Основные этапы развития социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:30, реферат

Краткое описание

Вызванная социально-исторической реальностью интеллектуальная потребность в ориентации на научно-рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым, предрасположенность к точному, практичному пониманию жизни, какой она представляется строгому наблюдателю, привели к тому, что социология в России возникла именно в традиции позитивизма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Зарождение социологии (1869-1890)..............................................…....4
1.1 Социологические теории народников ……………………...……..…4
1.2 Субъективная школа ……………………………………………….....5
1.3 Натуралистическое направление……………………………….…….6
1.4 Органицизм…………………………………………………………….6
1.5 Психологическое направление……………………………...………..7
1.6 Плюралистическая школа Ковалевского………………...…………..7
1.7 Ортодоксальный марксизм………………………………...…………8
Глава 2. Социология в период с 1890 г. по середину ХХ века….……….….…9
2.1 Неокантианство…………………………………………………….….9
2.2 Неопозитивизм ………………………………………………………..9
2.3 Основные направления социологической науки…………….…......11
2.4 Развитие марксистской социологии…………………………….…..12
2.5 Становление социологических исследований………………….…..13
Глава 3. Социология с 1960 по настоящее время………………………….…..14
3.1 "Второе рождение социологии"………………………………....…..14
3.2 Развитие специальных социологических теорий и исследований..14
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы……………………………………….…..19

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

В сфере социологии труда  и промышленной социологии большой  интерес представляют следующие работы: Давыдов "Труд и свобода", Подмарков "Разделение труда и прогресс личности", "Социальные проблемы организации труда", "Введение в промышленную социологию. Социальные проблемы социалистического промышленного производства".

Изучению социальной структуры  общества много внимания уделяли: Шкаратан "Изменения в социальной структуре  рабочего класса СССР 1917-1965 гг. (Историко-социологическое  исследование)", Подмарков, Сиземская "О профессиональной структуре  советского общества", Лапин, Колбановский "Взаимовлияние социальной структуры  общества и промышленного предприятия  в условиях научно-технической революции".

Образ жизни в своих  работах рассматривали: Безруков "Социальный облик колхозной молодежи: По материалам социологических исследований 1938 и 1969 гг.", Бестужев-Лада "Советский образ жизни, формы и методы его пропаганды", "Современные концепции уровня, качества и образа жизни", "Социология образа жизни".

Проблемы рабочего и внерабочего  времени рассматривались в следующих  работах: Грушин "Свободное время. Величина. Структура. Проблемы. Перспективы", "Свободное время. Актуальные проблемы", Зборовский, Орлов "Досуг: действительность и иллюзии. Проблемы свободного времени  в марксистской и буржуазной социологии", Швецов "Рабочее и свободное  время: Методы анализа, планирования, регулирования".

Развитию социологии семьи  много внимания уделили следующие  ученые: Харчев "Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования", Харчев, Голофаст "Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии семьи", Сысенко "Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия", Голод "Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты".

В сфере социологии личности наиболее значимыми являлись работы: Кона: "Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", также в этой сфере много сделали Харчев, Левада, Ольшанский.

Рассмотрение проблем  образование и культуры нашли  свое отражение в таких работах: Шубкин "Духовный мир советского рабочего (опыт конкретно-социологического исследования), Коган "Некоторые  методологические принципы планирования духовной культуры при социализме", "Молодой рабочий и культура", Куклин "Введение в социологию искусства", Гуров "Социология образования: конспект лекций".

Уделялось внимание и изучению общественного мнения: Грушин "Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования", Сафаров "Общественное мнение и государственное управление", Тощенко "Пресса и общественное мнение".

По итогам проведенных  исследований вышел ряд обобщающих трудов: "Марксистская и буржуазная социология сегодня", "Социология и современность", "Социология и проблемы социального развития", Осипов: "Теория и практика социологических  исследований в СССР".

Ряд интересных работ, посвященных  истории социологии, вышел в последнее  время: Капитонов "История социологии", "Борисова "История русской  социологии: Лекции", Медушевский "Очерки по истории теоретической социологии XIX – начала XX века".

Критика современной буржуазной социологии нашла место в работах  многих авторов: Асеев, Кон "Основные направления буржуазной философии  в социологии XX века", Андреева "Современная буржуазная эмпирическая социология (Критический очерк)", Попов "Критика современной буржуазной социологии".

В последние годы в связи  с включением социологии как обязательной дисциплины в учебные планы вузов  наладился выпуск разнообразной  литературы по социологии, начали издаваться различные справочники, значительно  облегчилось знакомство с западной социологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

       Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Социология, под. Ред.  Лавриненко В.Н., Юнити – Москва, 2010 г.

2. Социология, Кравченко С.А., Экзамен – Москва, 2009 г.

3. Социология социальных изменений, Штомпка П., Москва, 2006 г.

4. Что такое личность, Ильенков И.В., Москва 2011 г.

5. http://www.yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные этапы развития социологии в России