Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:39, курсовая работа
Объект курсовой работы - взаимодействие специалиста социальной работы и клиента.
Предмет курсовой работы – особенности взаимодействия специалиста и клиента.
Цель курсовой работы - определить основные особенности взаимодействия социального работника и клиента.
Задачи курсовой работы:
1)определить сущность взаимодействия социального работника и клиента.
2)определить характер проблем и проблемы, возникающих при взаимодействии социального работника и клиента.
3)определить особенности взаимодействия социального работника и клиента.
Социальный работник, в отличие от непрофессионала, должен обладать не только современными знаниями из разных областей социальной науки, но и прочными навыками социальной работы. Он обязан уметь выслушать клиента, осознав суть его проблем, создать и поддерживать взаимодействие с клиентом до полного их разрешения, вовлекать его в активный процесс социальных действий, направленных на преодоление сложных жизненных ситуаций, находить правовые, информационные и иные решения, предоставлять социальные услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации и отдельных субъектов страны [1].
В зависимости от характера, отношений работника с клиентом, система социальной защиты может или укрепляться, или разрушаться. Несмотря на то, что между социальным работником и его клиентом устанавливаются партнерские отношения, по силе влияния на партнера более активной стороной является социальный работник, поскольку его действия и поступки имеют решающее значение для клиента и решения его проблем. В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. Однако формирование благоприятных для работы отношений с клиентом не всегда зависит от социального работника, поскольку субъективные характеристики клиента также оказывают существенное воздействие на их взаимоотношения. Объективно клиент социального работника заинтересован в установлении прочных, доброжелательных отношений с социальным работником, однако в меньшей степени, чем специалист: он знает, что, как бы он ни относился к социальному работнику, тот все равно обязан будет выполнить свой профессиональный долг. Иногда клиент использует свое преимущественное положение не на пользу дела [6].
Социальный работник является личностью, вступающей в определенные отношения в силу своих профессиональных обязанностей, и, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он обязан выполнить долг перед самим собой.
Свои обязанности социальный работник выполняет не только потому, что его деятельность нужна обществу, необходима клиентам, но и потому, что она необходима ему самому, поскольку отвечает его внутренним потребностям, способствует реализации его личностного потенциала. Деятельность социального работника протекает на глазах у людей и поэтому постоянно оценивается ими. Оценка деятельности социального работника выражается в отношении к нему со стороны окружающих людей — как участвующих в процессе социальной работы, так и не включенных в него.
Так же, одной из особенностей является эмоции во взаимодействии социального работника и клиента.
Встречаясь с трудностями адаптации клиентов к неблагоприятным условиям жизни, социальные работники переживают неблагоприятные эмоциональные состояния. Чаще всего, негативные эмоции вызывают у социальных работников трудности адаптации пожилых людей; детей-инвалидов, взрослых инвалидов, безработных, бывших заключенных.
Профессионал способен избегать переживание негативных ситуативных эмоциональных состояний. Социальные работники, освоившие механизм идентификации-обособления на уровне продуктивных технологий общения (через метод основного или глобального анализа проблем клиентов) использовали во взаимодействии с клиентами соучастную стратегию контакта. [1].
Таким образом, одной из важнейших особенностью взаимодействия социального работника и клиента является, то, что социальный работник в большей степени заинтересован в решение проблемы, нежели клиент. Так как для социального работника помощь клиенту - это не только работа, а еще и удовлетворение внутренних потребностей. Социальный работник обязан выполнить долг перед самим собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотрены основные аспекты во взаимодействии социального работника и клиента. Ключевой частью социальной работы является взаимодействие между специалистом по социальной работе и клиентом. Особенность данной деятельности заключается в том, что задачей специалиста является помочь клиенту научиться самостоятельно активизировать свои жизненные силы для преодоления возникающих трудностей. То есть перед специалистом стоит непростая задача – при минимальном вмешательстве в жизнь клиента, научить его максимально использовать свой потенциал в достижении поставленных целей. Однако для достижения этой цели необходимо наличие между специалистом и клиентом доверительных отношений. Социальный работник должен помочь клиенту избавиться от проблемы с помощью специальных методов: коммуникативное взаимодействие и социальная терапия. Так как в своей деятельности, социальный работник сталкивается с целым рядом проблемных ситуаций во взаимодействии со своим клиентом: нежелание клиента прикладывать собственные усилия для решения поставленных задач и его боязнь перед жизненными переменами. Для решения возникающих проблем социальный работник должен выбрать тип взаимоотношений: заключение соглашений или сотрудничество. При преодоление возникающих в ходе деятельности трудностей, специалист должен действовать, с одной стороны, не отступая от профессиональных принципов в социальной работе, с другой стороны, подходить к решению проблемы творчески. Специалист должен понимать, что его подопечный является такой же личностью как и он, следовательно должны учитываться индивидуальные особенности клиента, его потенциальные возможности, особенности характера. Специалист должен уметь налаживать с клиентом партнерские отношения, такие отношения, когда подопечный сам желает достичь максимального результата. Как профессионал, социальный работник несет профессиональную и моральную ответственность перед своим клиентом. Важным условием для установления таких отношений является совпадение желаемых результатов специалиста и клиента. Только при соблюдении данного условия, можно получить максимальный результат. Основными особенностями взаимодействия социального работника и клиента является, то, что социальный работник выполняет свои обязанности не только потому, что его деятельность нужна обществу, необходима клиентам, но и потому, что она необходима ему самому, поскольку отвечает его внутренним потребностям , способствует реализации его личностного потенциала.
Таким образом, можно констатировать, что поставленные задачи решены, и цель курсовой работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1.Научная литература:
1) «Теория социальной работы»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений; Фирсов М.В., Студенова Е.Г; М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2001.121-123стр.
2) «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»; Доброштанов В. М., С-П;«Санкт- Петербургский государственный университет технологии и дизайна», 2008.-65стр.
3) «Теория и методика социальной работы»; Гуслова М.Н. издательский центр «Академия».2007.-26-27 стр.
2.Электронные источники:
4) http://bugabooks.com/book/265-
5)http://kurs.ido.tpu.ru/
6) http://www.univer5.ru/
7) http://vpkla.ru/books/nevleva-
8) http://yourlib.net/content/
9)http://jenessi.net/soc_
10) http://www.pedlib.ru/Books/3/
Информация о работе Особенности взаимодействия социального работника и клиента