Основные методы современной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 05:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что кардинальные изменения в экономике и духовной жизни общества, негативные последствия этих перемен вызывают тревогу у многих людей, порождают неуверенность в завтрашнем дне, наполняют внутренний мир человека тяжелыми переживаниями, что сказывается и на семейных отношениях. Это увеличивает потребность в развитии разнообразных методов и форм социальной помощи населению, проведении своеобразной терапии.

Содержание

Введение 3
1. Формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе 5
2. Методы решения психологических проблем клиента в психосоциальной работе 11
3. Пример решения психологических проблем семьи как объекта психосоциальной работы методами современной терапии 14
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

методы терапии в соц.работе (1).docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

Метод привлечения к труду

Для социальной работы с клиентами характерным  является метод привлечения к  труду. Эта процедура имеет немалое  воспитательное значение в работе с  подростками и со взрослыми людьми. Подросток, выросший в неблагополучной  семье, как правило, не склонен к  обучению. Школа, равно как и иные учебные заведения, его не привлекает. Свободного времени хоть отбавляй, и юное существо отправляется на поиски развлечений, ведущие его прямиком в криминал. Вовремя заметить неустойчивость в поведении и мышлении подростка  и определить его в крепкий  и надежный трудовой коллектив —  означает оградить его от неприятных для него и общества последствий [4].

Взрослые  нуждаются в той же самой помощи, если их должностные ставки сократили  по месту их работы, если нет сферы  применения профессиональных знаний и  навыков после окончания учебного заведения, если долгое отсутствие работы ввиду загруженности домашними делами стало тяготить и привело к депрессивному состоянию. Сам клиент может быть не уверен в том, что причина его депрессии или сниженного настроения лежит в отсутствии занятости на производстве, чувства своей нужности, признания у окружающих. Социальный работник, проведя соответствующий анализ, может прийти к такому выводу и начать работу по привлечению клиента к труду.

В целом, подводя  итог разговору о методах социальной работы с семьей, находящихся в  распоряжении специалиста социальной сферы, следует подчеркнуть: методы воздействия на личность клиента  должны быть подвижны. Они зависят  от многих факторов: от условий деятельности социального работника, от конкретной ситуации, от готовности клиента и  членов его семьи к взаимодействию, от типа личности клиента и самого социального работника, от места  социальной службы в системе общественных отношений и ее статуса. Самый  лучший вариант для социального  организатора — использовать разные методы в комплексе, умело комбинируя их и изменяя набор тех или  иных способов воздействия на личность вместе с изменением условий ее жизни  и деятельности.

Ко всему  сказанному в данной статье можно  сделать следующие выводы.

Психологические функции семьи меньше всего попадают в поле зрения социальных работников, несмотря на то, что именно они обусловливают  меру эффективности изменений, происходящих в процессе взаимодействия с семьей. Эта проблема связана с недостаточной  подготовленностью социальных работников в сфере психологии. В связи  с этим возникает два пути решения  проблемы психологизации деятельности социального работника. Первый — получение им второго высшего психологического образования либо, по меньшей мере, самоподготовка, саморазвитие психологических навыков, способов работы с клиентами. Второй путь — помощь профессионального психолога в решении проблемы конкретного клиента, их совместное участие в его судьбе.

Гуманизация общественных отношений сделала психологию семьи одним из важнейших атрибутов жизни и деятельности общества. Она изучается, пропагандируется, на нее влияют прямо и косвенно политики, экономисты, философы, педагоги, психологи, врачи, юристы. Без учета семейной психологии фактически невозможна эффективная работа социальной службы, поскольку ее предмет — человеческая личность, душа в ее соприкосновении с себе подобными.

 

Заключение

Посредническая  деятельность социального работника  начинается с диагностики социальной ситуации клиента, уточнения его  проблемы, затем устанавливается  связь с организацией, потенциально способной решить проблему клиента. Кроме того, социальный работник должен овладеть навыками сбора точной информации о то организации, к услугам которой  он прибегает. На следующем этапе  посреднического процесса социальный работник совместно с клиентом делают выбор учреждения, к услугам которого собираются обратиться. После осуществления  выбора учреждения социальный работник помогает клиенту установить контакт  с избранной организацией. Важным моментом последнего этапа является то, что социальный работник должен не просто направить клиента в  организацию способную ему помочь, но и проконтролировать процесс  установления и налаживания контакта между клиентом и специалистами  учреждения, а затем оценить итоговый результат проделанной работы.

В работе были рассмотрены виды психологических  проблем клиента в психосоциальной  работе, структура и этапы процесса решения психологических проблем  клиента в психосоциальной работе, методы решения психологических  проблем клиента в психосоциальной  работе. Приведен пример решения психологических проблем семьи как объекта психосоциальной работы.

Социальный  работник, оказывающий помощь семье, может называться по-разному. Он специалист по социальной работе с населением, семейный психолог и консультант, социальный педагог и психолог, исполняющий  параллельно и функции психотерапевта. Столь широкий профиль его  профессионального «Я» связан с  многогранностью возлагаемых на него обязанностей. Фактически он должен удовлетворить социально-культурные запросы самых широких групп  населения. Через него люди приобщаются  к достижениям мировой и отечественной  культуры в самом общем ее понимании, а также к знаниям прикладного характера — юридическим, экономическим, психологическим и т.д.

Сверхзадача социального работника— всемерное  развитие творческого потенциала семьи. Он присущ каждому семейному коллективу, но далеко не каждая семья может  догадываться об этом. Социальный работник должен уметь апеллировать к таким  важнейшим психологическим категориям, как самоотношение, самоуважение, самооценка личности, уровень ее притязаний, направленность, развитие, совершенствование, формирование, адаптация, социализация, интеграция и дезинтеграция. В поле его зрения должны быть взаимоотношения людей, стратегии их взаимодействия, в том числе и конфликтного. Процесс общения — самый важный и определяющий для семейного микроклимата, и его исследование может много дать специалисту социальной сферы.

Методы и  средства социальной работы с семьей имеют немало общего с методами и  средствами взаимодействия с клиентом педагога, психолога, психотерапевта, что еще раз подчеркивает многосоставность деятельности социального работника. В большей степени они носят социально-психологический характер, так как в социальной работе сливаются два самых больших общественных явления— социология и психология. Социальный работник должен хорошо знать психологию больших групп— социальных, национальных, возрастных, половых, профессиональных, различающихся местом своего проживания, образом жизни, политических, общественных и т. д. Воздействие на личность происходит в немалой степени через группу или внутри группы, вот почему так важно изучать динамику групповых процессов, характеристики малых и больших групп и отрабатывать методику применения самых разнообразных способов воздействия на семью и ее отдельных членов.

 

Список  литературы

  1. Ардашкин И.Б. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы - Томск: ТПУ, 2006.
  2. Беззубик К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы. – М.: Изд-во: «Инфра-М», 2009.
  3. Гулина М. А. Психология социальной работы. – СПб., 2012.
  4. Козлов В.В. Психосоциальная работа с семьей / В.В. Козлов // ИИППР. – Ярославль, 2008.
  5. Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. - М.: Проспект; Велби, 2008.
  6. Кулебякин Е. В. Психология социальной работы. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007.
  7. Макаренко Н.И. Теория социальной работы: Учебное пособие. / Н.И.Макаренко. - Томск: изд. ТПУ, 2009.
  8. Новикова Е.В., Хухрев И.А. Психосоциальная помощь населению - Новосибирск: изд-во: «Наука», 2006.
  9. Нойфелъд И. Методы социальной работы. // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации, 2004. - №2.
  10. Основы социальной работы: Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  11. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы.– М.: Дашков и К, 2006.
  12. Пахальян В.Э. Оказание психосоциальной помощи // Вопросы психологии,2008. № 4. - С. 12-13.
  13. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы – М.: Издательство «Академия», 2006.
  14. Семейная терапия как метод социальной работы: Методические материалы / Сост. проф. В.В. Колков. - М.: МосГУ, 2006.
  15. Словарь - справочник по социальной работе. / Под. ред. д-ра ист.наук, проф. Е.И.Холостовой. -М.: Юрист, 2010.
  16. Словарь-справочник по социальной геронтологии/под ред.Б. Тукумцева -  Самара, 2008.
  17. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие для вузов; ред. А. А. Козлов. – М.: Логос, 2007.
  18. Филатова Е.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. / Е.В.Филатова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008.
  19. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы: Учебное пособие. / М.В.Фирсов. - М.: Владос, 2011.
  20. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2011.
  21. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова.- М.: ИНФРА-М, 2009.
  22. Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы / Б.Ю. Шапиро. - М., 2012.

 

 


Информация о работе Основные методы современной терапии