Основные социологические идеи теории О. Конта и Г. Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

В рамках данной контрольной работы в первом вопросе необходимо подчеркнуть роль О. Конта как основателя социологии - самостоятельной и целостной науки об обществе, как создателя нового направления. Вспомнить, что означает позитивизм в науке. Раскрыть общие контуры новой науки, предмет и методы исследования, классификацию наук и место в ней социологии. Проанализировать «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества» О. Конта и выводы, вытекающие из этого закона. Изложить взгляд О. Конта на проблемы гармонии и согласия в обществе. Оценить вклад О. Конта в разработку понятийного аппарата социологии. Отметить, что О. Конт говорил о промышленном обществе как воплощении социального прогресса.
Во втором вопросе требуется охарактеризовать вклад Г. Спенсера в социологию, как выглядит его органическая теория и почему она так называется. Следует проследить причины и характерные черты распада, выдвинутые Г. Спенсером. Можно проследить актуальность проблем распада общества.
В третьем задании предлагается прокомментировать отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля и ответить на вопросы: можно ли согласиться с автором; есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных О. Контом, и указать, какие это методы.

Содержание

Введение
1. Основные социологические идеи позитивистской теории О. Конта.
2. Эволюционная социология Герберта Спенсера.
3. Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит в истине и глубине понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания».
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 224.35 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ВСЕРОССИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(ВЗФЭИ)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

 

Вариант 3

 

 

                                                                       

 

 

 

                                                                             Выполнил: студент 1 курса

                                                                                      бакалавр  экономики

                                                                                      факультет  ФК

                                                                                      группа  вечерняя

                                                                           Рогова Ангелина Константиновна

                                                                                      № л/д 11флб01129

                                       

                             

                                           

 

 

                                                                         Преподаватель: Бормотов И.В.

 

                                               

                                                      

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2012 г

Содержание

Введение

1. Основные социологические  идеи позитивистской теории О.  Конта. 

2. Эволюционная социология  Герберта Спенсера.

3. Прокомментируйте отрывок  из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит в истине и глубине понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания».

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  В рамках данной  контрольной работы в первом  вопросе необходимо  подчеркнуть  роль О. Конта как основателя социологии  - самостоятельной и целостной науки об обществе, как создателя нового направления. Вспомнить, что означает позитивизм в науке. Раскрыть общие контуры новой науки, предмет и методы исследования, классификацию наук и место в ней социологии. Проанализировать «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества» О. Конта и выводы, вытекающие из этого закона. Изложить взгляд О. Конта на проблемы гармонии и согласия в обществе. Оценить вклад О. Конта в разработку понятийного аппарата социологии. Отметить, что О. Конт говорил о промышленном обществе как воплощении социального прогресса.

  Во втором вопросе требуется охарактеризовать вклад Г. Спенсера в социологию, как выглядит его органическая теория и почему она так называется. Следует проследить причины и характерные черты распада, выдвинутые Г. Спенсером. Можно проследить актуальность проблем распада общества.

  В третьем задании  предлагается прокомментировать отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля и ответить на вопросы: можно ли согласиться с автором; есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных О. Контом, и указать, какие это методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные социологические  идеи позитивистской теории О.  Конта. 

  Французский ученый  Огюст Конт стал основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Значение социологии  Конта определяется прежде всего тем, что он впервые обосновал закономерный характер развития истории, необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития, определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдения, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества. [4].

  Свою философию и социологию ученый назвал "позитивными".

Позитивизм в науке  означает философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм - подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук. [5].

   Позитивная наука направлена на познание всеобщих законов, а социология как позитивная наука - на познание законов общественной жизни. [2, с. 7].

  О. Конт разделил все науки на два класса: основные (абстрактные) и второстепенные (конкретные). Под основными науками понимают те, что открывают и изучают всеобщие законы, регламентирующие протекание классовых явлений, а второстепенными называют науки, которые занимаются приложением этих законов к изучению отдельных явлений. Отличительной чертой каждой науки выступает ее специфический метод. Для социологии таким является исторический метод.

  Философ классифицировал науки и их методы следующим образом:

  - абстрактные (математика, логика)

  - конкретные (геометрия, механика): наблюдение

   - астрономия: наблюдение

  - физика: наблюдение, эксперимент

  -  химия: наблюдение, эксперимент, классификация

  - биология: наблюдение, эксперимент, классификация, сравнение

  - социология: наблюдение, эксперимент, классификация, сравнение,   исторический метод. [2, с. 8].

  Исходя из этого,  можно отметить, что социология  по Конту отражает высшую ступень  развития позитивных наук, для  занятия которой необходимо усвоить  методы всех предыдущих наук.

  Кроме того, О. Конт подразделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику.

  Социальная статика изучает естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества. К ней можно отнести семью (ячейку общества), географическую среду, общественное разделение и интеграцию труда,  образующие структуру общества. Предметом социальной статики является изучение социальных институтов и их взаимоотношений. С социологической точки зрения Конт выделяет в человеке соотношение эмоциональных и интеллектуальных черт. Так, в обществе существует социальная иерархия, основанная на разделении труда, где правительство находится на вершине социальной пирамиды. [3, с. 18].

  Социальная динамика рассматривает естественные причины и законы общественного развития. Именно социальная динамика в полной мере использует исторический метод как специфический метод социологии, показывая с его помощью относительность каждого текущего состояния общества. [2, с. 9]. Здесь Конт выступает представителем эволюционного направления в социологии. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет в направлении от военного к индустриальному типу общества, которое базируется  на промышленности, на проникновении позитивной науки во все сферы экономики, на урбанизации населения.

  В сочинении "Система позитивной политики" ученый представляет общество в виде своеобразного организма, который состоит из частей, находящихся в постоянном равновесии. Эволюция же этого организма заключается в функциональной специализации структур и их подгонке друг  к другу. Люди понимают друг друга, потому что их ум устроен одинаково. Это и создает единство человеческого общества. [3, с. 19].

  Что касается становления промышленной цивилизации, то  О. Конт рассматривал ее как системный технолого-экономический процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. [2, с. 9].

   Центральным звеном  философско-социологических взглядов  Конта является открытый им  «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и общественное сознание в целом прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Так, на теологической (фиктивной) стадии все происходящее объясняется действием сверхъестественных сил, т. е. в общественном сознании доминирует религиозная мифология. Человек стремится к абсолютному познанию поражающих его воображение явлений  и в конечном счете объясняет их действием абсолютных сверхъестественных сил. В конце теологической стадии происходит переход к монотеизму (единобожию), а место религиозного воображения начинает занимать знание, основанное на опыте. Как  отметил  Конт, теологическое видение мира было необходимо для "постоянного  почитания моральных и политических идей ", т. е. вопросы морали и политики решались на базе религиозного сознания. [1, с. 33].

  На метафизической  (абстрактной) стадии доминирует  абстрактное, схоластическое мышление, далеко отстоящее от реальности. [2, с. 7]. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых якобы являются предметы внешнего, в том числе социального мира. "Общей сущностью" назывались природа, космос, материя, дух как источники всех телесных и духовных  явлений . Данный метод, ориентирующийся на  познание реальных явлений, упрощал теологию и постепенно разлагал её, но в то же время не позволял окончательно избавиться от мифов. [1, с. 33].

  Высшей стадией эволюции является позитивная  (научная) стадия. Она основывается на наблюдении реальных фактов и явлений и их разъяснении с помощью разума. [2, с. 7]. На этой стадии теологический и метафизический подходы к миру все больше сменяются открытием и исследованием его законов. Конт говорил, что истинная наука сочетает в себе наблюдение и предвидение , которое составляет  главную черту положительной философии. [1, с. 34].

   Таково учение  Конта  об интеллектуальной  эволюции человечества.

    Не менее важное  значение имеют взгляды Конта  на проблемы гармонии и согласия  в обществе. Философ утверждал, что гармония в обществе - это гармония между целым и частями социальной системы, а также согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества (политической, экономической, духовной и др.), а достигнуть её можно с помощью науки, которая должна найти нужный механизм  взаимодействия между всеми частями общества. Кроме того, гармония в обществе - это наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев. Так, значение политической власти состоит в том, чтобы мудро согласовывать интересы социальных субъектов. В этом Конт видел главное достоинство политиков. Так же гармония в обществе - это основное условие его стабильности и возможность нормального развития  в нем  каждого народа и каждого человека. [1, с. 35].

    Взгляды  Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильности, на роль политиков в согласовании интересов различных социальных групп весьма актуальны в настоящее время. Положения социологии  ученого помогают лучше осмысливать современные проблемы общественного развития, поэтому учение О. Конта является важным достоянием современной социологии. Таким образом, О. Конт является основоположником социологии, потому что он впервые предложил систематику наук и место в ней социологии как высшей формы науки; обосновал внутреннюю структуру социологии, выделив социальную статику и социальную динамику; применил социологическую науку для обоснования социальных реформ.

 

2. Эволюционная  социология Герберта Спенсера.

  Герберт Спенсер - английский философ и социолог, ставший продолжателем позитивизма О. Конта. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. В сочинении "Система синтетической философии" он подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Его органическая теория общества  и понимание социальной эволюции раскрываются в  сочинении "Научные, политические и философские опыты". [1, с. 36].

   Согласно данной теории общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет организм, подобный живому, развиваясь, главным образом по биологическим законам.[3, с. 21].

Обосновывается этот подход с помощью следующих доказательств:

   1)Как живые организмы,  так и любые общества  в процессе  их роста и развития увеличиваются  в своей массе.

   2) И те и другие  усложняются.

   3) Их части приходят во всю большую зависимость друг от друга.

   4) И те, и другие  продолжают жить как целые,  хотя составляющие их единицы  постоянно появляются и исчезают.[1, с. 37].

  Приведенные доказательства опираются на естественные обстоятельства  и не принимают во внимание специфические социальные качества общества.

 В тоже время Спенсер видел различия биологического и социального организма. В биологическом организме все части неразрывны, а в социальном они  образуют дискретное (состоящее из отдельных частей с общим назначением ) целое. В таком организме части - люди - свободны и рассеяны. Способность чувствовать в биологическом организме сосредоточена в одной части, общественное же сознание разлито по всему организму. Кроме того, в живом организме части существует ради целого, в обществе же благо общества существует для его членов - людей. [3, с. 22.].

 Социальные организмы являются вершиной природной эволюции.

Спенсер отметил, что каждый социальный организм состоит из трех основных органов или систем:

Информация о работе Основные социологические идеи теории О. Конта и Г. Спенсера