Основные социальные парадигмы в контексте истории социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:39, практическая работа

Краткое описание

Задание 2.1. Предыстория появления социологии.
Задание 2.2. Становление социологии, как науки.

Задание 2.3. Классический этап развития социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар по общей социологии №2.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

                                    Мартынова И.Г.  (102 группа)

                              Семинар №2

Основные социальные парадигмы в контексте истории  социологии. 
 
 

Задание 2.1. Предыстория появления  социологии.

      В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон)

Средние века

Человек выступает  как гражданин мира, речь идет о  человечестве в целом. Мир — это большое государство. Человечество в нём едино. Доминировала идея регресса: человек изначально грешен.

Эпоха Возрождения

Начали появляться утопические идеи: Томас Мор (1478—1538), Томмаса Кампанелла (1568—1639), Френсис Бэкон (1561—1626). Макиавелли знаменует переход от социального утопизма к политическому реализму. Создал теорию разделения государства и гражданского общества.

Новое время

Томас Гоббс (1588—1679) создал понятие общественного договора. В его труде Левиафан осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти.

Джон Локк (1632—1704) Естественное состояние по Локку — это равенство, где господствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естественность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.

Тюрго (1727—1781) создал идею социального прогресса, далее она разрабатывалась Кондорсе (1743—1794). Прогресс — основной закон жизни человечества. Все ведет к прогрессу. Разные народы по-разному развиваются, так как в них разное количество талантливых людей. Просвещение ведет к прогрессу. Скорость прогресса зависит от обстоятельств.

 

           Социально-философские предпосылки появления социологии.

Платон – идеализм.

Справедливое  государственное устройство по Платону  подразумевало разделение на три лишенных собственности сословия: 1) мудрецы и философы (старше 50 лет); 2) воины; 3) ремесленники и крестьяне.

Разделение формы правления на правящие (мудрецы и философы) и не правящие. Справедливыми считается – монархия и аристократия. Тингократия (власть воинов), олигархия, демократия (считал худшим явлением), тирания – несправедливые.

Основной трактат  «Государство».

Аристотель – Так же считал справедливыми монархию и аристократию. Основой государства видел семью: муж, жена, дети и рабы. Считал, что средний слой населения должен быть многочисленным.

Дал определение  личности – общественное, политическое и социальное животное.

Никколо Макиавелли (1469-1527) – Описывал принципы создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха. Труд: «Государь».

Джамбаттиста  Вико (1668-1744) – позиция «гражданского мира», полностью сотворенного людьми.  
 

    Социально-экономические предпосылки появления социологии.

  1. Произошел промышленный переворот (Великобритания 1760)
  2. Переход от ручного труда к машинному.
  3. Появление нового типа социальных отношений, основанных на наемном труде.
  4. Появились классы буржуазии и наемных рабочих.
  5. Произошла резкая урбанизация. В города хлынуло огромное количество маргиналов.
 
 
 

        Социально-политические предпосылки появления социологии.

  1. Великая Французская революция (1789-1793) – буржуазно-демократическая.
  2. Появление новых понятий: права человека, свобода, парламентаризм.
 
 
 

Задание 2.2. Становление социологии, как науки.  

Первая половина  XIX века.

Социология выделилась из философии. Социология перестала  носить исключительно                         абстрактный характер. Предложен новый метод изучения общества.

О. Конт (1798–1857)

1) Позитивизмнаправления в философии, теоретические предпосылки которого были сформулированы Сен-Симоном. Любое гуманитарное знание уподобить точным наукам. Основная цель позитивизма – получение объективных знаний.  
«Курс позитивной социологии»

2) Разработана теория прогресса общества – закон 3-х стадий, отличающихся между собой способом познания: 

             Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.

Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.

Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

           Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.

        Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным. 

 
3) Разработана классификация наук в соответствии с методами познания, при помощи которых должно изучаться и общество. 
                                                Статика(реальность)

                                              Динамика(изменение объекта) 
         Математика(логика) 
         Механика(наблюдение) 
         Астрология(наблюдение) 
         Физика(эксперимент наблюдение) 
         Химия(наблюдение эксперимент классификация) 
         Биология(см.химия + сравнение) 
         Социология (см.биология + исторический метод)
 

  1. При рассмотрении конкретной структуры общества О. Конт исходит из семьи, которую он считал основным элементом социальной структуры. В ней человек живет как спонтанное социальное существо; семья представляет естественное состояние его социальности, и в ней господствуют отношения, которые можно считать естественной основой всех отношений в обществе.
 
 
 

    Г. Спенсар (1820–1903)

1) Основываясь на теории Дарвина об эволюции человека, основал теорию социальной эволюции. Спенсер считал, что эволюция любого организма:

                   1) тесно связана с его приспособлением к среде, т. е. в случае с обществом, к природе;

                   2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.

Изменение общества, его постепенная дифференциация являются проявлением социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и развития, но и состояние относительной стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура общества для Спенсера та, в которой выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.

Спенсер выделял  два типа общества:

                1) военное, т. е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле;

                 2) индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.

2) Основоположник теории структурного функционализма. Любой социальный объект является системой и состоит из элементов находящихся во взаимосвязи. Каждый элемент выполняет свою функцию.

    3) Типология общества в зависимости от степени дифференциации и интеграции : простое и совершенное.

    4) Ввел в социологию  родовые понятия:

          Социальная  система - целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.

      Социальная  структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

      Социальный  институт - внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

  1. Органическая теория - общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность, возможно, понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

Государственная власть - это господство целого над  своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. 

Задание 2.3. Классический этап развития социологии.

К. Маркс (1818-1883)

1)  Разработал  теорию прогресса, основанную  на теории «общественно-экономических  формаций»

ОЭФ - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.

2) Классовая теория  – за основу взято разграничение работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Опираясь на это разграничение, он описывал производственные отношения. Производственные отношения отражают существующее разделение труда, определяются уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации фактически строятся на противопоставлении двух классов. Но это не значит, что структура общества двоичная, часто структура реального общества включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавших форм общества.

3) Определяющим  фактором развития общества является материальное производство.

4) Основал теорию  социальных конфликтов, как двигателя  общественного прогресса. 

5) Теория коммунизма  – утопия. 

М. Вебер (1864–1920)

1)  Основатель  «понимающей» социологии – задачей  является изучение и понимание мотивов поведения индивидов.

2) Парадигма социального  движения – активность индивида соответствующая:

Информация о работе Основные социальные парадигмы в контексте истории социологии