Основы социального прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 07:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты социального прогнозирования.
Задачи работы:
1) определить сущность;
2) охарактеризовать методы;
3) обозначить проблемы.
Объект работы - система реализации социального прогнозирования.

Содержание

Введение
Сущность социального прогнозирования ……………………….…3
Возникновение………………………………………………………....5
Понятийный аппарат……………………………………………….....7
Этапы………………………………………………………………….13
Базовые принципы……………………………………………………18
Методы социального прогнозирования ……………………………22
3. Проблемы социального прогнозирования в России…………………..25
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованной литературы………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курс прогноз.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

9. Проект системы. На  этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.

 

1.4 Базовые принципы

 

Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

К числу важнейших  из них относятся:

- выбор основных факторов  и элементов данной системы,  определение их роли и значимости  в социальной сфере;

- выявление на основе анализа  основных тенденций развития  исследуемых процессов (безработицы,  социальной защиты и т.д.);

- экстраполяция этих тенденций  на будущее;

- синтез этих будущих траекторий  в настоящих социальных процессах;

- интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;

- составление комплексного многоуровневого  прогноза как в целом, так  и по отдельным процессам и  направлениям;

- непрерывная корректировка прогнозов.

К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

а) глубину и объективность анализа;

б) знание конкретных условий;

в) оперативность, компетентность и  быстроту в проведении и обработке  материалов.

Особое значение в социальном прогнозировании  имеет информация, банк данных статистического  материала.

В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:

- восприятие социальных процессов  как объективной реальности;

- использование целостного, системного  подхода к исследованию;

- исторический детерминизм, т.е.  признание следственно-причинных обусловленностей данных процессов.

Базовые принципы социального прогнозирования:

1. Принцип “проживания”  обществом новых ценностных оснований  своей деятельности, своих норм  взаимодействия. Социальное прогнозирование по сути представляет собой процесс “проживания” обществом своих текущих проблем и “сегодняшних” интересов в системе ценностей гражданского общества в идеальном состоянии мыслительной деятельности. Разработка стратегического плана позволяет всем субъектам стратегического планирования опробовать нормы диалогового взаимодействия, осознать потребность в ценности свободы и терпимости, обрести первичный опыт гражданского взаимодействия.

2. Принцип саморазвития. Источником социального прогнозирования гражданского общества может быть лишь потребность самого общества в саморазвитии. Стратегический план это лишь условие развития сообщества, порождающее его гражданскую активность, но отнюдь не схема конкретной политической или экономической системы, заимствованной извне. Социальное прогнозирование предлагает лишь технологичные приемы, алгоритмы и формы организации процесса стратегического планирования, но содержание стратегического плана каждый раз формируется сообществом в меру его представления о своем желаемом будущем. Социальное прогнозирование это лишь условие развития, востребуемое только обществом открытым своему будущему.

3. Принцип социальной  ответственности. Социальное прогнозирование представляет собой процесс разработки новых коллективных норм и правил, не зафиксированных в существующем законодательстве. Способность субъектов социального прогнозирования самостоятельно соблюдать эти нормы и правила свидетельствует о сформированности правовой культуры личности, общества в целом, государственных структур.

4. Принцип социальной  компетентности. Социальное проектрование  базируется на формировании таких  качествах социальной компетентности  как критическое мышление, открытость, толерантность и плюрализм. Одновременно социальное прогнозирование предполагает способность членов сообщества выдвигать позитивные социальные инициативы и брать на себя ответственность за их реализацию. Показателем социальной компетентности является деятельность в обществе различных ассоциаций, фондов, общественных объединений, коммун и т.д.

5. Принцип непрерывного  образования широких слоев населения. Прогнозирование будущего - это ситуация, в которой человек ощущает огромную потребность в новых знаниях и умениях.

6. Принцип согласования  целей и баланса интересов  субъектов социального прогнозирования. Принцип предполагает готовность субъектов социального прогнозирования к согласованию на ценностном и технологическом уровнях своих целей и к созданию системы баланса интересов, выступающей основой и гарантом существования гражданского общества.

7. Принцип открытости  будущему. Он предполагает способность  субъектов социального прогнозирования к консолидации вокруг перспективных стратегических целей развития сообщества, и способность к выдвижению таких целей.

8. Принцип автономности  сообщества. Этот принцип в социальном  проектировании выделяет в качестве  проектируемой структуры отдельно  взятое сообщество. Сообщество может  представлять разные масштабы организации: сельский населенный пункт, малый город, крупный город, регион и т.д.

 

2. Методы социального прогнозирования.

 

Социальное прогнозирование  как исследование с широким охватом  объектов анализа опирается на множество  методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

Степень формализации в  методах прогнозирования в зависимости  от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.

 

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям прошлого.

Экстраполяционный метод  отличается многообразием – насчитывает  не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция –  проекция роста населения по данным прошлого – это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.

Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может  быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

Самый практикуемый метод  прогнозирования – экспертная оценка. По мнению Е.И. Холостовой, «экспертиза есть исследование трудно формализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Существуют такие сферы  социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это  касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния  либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд  обязательных положений, методических требований. Прежде всего – оценка исходной ситуации:

- факторы, предопределяющие  неудовлетворительное состояние;

- направления, тенденции,  наиболее характерные для данного  состояния ситуации;

- особенности, специфика  развития наиболее важных составных;

- наиболее характерные  формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые  осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению  тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные  информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется круг экспертов;

- выявляются проблемы;

- намечается план и  время действий;

- разрабатываются критерии  для экспертных оценок;

- обозначаются формы  и способы, в которых будут  выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый  стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Итак, социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.

 

3. Проблемы социального прогнозирования в России

 

Конкретные социальные проблемы определяются особенностями развития мировых социальных систем общественно-экономических формаций. Эти процессы происходят ныне в условиях научно-технической революции ее социально-экономических последствий. Они и определяют общую проблематику социологических исследований: наблюдаемые, ожидаемые и желательные изменения в системе социальных потребностей, в социальной структуре, в социальной организации и управлении, в структуре времени и в жизненной среде общества, в образе жизни людей: повышение эффективности общественного производства и улучшение качества выпускаемой продукции; ликвидация существенных различий между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда; эффективная охрана окружающей среды; ликвидация антиобщественных явлений и т.п. В отличие от более развитых направлений прогнозирования в социологии относительно слабы исходные информационные массивы, необходимые для построения динамических рядов, значительно ниже уровень математизации исследований, что сужает возможность применения методов моделирования, существенно сложнее сами прогнозируемые явления, это приводит к уменьшению периода упреждения, вообще диапазона между кратко- и долгосрочными прогнозами, к преобладанию пока еще сугубо предварительных, ориентировочных, преимущественно качественных оценок, сравнительно слаба еще и организационная база социологического прогнозирования. В России разработкой таких прогнозов занимается лишь несколько отделов различных научных учреждений и сравнительно незначительное число исследователей. Требование комплексности социально-экономических прогнозов заставляет подтягивать период упреждения, точность и конкретность количественных и качественных прогнозных оценок в социологии до стандартного уровня передовых в данном отношении общественных дисциплин. Социологи - прогнозисты пытаются компенсировать суженные возможности экстраполирования и моделирования расширением практики анкетирования, в частности совершенствованием методик опроса экспертов и развитием практики опроса населения специально в целях прогнозирования, что почти не встречалось до настоящего времени в других отраслях прогнозирования. Продолжая эту линию, необходимо позаботиться о форсировании математизации социологических исследований, что создаст возможность более широкого применения методов моделирования.

Одна из социальных проблем  – проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский  масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный  «точечный» характер. Таким образом, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления. Сложившийся в государственной системе образования и социальной защиты механизм решения проблемы нуждается в серьезной перестройке. Проблема в том, как от точечных инициатив перейти к решению проблемы в глобальном масштабе.

Обычный путь решения  подобного рода проблем — создание комплексных целевых программ, придание им приоритетного характера на определенный период, перестройка работы государственных органов. Но именно здесь возникает ряд проблем, без специальной проработки которых вся эта глобальная деятельность может принести сугубо отрицательные результаты.

В области сиротства  глобальных программ пока нет, но следует  ожидать, что момент начала интенсивной работы в этом направлении общественных и государственных структур близок, судя по активному освещению этой проблемы в СМИ, выступлению Президента РФ, обсуждению проблемы в Государственной Думе.

Поставленные в советское  время задачи глобальных изменений требовали осуществления крупномасштабных программ. И такие программы создавались. Многие из них реализованы, правда, весьма дорогой ценой, и принесли не совсем те результаты, на которые были рассчитаны. Однако большинство глобальных программ, особенно, в последние десятилетия советской власти, носило идеологический характер и практических положительных результатов не принесли.

Автор одной из наиболее популярных в мире книг по методам прогнозирования — Дж.Джонс, сопоставляя мнения авторитетов в сфере прогнозирования технических и человеко-машинных систем, пришел к выводу, что под прогнозированием следует понимать процесс «полагания начала изменениям в окружающей искусственной среде». Обычно эти изменения полагаются на основе благих побуждений, в том смысле, что каждый проектировщик стремится сделать мир лучше. Таким образом, за полагаемыми изменениями стоят ценности людей, их представления о «лучшей жизни» (часто кажущиеся им настолько самоочевидными, что нет необходимости в рефлексии по их поводу).

Возвращаясь к теме сиротства, отметим, что в ряде проектов по социальной адаптации воспитанников и выпускников  интернатных учреждений, авторы искренне полагали, что своими воздействиями  переделывают детей-сирот, формируют  у них новые личностные свойства и интеллектуальные характеристики. Социотехническая мегамашина детского дома заменяет «штучную» работу по воспитанию ребенка, который, кроме обучения, нуждается в стойкой эмоциональной привязанности, чувстве своей значимости для другого человека, способности определять собственную судьбу. Поэтому эффективная адаптация выпускников детского дома имела место там, где складывались устойчивые человеческие отношения между ними и их взрослыми наставниками.

Информация о работе Основы социального прогнозирования