Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:37, реферат
Каждому социальному институту для успешной деятельности необходима совокупность определенных ресурсов.
Ресурсы института экономики:
земля, или вся совокупность природных ресурсов и технических знаний
·труд, или мотивация и навыки людей
капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства
организация, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов – государство
К основным социальным институтам относятся (рис 16):
Экономика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу производства и обмена материальных и идеальных благ;
Политика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу регулирования общественных отношений и распределения благ и ценностей;
Культура как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу отбора, хранения и передачи социокультурных образцов деятельности людей, общества;
Мораль (нравственность) как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная в общественном сознании людей;
Право как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная законами государства;
Государство как социально-политический институт общества, обладающий монопольным правом на нормирование (законодательная власть) и регулирование (исполнительная власть) общественных отношений, на разрешение социальных конфликтов (судебная власть), основанном на естественных экономических монополиях (монополия на выпуск денег, монополия на земельные ресурсы, монополия на право взимать налоги, монополия на производство спирта и т.д.);
Семья как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу биологического и социального воспроизводства людей;
Образование как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу социального воспроизводства деятельности людей и их различных объединений.
Религия как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу веры людей и их различных объединений в существование бога и “потустороннего мира”;
Идеология как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система господствующих взглядов людей и их различных объединений на окружающую социальную реальность;
Наука как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу соответствия деятельности людей и их различных объединений окружающей действительности, увеличивающая возможности человека по ее преобразованию;
Здравоохранение как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу охраны здоровья людей и их различных объединений;
Природопользование (природосбережение, ресурсосбережение) как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу использования материалов естественной природы в деятельности людей и их различных объединений;
Финансы
как исторически сложившаяся, устойчивая
и закрепленная нормами права и морали
система отношений по поводу обмена результатами
деятельности людей и их различных объединений.
Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет весомые общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основные нужды общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или другую необходимую жизненную функцию. Социальный институт обеспечивает нас основными привычками и установками, определяет конкретные нормы, устанавливая свои общественные рамки.
Школа:
Школа, как социальный институт, выполняет, роль искусственно сформированной естественной жизненной среды. Здесь впервые приоткрываются границы понятий «хорошо и неважно», «чисто и грязно», «верно и неверно», «друг, и враг», «начальник и подчиненный», «бедный и зажиточный». Школа выступает не только как социальный институт для передачи знаний, а и как институт общей социализации детей. Она стала местом, где за долгие годы обучения ребенок выполняет обязательство впитать в себя большой опыт управляемого и маленький опыт управляющего. Именно поэтому школа как социальный организм отображает тот тип отношений власти и покорения, который является наиболее приемлемым для общества в целом. Школа формирует модель поведения не только индивида, а и его сосуществование с обществом.
Религия:
В России в конце второго и начале третьего тысячелетия этот процесс очевиден: практически все исследования фиксируют резкий рост религиозности в постсоветское время; сегодня верующими себя считают около 60% взрослых россиян. По данным ВЦИОМ, эта цифра почти вдвое больше, чем в 1989 г. Доля людей неверующих и равнодушных к вере колеблется в зависимости от региона и типа выборки, в среднем составляя около 20%. Последняя цифра крайне мала для страны, в которой атеизм семь десятилетий был активно и принудительным образом насаждаемой религией [1, c. 415].
Россия возрождается как многоконфессиональная страна, но прежде всего как христианская цивилизация, особая роль в развитии которой принадлежит Русской Православной Церкви (РПЦ), оказавшей огромное влияние на становление российской государственности, культуры и специфически российского, во многом альтернативного западному, образу жизни.
В рамках социологии
религии можно выделить две классические
альтернативные концепции. Первая из них
– марксистская, трактующая религию
как социальный феномен, воздействующий
на людей подобно любому другому
социальному институту. Причем это
воздействие не прямое, а опосредованное
общественными отношениями, которые
религия не создает, а лишь интерпретирует,
оправдывая или осуждая. Главная
функция религии –
Гос-во:
На современном этапе развития российского общества, когда практически не сформировалось многосубъектное гражданское общество историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо?го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в т.ч. принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. "Оно декларировало общенациональные ценности, и качество и сообразно этому определяло меру и формы реального участия населения в политической жизни, что всегда осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата. Характерной особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно подавляло политическую субъективность человека - нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной России задача построения социального государства равносильна задаче по сохранению и последующему укреплению самой государственности.