Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:33, реферат
Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» написан в переломную эпоху. В нем писатель выражает опыт времени через гиперболическую фантастику, которая выполняет важную эстетическую функцию; она помогает воспроизвести универсальную картину мира, создавая для этого высокую степень образного обобщения.
Целью моего исследования в данной проектной работе является выявление особенностей гиперболизма в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Ф.Рабле – великий французский писатель…………….………………3
Глава 2. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - крупнейший памятник
французского Ренессанса.………………………………………………………..4
Глава 3. Определение гиперболизма………………………………………..…………7
Глава 4. Роль гиперболизма в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»..……………….9
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………………….20
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Ф.Рабле
– великий французский писатель…………….………………3
Глава 2. Роман
«Гаргантюа и Пантагрюэль» - крупнейший
памятник
французского
Ренессанса.…………………………………………………
Глава 3. Определение
гиперболизма………………………………………..…
Глава 4. Роль гиперболизма
в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»..……………….9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Роман Ф.Рабле
«Гаргантюа и Пантагрюэль» написан
в переломную эпоху. В нем писатель
выражает опыт времени через гиперболическую
фантастику, которая выполняет важную
эстетическую функцию; она помогает
воспроизвести универсальную
Целью моего исследования в данной проектной работе является выявление особенностей гиперболизма в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Проектная работа
состоит из 4 глав, введения, заключения
и списка используемой литературы.В первой
главе представлен краткий очерк этапов
жизни писателя. Во второй главе представлен
краткий анализ исследуемого произведения.
Третья глава состоит из определения исследуемого
мною понятия – гиперболизма, и его отражения
в литературе и искусстве. В заключении
представлены выводы проведенного исследования.
Глава 1.
Ф.Рабле – величайший французский
писатель.
Крупнейшим представителем
французского гуманизма и одним
из величайших французских писателей
является Франсуа Рабле (1494 – 1553).
Он родился в Шиноне, в семье
зажиточного землевладельца и адвоката.
В молодые годы поступил во Францисканский
монастырь и до 1525г. пробыл монахом
в Фонте-Леконт, но вместо богословских
трудов изучал древних писателей
и юридические трактаты. Рабле
получил сан священника, но служебных
обязанностей не исполнял. С самого
начала Франсуа Рабле больше привлекали
науки, нежели духовные подвиги. Он изучал
латынь, греческий, читал Платона, вступил
в переписку с главою французских
гуманистов Гильемом Бюде. После конфликта
с монахами, которые были недовольны
его нефранцисканским образом жизни
("пусть не стараются люди необразованные
приобрести образование", - учил святой
Франциск), он покинул монастырь
и стал уделять больше времени
изучению медицины, а в 1532г. получил
должность врача лионского
Эпоха Возрождения
дала миру множество
Франсуа Рабле -
представитель французского Ренессанса,
хотя виднейшим представителем этой
эпохи его сделало одно художественное
произведение.
Глава 2.
Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- крупнейший памятник французского Ренессанса.
Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - крупнейший памятник французского Ренессанса. Роман писался на стыке эпох, во время перемен и потрясений, и отражает все противоречия и недочеты, существовавшие в жизни.Как основу для сюжета «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле взял старинную французскую народную сказку о великане Гаргантюа «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Главный интерес этой книги составляли ее широкая фольклорная основа и содержащаяся в ней явная сатира на фантастику и авантюрную героику старых рыцарских романов. Это привлекало Рабле, который решил использовать канву лубочного «Гаргантюа». «Гаргантюа и Пантагрюэль» был задуман как продолжение народной книги, сохраняющее в некоторой степени стиль и имитирующее наивную эпичность оригинала: тот же сюжет, те же великаны, но совершенно иной смысл.
Сам Рабле в предисловии к первой книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» сравнивает свое творение с ларцом, на котором сверху нарисованы «смешные и забавные фигурки», а внутри хранятся редкие снадобья, приносящие человеку немалую пользу. «Положим даже, вы там найдете вещи довольно забавные, если понимать их буквально, вещи, вполне соответствующие заглавию, и все же не заслушивайтесь вы пенья сирен, а лучше истолкуйте в более высоком смысле все то, что, как вам могло случайно показаться, автор сказал спроста».
В своей книге
Рабле рассматривает ряд
Не менее важная
проблема, рассматриваемая Ф.Рабле,
– это неудовлетворяющая
На примере Телемского аббатства (телема в переводе с греческого - желание) Ф.Рабле показывает свои идеалы устройства общества. Отставляя в сторону нравы Средневековья, Рабле рисует свою картину устройства общества – Телемское аббатство, на дверях которого написан единственный принцип жизни телемитов: «Делай, что хочешь». Эта картина утопична. Но Рабле говорит о том, что в любом человеке есть свой внутренний ценз, порядочность. И когда человек попадает туда, где все разрешено, где свобода, то его порядочность не даст ему совершить плохих поступков.
В Пантагрюэле Ф.Рабле выразил свой идеал монарха и человека. Пантагрюэль не похож ни на одного из реально существующих монархов. В начале книги он – великан, в середине превращается в обычного человека. Он – универсальный человек, образ большой французской нации.
Плут и транжира Панург, перед которым встает вопрос: жениться ему или не жениться, ибо он очень боится остаться «рогатым», задает этот вопрос многим представителям «учености», и каждый дает ему мудрые советы, которые на самом деле нелепы и глупы до невозможности. Рабле разворачивает целую галерею личностей, среди которых богослов, врач, философ и юрист. Но после консультаций Панург вместе с Пантегрюэлем решили ехать в Китай к Оракулу Божественной Бутылки.
Это путешествие Панурга и Пантагрюэля похоже на «Плавание Святого Брендана» и на поиски Святого Грааля. По дороге герои останавливаются в разных удивительных странах, населенных невероятными существами и претерпевают ряд приключений.
В первой части описываются два ярких эпизода. Первый – это «панургово стадо», мотив его заимствован у итальянца Фоленго. Такую же шутку проделал герой его поэмы «Бальдус». Этот эпизод полон иронии и тонко характеризует психологию Панурга. Второй – описание бури и поведения пассажиров корабля во время нее – Пантегрюэля, Панурга, Брата Жана, Эпистемона. Корабль тонет, и всплывают черты, раскрывающие образы этих героев.
С каждой главой усиливаются сатирические аллегории, направленные на уклад католической церкви. Остров, где царствует враждебный всему естественному Постник, который приводит на память притчу о Физисе и Антифизисе. Антифизис (Противоестество) плодит детей, ходящих вверх ногами, а так же монахов, христопродавцев, «святош», «неуемных кальвинистов, женевских обманщиков», бесноватых «путербеев» и «прочих чудищ, уродливых, безобразных и противоестественных. А с самого Постника Рабле нарисовал портрет типичного фанатика.
Далее следовали острова Папефигов (показывающих фигу папе, т.е. кальвинистов) и папоманов. Некогда папефиги были веселы и богаты, но однажды их угораздило показать папе фигу, и тогда папоманы вторглись на их остров и разорили его. Зато папоманы чувствуют себя отлично. Они покланяются папским Декреталиям. Как известно, сборник папских постановлений, носящий это название, односторонним решением пап был объявлен источником канонического права, и именно Декреталии санкционировали всякого рода вымогательства курии; благодаря их «златекучей энергии» Франция ежегодно отдавала Риму в виде дани четыреста тысяч дукатов.
Последняя книга
романа писалась по черновикам Рабле
после его смерти его учениками.
В ней много аллегорий и резких нападок
на церковь. Герои приплывают к Оракулу
Божественной Бутылки. Вердикт Оракула
– «Пить», означающий наслаждаясь поглощать
знания, символизирует у Рабле дух Возрождения,
который сравнивается с возгласом Гаргантюа
«Лакать!» в начале книги, символизирующим
утоление жажды как физиологической потребности
организма, символизирующей Средневековье.
Глава 3.
Определение гиперболизма.
Сатира - одна из самых ярких особенностей художественного гения реалиста Рабле, а гиперболизм– одно из орудий его сатиры. Гиперболизм является излюбленным литературным прием Рабле.
Гипе́рбола (из др.-греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры, гротеск т. п. Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией.
Гиперболизм — древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Гиперболизм присущ комедиям Аристофана и Плавта. К гиперболизму охотно прибегало средневековое искусство. Роман Ф. Рабле написанный в форме сказки-сатиры. Автор саркастически изображает каждого из представителей схоластической науки, религиозные распри и самых церковников, с жизнью которых был хорошо осведомлен еще со времени пребывания в монастырях.
Рабле широко использует аллегорию для изображения как положительных, так и отрицательных общественных явлений.
Опираясь на фольклорные источники, автор создал образы людей, жадных к знаниям и к самой жизни. Огромный рост Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэля были олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности на самопожертвование ради обиженных.
Великаны-короли создавали законы, направленные на благосостояние своего народа.
Сатира и гиперболы Рабле не абстрактные, они опираются на реальную подпочву. В литературе периода Возрождение довольно распространенной была тема путешествий, в основе которых лежали реальные события. Рабле использует эту тему для своих сатирических аллегорий, которые иногда изменяются сугубо фантастическими описаниями.
В разделе о Пушистых котах автор разоблачил алчных и жестоких чиновников-судей, деятельность которых основана на отрицательных человеческих чертах: «У нас здесь учат того, чего самые никогда не учили!.. У нас здесь бьют и учат того, чего самые никогда не учили!.. У нас здесь бьют и приказывают при этом смеяться!.. У нас здесь признаются в том, чего никогда не совершали, не творили и совершаться-творить не думали!».
Рабле в гротескной форме проводит мысль, которая основой всего существующего есть плоть, материя, которая высочайшим критерием в оценке мира есть близость к природе. То, что противостоит этому суждению,- отвратительное и безобразное.
Важным эпизодом
произведения является рассказ о
пребывании путешественников на острове
царицы Квинтэссенции, которая употребляла
в пищу лишь абстракции, категории,
мечты, шарады, антитезы и просеивала
свое время через большое, красивое
решето. Франсуа Рабле высмеял
лжезнания и полнейшую
В борьбе со средневековой
реакцией Франсуа Рабле использовал
все возможные формы
Информация о работе Особенности гиперболизма в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»