Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:33, курсовая работа
Социальное прогнозирование - это специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объекта. Если мы имеем дело с определенным социальным явлением, то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи:
• определяется и мотивируется цель вероятного развития объекта;
• определяются средства и способы достижения этой цели.
Введение……………………………………….………………………………….3
1.Теоретические основы социального нормирования
1.1. Определение понятий «социальная норма» и «социальный норматив». Роль нормирования в социальном прогнозировании……….…………………5
1.2. Особенности применения поискового и нормативного подходов в социальном прогнозировании………………………………………………….10
1.3. Система социальных норм и нормативов в РФ……………………….…17
2. Анализ основных показателей социального нормирования в системе социальных прогнозов
2.1. Методика расчета прогнозных показателей с использованием нормативного метода социального прогнозирования……………………….20
2.2. Анализ влияния социальных норм и нормативов на развитие объекта социального прогнозирования в перспективе………………………………...25
3. Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ
3.1. Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ………………..………………………………………………28
3.2. Прогнозирование показателей социального развития РФ……………..29
Заключение……………………………………………………………………...33
Литература……………………………………………………………………....34
Содержание
Введение……………………………………….………………
1.Теоретические основы социального нормирования
1.1. Определение понятий
«социальная норма» и «
1.2. Особенности применения
поискового и нормативного подходов
в социальном прогнозировании………………………………………
1.3. Система социальных норм и нормативов в РФ……………………….…17
2. Анализ основных показателей социального нормирования в системе социальных прогнозов
2.1. Методика расчета прогнозных показателей с использованием нормативного метода социального прогнозирования……………………….20
2.2. Анализ влияния социальных норм и нормативов на развитие объекта социального прогнозирования в перспективе………………………………...25
3. Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ
3.1. Основные направления
совершенствования системы
3.2. Прогнозирование показателей социального развития РФ……………..29
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к этой теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
На современном этапе организация деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.
Социальное прогнозирование - это специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объекта. Если мы имеем дело с определенным социальным явлением, то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи:
• определяется и мотивируется цель вероятного развития объекта;
• определяются средства и способы достижения этой цели.
Следует отметить, что социальные явления и процессы, являясь предметом прогнозирования, в реальной жизни настолько сложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть, как они будут развиваться. Поэтому прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными в той или иной мере к действительности.
В данной курсовой работе необходимо раскрыть вопрос использования социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании. Для этого подробно рассмотрим теоретические основы социального нормирования, проведем анализ основных показателей социального нормирования в системе социальных прогнозов и определим основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ.
В современных условиях умение предвидеть, прогнозировать и спроектировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.
1.Теоретические
основы социального
1.1. Определение понятий «социальная норма» и «социальный норматив». Роль нормирования в социальном прогнозировании
Слово «норма» происходит от латинского слова, которое означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т. д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы.
Первую группу составляют правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических (несоциальных) норм, т. е. таких правил, выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественными (природными) и искусственными объектами. Примерами технических норм могут служить правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья и т. п.
Ко второй группе правил относятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь общества.
Система социальных норм отражает достигнутую обществом ступень экономического, социально-политического и духовного развития. В ней находят отражение образ жизни, исторические особенности народа, его менталитет, характер существующей в стране государственной власти.
Следует так же обратить внимание на то, что понятия "норма" и "норматив", используемые в практике нормативного регулирования, не тождественны по своему экономическому содержанию. Как упоминалось выше понятие "норма" происходит от латинского "norma" – руководящее начало, образец, правило. В экономике нормой называется узаконенный, признанный обязательным порядок (например, норма права). Норма права – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства; данные нормы закрепляются в нормативно-правовых документах. Другая трактовка данного термина связана с пониманием нормы как предельной величины расхода ресурсов на определенные цели. В отличие от нормы, норматив обычно отражает количественную меру связи между различными показателями.
Под экономическими нормативами понимаются абсолютные или относительные величины, применяемые для регулирования экономических отношений в народном хозяйстве и выражающие требования к затратам, результатам производства, их распределению и использованию. Нормативы – это форма контроля государства за деятельностью хозяйствующих субъектов. Они отражают связи между объективными экономическими категориям и соответствующими показателями.
Нормативы устанавливают связи между ресурсами предприятий и конечными результатами, в которых заинтересовано общество, ориентируют хозяйствующих субъектов на принятие экономических решений, отвечающих как интересам занятых на них людей, так и экономики в целом, служат средством достижения этих интересов. Основной задачей нормативных показателей, применяемых в целях регулирования экономической деятельности как на макро-, так и на микроуровне, является повышения обоснованности планово-программных документов и преодоления их субъективизма. С помощью нормативов достигается объективно обусловленная связь между результатами производства, затратами и доходами предприятий. Определяются важнейшие общественные потребности и возможности их удовлетворения при научно-обоснованных, по возможности минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.1
Использование различных видов нормативов (экологических, социальных, финансовых, экономической безопасности и др.) в процессе прогнозирования позволяет учесть комплекс требований, являющихся необходимым условием нормального воспроизводства экономической системы и развития общества в целом. Так, соблюдение отдельных видов социальных нормативов не всегда является экономически эффективным с точки зрения предприятия, действующего на основе рыночных принципов ведения хозяйства, однако необходимо для нормального общественного развития как условие предотвращения чрезмерного неравенства и социальных конфликтов. Выступая, как представитель общества, государство обязано учитывать подобные ограничения, носящие объективный характер, а также ориентировать субъектов рынка на их выполнение путем применения регулирующих мер прямого и косвенного характера.
Функции нормативов классифицируются следующим образом:
Нормативы рассматриваются всегда в рамках системы нормативов. Этот подход подразумевает комплексность и непротиворечивость всех элементов системы. Т.е., во-первых, нормативы всегда составляются и рассматриваются комплексно, а, во-вторых, один норматив не может противоречить другим (особенно это касается нормативов, закрепленных в нормативных документах – законах). Если противоречивость все же есть, то предприятие будет функционировать в условиях неопределенности.
Система социального нормирования требует разработки единых подходов к ее организации. Общее законодательство, регулирующее сферу стандартизации, для этой цели явно недостаточно. Закон Российской Федерации № 5154-1 «О стандартизации», принятый 10 июня 1993 г. (ред. 10.01. 2003г.), устанавливает правовые основы стандартизации, под которой подразумевается деятельность по установлению требований, обеспечивающих государственную защиту интересов граждан и государства посредством применения соответствующих нормативных документов.
При этом различаются государственные стандарты и стандарты отраслей, предприятий, общественных объединений. Требования, устанавливаемые государственными стандартами, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Разработка государственных стандартов, проведение научно-исследовательских работ по стандартизации, имеющих общегосударственное значение, подлежат обязательному государственному финансированию. В соответствии с Законом государственные стандарты принимает Госстандарт РФ. Они вводятся в действие после их государственной регистрации.
Указанный Закон устанавливает общие принципы стандартизации, которые в значительной мере применимы и к социальной сфере. Однако Законом не определяются понятие, общие требования, предъявляемые к государственным социальным стандартам, и сфера их действия. В нем отсутствуют единые требования к содержанию, организации разработки, утверждению, регистрации и порядку применения социальных стандартов.
1.2. Особенности применения поискового и нормативного подходов в социальном прогнозировании
Социальное прогнозирование включает разработку как поискового, так и нормативных прогнозов. Поисковый прогноз заключается в определении развития некоторой подсистемы при условии, что государственное воздействие на экономические процессы в данный отрезок времени остается неизменным. При этом прогнозе в общественном производстве высвечиваются «узкие места», устранение которых в результате государственного воздействия способно улучшить экономические параметры развития.
Основная задача поискового прогноза при этом — выявление перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления. Предсказание в данном случае носит сугубо условный характер, базирующийся на абстрагировании от возможного и даже необходимого вмешательства со стороны сферы управления. Методологически недопустимо сводить социальный прогноз к поиску, но столь же недопустимо переходить сразу к нормативной разработке данной модели, не имея представления о проблемной ситуации, в условиях которой и для преодоления которой будет функционировать предложенный оптимум.
Информация о работе Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ