Основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:05, реферат

Краткое описание

Целью работы является проанализировать современные принципы социального государства и рассмотреть влияние их на современное российское общество.
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
1. Определить социальное государство, его сущность и сформулировать понятие
2. Выделить современные принципы социального государства

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть.
Сущность понятия социального государства
Принцип социальной справедливости
Принцип индивидуальной социальной ответственности
Принцип социальной солидарности
Принцип социального партнерства
Принцип социального равенства
Принцип социальной компенсации
Принцип социальных гарантий
Принцип социальной поддержки
III. Заключение.
IV. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

основы соц государства.docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

I. Введение.

II. Основная часть.

  1. Сущность понятия социального государства
  2. Принцип социальной справедливости
  3. Принцип индивидуальной социальной ответственности
  4. Принцип социальной солидарности
  5. Принцип социального партнерства
  6. Принцип социального равенства
  7. Принцип социальной компенсации
  8. Принцип социальных гарантий
  9. Принцип социальной поддержки

III. Заключение.

IV. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

     Принцип социального государства  является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и  экономистов. Его анализу посвящено  немало публикаций, в которых рассматриваются  проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной  динамики, правового оформления принципа социального государства и его  соотношения с принципами государства  правового и демократического.

       В настоящее время принцип  социального государства признан  во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного  государства - наряду с его правовым, демократическим и светским характером. Вместе с тем размах и способы осуществления социальной политики государств постоянно меняются, сталкиваясь с различными вызовами и рисками и заставляя науку и практику находиться в постоянном поиске их совершенствования и оптимизации. Проблематика социального государства чрезвычайно актуальна для России. Действующая Конституция провозглашает нашу страну социальным государством (ст. 7). Но в силу ряда объективных и субъективных причин данное положение во многом остается лишь идеалом. Разработка теории социального государства чрезвычайно важна, поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабах способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными (и экономически, и психологически, и политически) могут быть как ее недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование.

       Целью работы является проанализировать современные принципы социального государства и рассмотреть влияние их на современное российское общество.

       Цель работы определила стоящие  перед нами задачи:

1.  Определить социальное  государство, его сущность и  сформулировать понятие

2.  Выделить современные  принципы социального  государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность понятия социального государства

Социальное государство – политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Процесс возникновения и становления  социального государства имеет  долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном – как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном – как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом – как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

  Конституция Российской Федерации  вкладывает в понятие социальное  государство то, что оно должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

      Существует несколько  моделей социального государства.

     Одна из них - либеральная  модель, в основе которой лежит  индивидуальный принцип, предусматривающий  личную ответственность каждого  члена общества за свою судьбу и  судьбу своей семьи. Роль государства  в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в  первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая  модель используется в США, Англии и  других странах.

     Другая модель социального  государства - корпоративная, которая  предполагает механизм ответственности  предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются  корпорацией социальные гарантии, включая  пенсионное обеспечение, частичную  оплату медицинских, образовательных  и других услуг. В основе социального  обеспечения лежат страховые  взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей. Наиболее распространенной моделью социального государства является модель, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.), которые играют, однако, вспомогательную роль.

     В Европе сложилось два  типа стран, принципиально различающихся  соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ. К первому типу относятся страны с социально ориентированной рыночной экономикой, где бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны и основными каналами перераспределения являются государственные частные (т.е. находящиеся под государственным контролем) социально-страховые фонды. К таким странам относятся Германия и другие государства.

     Ко второму типу относятся  страны так называемого рыночного  социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды  берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет (например, Швеция).

     Российская Федерация  провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической  и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества. Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:

  • экономическую свободу  человека и признание права  предпринимателей и их объединений,  лиц наемного труда и их  профсоюзов на тарифную автономию  на основе социального партнерства;
  • доверие к регулирующей  роли рынка через спрос, предложение,  ценообразование, конкуренцию, но  одновременно и ответственность  государства за игру рыночных  сил и создание условий для  упорядочения течения экономической  и социальной жизни, направленной  на обеспечение благополучия  своих граждан;
  • социальную справедливость  и солидарность общества, в том  числе путем налогового перераспределения  доходов от богатых к бедным  и загрузки трудоспособных, чтобы  помочь уже нетрудоспособным;
  • участие работников в  управлении производством и распределением, в общественной и государственной  жизни, развитие при этом различных  форм экономической демократии.

 

 Главная задача социального  государства - достижение такого общественного  развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный  минимум. Имеется в виду, что каждый взрослый должен иметь возможность  зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

     В Конституции Российской Федерации содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Хотя в (ст. 37) говорится о праве на защиту от безработицы.

 Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

 Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основные направления социальной политики:

– охрана труда и здоровья людей;

– установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

– обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

– развитие системы социальных служб;

– установление государственных пенсий, пособий;

– иные гарантии социальной защиты.

  Важнейшими общими принципами формирования и функционирования социальной политики можно считать:

  – принцип социальной справедливости;

  – принцип индивидуальной социальной  ответственности;

  – принцип социальной солидарности;

  – принцип социального партнерства;

  – принцип социального равенства;

  – принцип социальной компенсации;

  – принцип социальных гарантий;

  – принцип социальной поддержки.

 

Принцип социальной справедливости

    Признавая, что социальная политика  является важнейшей составляющей  частью деятельности общества  и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных  государств полагает в основу  своей деятельности или хотя  бы в основу своих политических  деклараций. Центральным из них можно назвать принцип социальной справедливости.

    Социальная справедливость является  общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие.

    Аристотель впервые проанализировал  представляющееся неустранимым  противоречие между двумя типами  справедливости в социальном  смысле: справедливость с точки  зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо  от их индивидуальных и социальных  различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типом справедливости.

    Каждый из них имеет в себе  определенное рациональное содержание  и те доводы в свою пользу, из-за которых уже две с половиной  тысячи лет человечество обсуждает их в теории и пытается воплотить на практике, но не в состоянии сделать решающий выбор между ними.

    Уравнительный тип справедливости  предоставляет людям одинаковые  возможности, что, безусловно, оправдано  в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость  одних индивидов, по сравнению  с другими, является объективной.  Однако, удовлетворяя основные потребности  личностей на единообразном уровне, она снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.

    Распределительная справедливость  воздает индивидам за успех,  тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие неблагополучных, социально ущербных индивидов и слоев вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных страт и представляет для них источник социальной напряженности.

    Как видно, общество не может  ни утвердиться в каком-либо  одном, наиболее удачном понимании социальной справедливости, ни отказаться от менее удачного. Выбор преобладающего варианта социальной политики зависит от социокультурного типа общества, традиций и обычаев страны или группы стран, уровня их социально-экономического и морально-психологического развития. Американский социолог Дж. Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам, и принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным. Д. Смит в обоснование положений, почему социальная справедливость не должна зависеть только от стихии рыночных сил, указывает также на обусловленные географией возможности регионального неравенства, которые не могут быть ни устранены, ни обоснованы морально или социально.

Информация о работе Основы социального государства