Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:47, реферат
Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума. Западноевропейская цивилизация дала толчок не только для осмысления нужд личности, но и выработала принципы помощи и поддержки нуждающихся. Христианская парадигма знания предложила свои подходы к социальному равенству, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. Впоследствии они претерпевают изменения, постепенно уступая место светским концепциям.
2. Этапы становление социальной работы в России
2.1 Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности 12-13в.
2.2 Период церковно – государственной помощи- с 14в. по вторую половину 17в.
2.3 Период государственного призрения со второй половины 17в. по вторую половину 19в.
2.4 Новые подходы в развитии российской благотворительности в XIX веке.
2.5 Развитие концепций благосостояния в России в ХХ веке
2.6 Период социальной работы – с начала 90-х годов
3. Российская благотворительность в наше время
4. Выводы
5. Список литературы.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Очно-заочное отделение
Специальность «Социальная работа»
Гр 11/291в
РЕФЕРАТ по предмету
«Теория социальной работы»
ТЕМА
«Основные этапы формирования в России исторических форм социальной поддержки и защиты»
Выполнил:
Семенова Елена Владимировна
Проверил:
Фатеева Татьяна Николаевна
подпись___________________
Оглавление
1. Введение.
2. Этапы становление социальной работы
в России
2.1 Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности 12-13в.
2.2 Период церковно – государственной помощи- с 14в. по вторую половину 17в.
2.3 Период государственного призрения со второй половины 17в. по вторую половину 19в.
2.4 Новые подходы в развитии
российской благотворительности
2.5 Развитие концепций благосостояния в России в ХХ веке
2.6 Период социальной работы – с начала 90-х годов
3. Российская благотворительность в наше время
4. Выводы
5. Список литературы.
1. Введение
Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума. Западноевропейская цивилизация дала толчок не только для осмысления нужд личности, но и выработала принципы помощи и поддержки нуждающихся. Христианская парадигма знания предложила свои подходы к социальному равенству, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. Впоследствии они претерпевают изменения, постепенно уступая место светским концепциям.
Многие источники по истории социальной работы называют началом ее в России лишь конец 1990-х гг., когда нашу страну посетил президент Международной ассоциации социальных работников, но оказание социальной помощи нуждающимся в России имеет давние традиции.
Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. В те времена был широко распространен обычай общественной коллективной помощи, который заключался в том, что на различные работы приглашались соседи, причем «не за плату, а за угощение». К примеру - строительство нового дома, моста, ремонт ветхого жилья и сельскохозяйственные работы. В первую очередь помощь оказывалась вдовам и сиротам. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни.
Для российской истории характерны причудливое сплетение традиций общинного самоуправления, совместной организации жизни крестьян и крайних форм крепостничества, самодержавное правление и извечная тяга к воле, последовательная централизация и устойчивое существование сообществ казачьей и беглой вольницы на окраинах огромного государства, религиозность и свободомыслие. Все это при разнообразии природно-климатических и хозяйственно-экономических условий жизни породило немало противоречивых форм социальной жизни и еще более противоречивых ее оценок, воззрений на то, как надо жить, какими средствами защищаться, поддерживать слабых и убогих.
Достаточно сильна и длительна была традиция упования на благодетельное вмешательство царя-батюшки, доброго барина, на милосердие и благотворительность. Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм — эти социальные идеи и вытекающая из них практическая деятельность, зародившись в XIX в., во многом определили судьбу России в XX в.
2. Этапы становление социальной работы в России
2.1 Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности 12-13в.
Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают как бы два этапа своего становления.
Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.
Второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.
Простейшие виды благотворительности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих.
Официальным началом является договор 911г. князя Олега с греками, это был первый официальное свидетельство заботы государства о тех гражданах, которые в этой заботе нуждаются. Основным видом социальной помощи было осуществление княжеской благотворительности, поскольку в годы становления Киевской Руси благотворительность была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, по мнению многих историков, стало принятие христианства в 988г., призывавшего людей к любви и милосердию. Оформление идей Помощи, поддержки и защиты в древности связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему. Среди заимствованной литературы переводились прежде всего тексты из Библии, а также сочинения нравоучительного содержания, принадлежавшие Отцам Церкви. Особое распространение получили труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Федора Студита, Иоанна Дамаскина, Афанасия Александрийского и других представителей «нравоучительной литературы». Работы мыслителей Церкви оказали большое влияние на становление общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения.
В этот период общественная помощь нуждающимся (постройка жилищ, выкуп пленных, обучение ремеслу и т.п.) не преследовала целей изменения устройства общества, однако она имела огромное воспитательное значение для формирования нравственного потенциала, который сохранялся многие годы в России.
Исходя в своей
Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах – все эти имена связаны со становлением «призрения» - системы социальной помощи. Владимир Красное Солнышко, почти сразу после крещения, занялся богоугодными делами: строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основой научного знания, книжного дела; основывал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения России. Он проявил рвение к устройству церкви, а также к благотворительности, чем заслужил безмерную любовь народа. Христианское учение так повлияло на Владимира, что Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мог прийти за помощью на его двор. Князь велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим и убогим. В лице Владимира объединилась личная и государственная благотворительность. Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав (Мудрый), который основал училище на 300 человек. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов — «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычайно для молодых государств Европы, «Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов.
Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, в написанных им «Поучении» своеобразно интерпретируется известная сентенция Григория Богослова: «Ибо ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение; хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше, сообразно с своими силами». Ее переосмысление происходит в контексте тематики о богоустановленности власти и необходимости поддержания социально ущербных слоев населения. Владимир Мономах по-своему переосмысливает это положение применительно к убогим: «Всего же более убогих не забывайте, но, сколько можете, по силам кормите...» Он же написал такие слова, обращенные к младшему поколению « О, дети мои, Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет нас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время… Будьте отцами сирот, вдовицу оправдывайте сами; не дайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны».
Даниил Заточник продолжает тему ответственности власти перед нуждающимся ближним своим. В отличие от «Поучения» Владимира Мономаха, проблема ответственности и социальной справедливости рассматривается автором от лица нуждающегося, на основе основополагающего тезиса Священного Писания: «просящему у тебя дай, стучащему открой, да не отвергнут будешь Царствия Небесного». Он подтверждает необходимость милосердия к нуждающимся, видя в этом необходимый атрибут власти.
Милость князя — это помощь, вспомоществование, спасение человека от оков нищеты. Даниил Заточник показывает сущность нищеты, нищенства как явления, негативным образом влияющего на человека вообще и на его отношения с миром: тем самым власть имущий (князь) становится ответственным за ситуацию нуждающихся. Даниил Заточник усматривает сущность бедности не только в жизненной стратегии человека (бедному приходится существовать в постоянных мучениях на протяжении всей своей жизни), но и в фактах общественной патологии, ибо бедность тесно связана с «воровством», «разбоем», «распутством». В этом отношении Даниил Заточник отчасти переосмысливает теологический подход к нищенству как к святости, к бедности как к необходимому условию и атрибуту мирской жизни.
По мнению Даниила Заточника, князь должен быть подобен «грозе», которая выступает как принцип «самовластия», «дееспособности», несет в себе защиту и поддержку нуждающегося, «восстанавливает справедливость и пресекает беззаконие»
Благотворительные традиции, заложенные киевскими князьями, продолжили их преемники - московские цари. В этот период происходило становление русского государства. Средоточием социальной помощи являлись церкви и монастыри. Таким образом, в последующие годы общественная благотворительность постепенно перешла к институту церкви. Именно церкви и монастыри давали приют и помощь всем нуждающимся. Первичным состраданием к страждущему была личная милостынь Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Люди порой начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому «нищелюбу», чем нищему.
2.2 Период церковно – государственной помощи- с 14в. по вторую половину 17в.
Парадигма помощи и поддержки в XIV — первой половине XVII в. существенно изменяется. Для этого времени характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся:
1) монастырская система помощи,
2) государственная
система защиты (она вырастает
из традиций княжеского
3) первые светские
проявления благотворительности
Мысль о развитии государственной помощи были высказана царем Иваном Грозным (1533-1584гг.). В 1551 году в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы состоялось собрание высшего духовенства Русской православной церкви, получившее название Стоглавого собора. Оно высказывалось за то, чтобы размещать нуждающихся в специальных местах богадельнях, больницах, приютах для всех нищих и убогих. В 1682 г. был принят «Приговор», или решение церковного Собора, о призрении больных и нищих - «попечение о бедных признается делом общества, которое доставляет средства на него и в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует ими». Собор признает необходимым регулировать обязанности общества «мерами государственными, путем царского повеления или, иначе говоря, законом».
Уже в этот период, как можно видеть, возникает необходимость выделения «адресной» помощи нуждающимся (что сегодня составляет один из основных принципов социальной работы). Так, прокаженные и престарелые должны были быть устроены в богадельни, где могли получать пищу и одежду, «здравые» должны питаться по дворам. Именно в этот период благотворительность в России из общественного феномена стала переходить в объект государственного призрения. Но, естественно, о систематической законодательной деятельности в этой области тогда не могло быть речи.
2.3 Период государственного призрения со второй половины 17в. по вторую половину 19в.
Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645—1676) — Приказ строения богаделен. Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить какую-нибудь систему общественного призрения, а только усилением благотворительной деятельности как самого царя Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Земский сбор 1681 г. (царствование Федора Алексеевича) побуждает правительство подготовить в 1682 г. особый акт, открывающий новые подходы к общественному призрению. С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период их совместного правления в 1682 г., при регентстве Софьи, мероприятия по искоренению нищенства и призрения вновь приобретают актуальность.
Общественное призрение оформилось в некоторую систему при Петре I, который, подробно останавливался на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой; указывал на предупреждение нищеты как лучшего способа борьбы с ней; выделял из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории; принимал меры по урегулированию частной благотворительности, определял организационную помощь обществу, создавая органы призрения. Им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения: