Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:06, курсовая работа
С этой точки зрения, значимым является соотнесение понятий этнического самосознания и этнической идентичности. В отечественной науке известны два подхода, определяющих специфику соотношения данных дефиниций. В качестве тождественных феноменов их рассматривал Э.Г. Александренков, который утверждает о нецелесообразности введения в русский язык английского термина «этническая идентичность», если в нем уже есть практически тождественное понятие «этническое самосознание». Но мы считаем, что данные дефиниции необходимо все же разграничивать.
Исследования этнической
идентичности в современной отечественной
психологии проводятся в масштабах
многомерных эмпирических исследований
на стыке этносоциологии, политологии
и социальной психологии. Эти работы
явились предпосылкой понимания
этнофункциональных процессов идентичности,
различного рода самоидентификаций, сформировавшихся
на базе уникальных этнокультурных особенностей
группы. При рассмотрении этнической
идентичности российские ученые опираются
на ряд методологических посылок. Это
принципы единства сознания и деятельности,
развития, а также личностный и
системный подходы. В понимании
особенностей развития этнической идентичности
большое влияние оказала
Весьма популярным при исследовании этнической идентичности в российской этнопсихологии признается психосемантический метод. Он опирается на семиотическую модель сознания А.Н. Леонтьева, образующей которого выступает исторически выработанная и, несущая совокупный общественный опыт, система значений в единстве с личностными смыслами, задающими пристрастный характер сознания. Психосемантический метод направлен на исследование содержания, генезиса и функционирования в индивидуальном сознании общественных, этнокультурных смыслов и значений. Как отмечает В.Ф. Петренко, экспериментальная психосемантика связана, в частности, с построением субъективных семантических пространств, являющихся формой модельного представления системы значений.
Большое распространение
в отечественной этнопсихологии
получило исследование когнитивного и
аффективного компонентов этнической
идентичности. В частности, это изучение
этнической осведомленности, включающей
знания о своей и других группах,
формирующих этноинтегрирующие
и этнодифференцирующие признаки. Так,
например, исследования Ю.В. Арутюняна,
Л.М. Дробижевой и А.А Сусоколова.
показали, что значительная часть
испытуемых определяет этническую идентичность
по языку. Общность исторической судьбы
как фактор этнической идентичности
выявлен в исследованиях Л.М. Дробижевой,
в частности, в качестве интереса
к исторической литературе. Изучение
аффективного компонента проводится в
рамках рассмотрения позитивных и негативных
аттитюдов, отражающих этническую соотнесенность
в сторону гиперболизации, либо литотизации.
При этом этническая идентичность в
гиперболизированной форме
Однако психологическая
наука, подобно этнологии и
Таким образом, были рассмотрены
основные подходы к пониманию
этнической идентичности в гуманитарных
науках - социальной антропологии, этнологии
и психологии. Показано, что каждый
из выделенных подходов в этнологии
и антропологии - примордиализм, инструментализм
и конструктивизм абсолютизирует какую-либо
из сторон этнической идентичности: примордиализм
- объективные, сущностные, конструктивизм
- субъективные сознательные, а инструментализм
- ситуативные, функциональные характеристики.
Целостного, системного и интегративного
рассмотрения изучаемого феномена недостает
и психологической науке, где
различные школы и направления
(глубинная психология, социальная
психология, когнитивная психология,
психологическая антропология) делают
акценты на определенных сущностных
особенностях этнической идентичности,
рассматривая ее либо в контексте
когнитивных и аффективных
Подчеркивая в целом основательность
и разработанность
Обосновывая актуальность и
целесообразность использования философского
подхода в исследовании этнической
идентичности, важно подчеркнуть, что
каждая наука раскрывает данный феномен
со свойственной ей спецификой употребления
термина. Широта смысловых оттенков,
определяющих данный феномен, с необходимостью
требует философской
Информация о работе Основные подходы к пониманию этнической идентичности в гуманитарных науках