Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 19:08, дипломная работа
Целью данной курсовой работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования.
Задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- рассмотреть отличия новой пенсионной системы от старой;
- изучить деятельность пенсионного фонда РФ и непенсионных фондов;
- оценить состояние пенсионной реформы в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации и пенсионная реформа: становление и задачи. 5
1.1. История возникновения и эволюции пенсионного страхования в России.. 9
1.2. Развитие Пенсионного фонда в Российской Федерации . 12
1.3. Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы 16
1.4. Необходимость проведения пенсионной реформы. 19
Глава 2. Анализ финансовой деятельности Пенсионного фонда России.... 24
2.1. Исторические особенности развития финансовой деятельности Пенсионного фонда 24
2.2. Характеристика деятельности Пенсионного фонда на финансовом рынке 26
Глава 3. Состояние и перспективы развития пенсионной системы и Пенсионного фонда России.... 29
3.1. Оценка эффективности пенсионной системы в текущее время 29
3.2. Изъяны пенсионной реформы и её дальнейшее развитие 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложение 1 45
Как отмечалось выше, согласно новой конструкции реформы при периоде отчисления страховых взносов не менее 30 лет, размер пенсии составит 40% от заработка, с которого уплачивались взносы. Максимальная величина этого заработка ограничена размером 415 тысяч рублей в год. Следовательно, для работников, чья заработная плата превышает эту сумму, размер пенсии не обеспечит минимальные стандарты относительных размеров пенсии для «типичного получателя», установленные Европейским Кодексом Социального Обеспечения. Нормы Кодекса приняты Европейской Социальной Хартией и подписаны РФ в 2000 году.
С 2005 года величина ПМ в целом по РФ определяется на основании потребительской корзины. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в соответствии с методологическими рекомендациями для основных социально-демографических групп населения определяется (среди прочего) с учетом: «фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных- товаров и услуг в малоимущих семьях…; минимальной обновляемости,- минимального разнообразия, низкой розничной цены, доступности товаров…; финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях…».
Другими словами, ПМ позволяет нашим гражданам удовлетворить лишь самые насущные потребности и определяет границу абсолютной бедности человека. Спикер Совета Федерации С. Миронов считает, что «прожиточный минимум надо рассчитывать не как «продуктовый набор», без которого не выжить, а как гарантированный социальный стандарт потребления». Таким стандартом по мнению директора Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) В. Бобкова является восстановительный потребительский бюджет (ВПБ). В отличие от ПМ он является бюджетом простого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил человека, социального и физического развития детей и подростков, поддержания активного социального и физического состояния пенсионеров. По расчетам ВЦУЖ восстановительный потребительский бюджет в 2,5 - 3 раза больше ПМ. Полностью разделяю эту позицию. Именно ВПБ и должен лежать в основе государственных гарантий пенсионерам и обеспечиваться трудовыми пенсиями. Тогда 2-х – 3-х кратное превышение средней пенсии над ВПБ будет свидетельствовать о стабильности и процветании России.
Правительство в конце апреля этого года внесло в нижнюю палату два законопроекта с предложениями, коренным образом меняющими российскую пенсионную систему. А в мае эти документы поступили в Комитет ГД по труду и социальной политике. Правительство предлагает с 1 января 2011 года установить единые тарифы страховых взносов для всех работодателей: в Пенсионный фонд - в размере 26 процентов, Фонд социального страхования - 2,9 процента и фонды обязательного медицинского страхования - 5,1 процента. В 2010 году величина страховых взносов в эти фонды будет сохраняться в размерах действующих ставок единого социального налога. То есть 20 процентов, 2,9 процента и 3,1 процента соответственно.
Другая принципиальная новость - во втором правительственном законопроекте. Она связана уже непосредственно с пенсиями. Вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер как составная часть страховой части трудовой пенсии, которая также будет индексироваться. С 1 января 2015 года величину фиксированного базового размера предполагается увеличивать на 6 процентов за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет. В законодательство вводится понятие "минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан". И с 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров в виде дополнительного материального (социального) обеспечения и ежемесячной денежной выплаты не может быть меньше прожиточного минимума российского пенсионера. В законопроекте предполагается с 1 января 2010 года всем пенсионерам повысить трудовые пенсии, при определении размеров которых применяется механизм денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года. Предусматривается увеличить расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц на 10 процентов и, сверх того, на один процент за каждый год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Основной смысл пенсионной
реформы - повышение зависимости между зарплатой,
которую человек заработал за свою трудовую
жизнь, и размером его пенсии. Считается,
что пенсия - это страховка от потери трудоспособности
(отсюда термин «пенсионное страхование»).
Чем больше человек зарабатывал, тем больше
он теряет при наступлении страхового
случая (утрате трудоспособности из-за
старости или из-за инвалидности). Поэтому
пенсия должна больше зависеть от зарплаты,
чем сейчас. Основное содержание пенсионной
реформы - переход от распределительной
системы к системе распределительно-
1. Базовая пенсия - гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы, (в настоящее время в соответствии с законом «О трудовых пенсиях» ее размер составляет 1950 руб. для большинства пенсионеров и увеличивается при наличии иждивенцев, а также по достижении 80-летнего возраста и по инвалидности 3 степени ОСТД). Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума;
2. Страховая пенсия – дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека, рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 г., определенным образом рассчитывается «начальный» пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;
3. Накопительная пенсия - образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе, это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.
Основные различия между старой пенсионной системой и новой:
- в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;
- новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
- новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой, она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России, и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
- новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;
- в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий; отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.
С 2010 года в российской пенсионной системе произойдут корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.
В заключении следует отметить, то в настоящее время все работающие подлежат обязательному пенсионному страхованию согласно Закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации». Плата на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Список нормативных актов и использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сведения о численности пенсионеров и средних размерах их пенсий по состоянию на 1 марта 2009 года
Категории пенсионеров |
Численность пенсионеров на 1.03.09, тыс.чел. |
Средний размер пенсии на 1.03.09, руб. |
Всего пенсионеров |
38650 |
4741 |
Получатели трудовых пенсий |
35758 |
4842 |
из них: |
||
по старости |
30236 |
5104 |
по инвалидности |
3839 |
3657 |
по случаю потери кормильца |
1683 |
2841 |
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению |
2892 |
3483 |
из них: |
||
пенсии военнослужащих и их семей |
64 |
4552 |
Социальные пенсии |
2516 |
3260 |
Справочно: |
||
Инвалиды вследствие военной травмы, получающие две пенсии |
149 |
12257 |
Участники ВОВ, получающие две пенсии |
344 |
12141 |
Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии |
37 |
9341 |
Родители погибших военнослужащих, получающие две пенсии |
42 |
8566 |
1 Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика – 1996 г. – 336 с.: ил.
Информация о работе Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы