убедительнее, чем словом [19].

Натурпсихотерапия, или лечение природой. Иногда этот метод называют ландшафттерапией. Значение этого метода будет возрастать вследствие урбанизации социальной среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности человека от природы [8].

Логотерапия, или разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализировать для него его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией. В личности клиента должна произойти перестройка, которую он самостоятельно обнаруживает как конструктивные изменения в самом себе. Это приносит удовлетворение, повышает степень самоуважения, способствует становлению зрелой личности [6].

Библиотерапия. В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его состояние. Список книг психотерапевт подбирает в соответствии с проблемой клиента [13].

Имаготерапия — использование в целях терапии игры образами (лат. imago — образ). Человек создает динамический образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле [1].

Вышеназванные методы являются наиболее общими для всей психосоциальной  работы.

 

2. Методы решения психологических проблем клиента в психосоциальной работе

Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что  клиент вправе рассчитывать.

Методы профессиональной социальной работы многообразны. Они  классифицируются:

  • по направлениям и формам социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др .);
  • по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);
  • по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы) [7, с. 144].

Наряду с этим все более  популярной становится и другая их классификация — по объектам социальной работы:

  • индивидуальная работа (социальный работник-клиент);
  • работа с группой (в группе семьей и через семью);
  • работа в общине (в микросоциальной среде) [7].

Классификация методов позволяет, с одной стороны, использовать их в общенаучном плане (в качестве основании методологии исследования проблемы теории социальной работы), а  с другой — выявить методы самой  социальной работы. Существуют, как  известно, разные основания для классификации  методов: сбор информации, ее обработка; эмпирические исследования; теоретическое  моделирование. С другой стороны, существуют методы, которые используются для  решения социальных проблем клиентов, стимулирования развития их собственных  сил и деятельности в целях  изменения неблагоприятной жизненной ситуации. И те и другие методы чрезвычайно важны для теории и практики социальной работы.

Информация о работе Основные методы современной терапии