Особенности гиперболизма в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:33, реферат

Краткое описание

Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» написан в переломную эпоху. В нем писатель выражает опыт времени через гиперболическую фантастику, которая выполняет важную эстетическую функцию; она помогает воспроизвести универсальную картину мира, создавая для этого высокую степень образного обобщения.
Целью моего исследования в данной проектной работе является выявление особенностей гиперболизма в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Ф.Рабле – великий французский писатель…………….………………3
Глава 2. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - крупнейший памятник
французского Ренессанса.………………………………………………………..4
Глава 3. Определение гиперболизма………………………………………..…………7
Глава 4. Роль гиперболизма в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»..……………….9
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности гиперболизма (8).docx

— 55.59 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

  

Введение…………………………………………………………………………...2 

Глава 1. Ф.Рабле – великий французский писатель…………….………………3 

Глава 2. Роман  «Гаргантюа и Пантагрюэль» - крупнейший памятник  

французского  Ренессанса.………………………………………………………..4 

Глава 3. Определение гиперболизма………………………………………..…………7 

Глава 4. Роль гиперболизма в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»..……………….9 

Заключение……………………………………………………………………….19 

Список литературы…………………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Роман Ф.Рабле  «Гаргантюа и Пантагрюэль» написан  в переломную эпоху. В нем писатель выражает опыт времени через гиперболическую  фантастику, которая выполняет важную эстетическую функцию; она помогает воспроизвести универсальную картину  мира, создавая для этого высокую  степень образного обобщения.

Целью моего исследования в данной проектной работе является выявление особенностей  гиперболизма в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Проектная работа состоит из 4 глав, введения, заключения и списка используемой литературы.В первой главе представлен краткий очерк этапов жизни писателя.  Во второй главе представлен краткий анализ исследуемого произведения. Третья глава состоит из определения исследуемого мною понятия – гиперболизма, и его отражения в литературе и искусстве. В заключении представлены выводы проведенного исследования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Ф.Рабле – величайший французский  писатель. 

Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним  из величайших французских писателей  является  Франсуа Рабле (1494 – 1553). Он родился в Шиноне, в семье  зажиточного землевладельца и адвоката. В молодые годы поступил во Францисканский монастырь и до 1525г. пробыл монахом  в Фонте-Леконт, но вместо богословских трудов изучал древних писателей  и юридические трактаты. Рабле  получил сан священника, но служебных  обязанностей не исполнял. С самого начала Франсуа Рабле больше привлекали науки, нежели духовные подвиги. Он изучал латынь, греческий, читал Платона, вступил  в переписку с главою французских  гуманистов Гильемом Бюде. После конфликта  с монахами, которые были недовольны его нефранцисканским образом жизни ("пусть не стараются люди необразованные приобрести образование", - учил святой Франциск), он покинул монастырь  и стал уделять больше времени  изучению медицины, а в 1532г. получил  должность врача лионского госпиталя. Кроме того, Ф.Рабле изучал в Риме римские древности и лекарственные  травы. После этого он состоял на службе у Франциска I, практиковал как врач, путешествуя по Франции, и получил степень доктора медицины, затем снова вернулся в монастырь.

 Эпоха Возрождения  дала миру множество знаменитых  имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов. Художники-гуманисты усматривали  объект своего творчества в  изображении человека, его чувств, умственных способностей и качеств,  так как и сами художники  этой выдающейся эпохи тоже  были неординарными личностями. Можно даже сказать, что эпоха  создавала человека нового времени,  а человек создавал эпоху.

Франсуа Рабле - представитель французского Ренессанса, хотя виднейшим представителем этой эпохи его сделало одно художественное произведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - крупнейший памятник французского Ренессанса. 

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - крупнейший памятник французского Ренессанса. Роман писался  на стыке эпох, во время перемен  и потрясений, и отражает все противоречия и недочеты, существовавшие в жизни.Как основу для сюжета «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле взял старинную французскую народную сказку о великане Гаргантюа «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Главный интерес этой книги составляли ее широкая фольклорная основа и содержащаяся в ней явная сатира на фантастику и авантюрную героику старых рыцарских романов. Это привлекало Рабле, который решил использовать канву лубочного «Гаргантюа». «Гаргантюа и Пантагрюэль» был задуман как продолжение народной книги, сохраняющее в некоторой степени стиль и имитирующее наивную эпичность оригинала: тот же сюжет, те же великаны, но совершенно иной смысл.

Сам Рабле в  предисловии к первой книге «Гаргантюа и Пантагрюэль»  сравнивает свое творение с ларцом, на котором сверху нарисованы  «смешные и забавные фигурки», а внутри хранятся редкие снадобья, приносящие человеку немалую  пользу. «Положим даже, вы там найдете вещи довольно забавные, если понимать их буквально, вещи, вполне соответствующие заглавию, и все же не заслушивайтесь вы пенья сирен, а лучше истолкуйте в более высоком смысле все то, что, как вам могло случайно показаться, автор сказал спроста».

В своей книге  Рабле рассматривает ряд проблем  современной жизни общества и  выражаеает свои взгяды на различные  стороны жизни. Педагогика в культуре Ренессанса играла очень большую роль, так как  этот период – время научного подхода и открытий, пришедших на место слепой вере, это время воспитание нового человека с новым образом мыслей. В трудах Леонардо Бруни, Верджерио, Дечембрино, Гварини была разработана целая система новой педагогики, была основана школа в Мантуе, которую называли «домом радости». Один из персонажей - король Грангузье поручил решение вопроса воспитания Гаргантюа схоластикам и богословам сорбоннского типа, людям старой культуры и старой науки, для которых главный метод обучения – «зубрежка», в результате которой Гаргантюа выучил азбуку наизусть в обратном порядке всего лишь за 5 лет и 3 месяца.  Бедный Гаргантюа стал заметно глупеть и на смену учителям-схоластикам пришли гуманисты.  И здесь Рабле в очень яркой форме раскрывает свои идеалы. Воспитание по Рабле – это не только умственное, но и физическое образование,  чередование различных дисциплин и отдыха, а так же не насильственное «вдалбливание» дисциплин, а свободное обучение, воспринимаемое учеником с радостью. Схоластки, будучи представителями старого мира, душили на корню новые идеалы, вот поэтому-то так жестоко осмеивает их Рабле, выставляя на посмешище их умственную немощь, издеваясь над их человеческими слабостями.

Не менее важная проблема, рассматриваемая Ф.Рабле, – это неудовлетворяющая политика феодализма. Рассмотрена она в сюжете войны Гранузье и Пирохла. Поводом для нападения войска Пирохла на утопийцев стали неподеленные плюшки. Война в романе – это возможность показать не только отрицательные черты существующего строя, но, главным образом, изобразить тип правителя.  Что представляет собой Пирохл?  Это король-феодал, король в старом стиле, далекий от гуманизма и других передовых идей, это варвар, который принимает только идею грубой силы. Ему противопоставлен Грангузье – полная противоположность: добрый король, который заботится о славе и о благе своих подданных. Оба портрета крайность, но отдельные черты обоих королей можно найти в любом из правителей европейских государств. Из чего ясно, что Рабле, не отвергающий принципа монархии, не видит достойного короля и достойной системы правления ни в одном из реально существующих государств.

На примере  Телемского аббатства (телема в переводе с греческого -  желание) Ф.Рабле  показывает свои идеалы  устройства общества. Отставляя в сторону нравы Средневековья, Рабле рисует свою картину устройства общества – Телемское аббатство, на дверях которого написан единственный принцип жизни телемитов: «Делай, что хочешь». Эта картина утопична. Но Рабле говорит о том, что в любом человеке есть свой внутренний ценз, порядочность. И когда человек попадает туда, где все разрешено, где свобода, то его порядочность не даст ему совершить плохих поступков.

В Пантагрюэле  Ф.Рабле выразил свой идеал монарха  и человека. Пантагрюэль не похож ни на одного из реально существующих монархов. В начале книги он – великан, в середине превращается в обычного человека. Он – универсальный человек, образ большой французской нации.

Плут и транжира Панург, перед которым встает вопрос: жениться ему или не жениться, ибо  он очень боится остаться «рогатым», задает этот вопрос многим представителям «учености», и каждый дает ему мудрые советы, которые на самом деле нелепы и глупы до невозможности. Рабле  разворачивает целую галерею личностей, среди которых богослов, врач, философ и юрист. Но после консультаций Панург вместе с Пантегрюэлем решили ехать в Китай к Оракулу Божественной Бутылки. 

Это путешествие  Панурга и Пантагрюэля похоже на «Плавание Святого Брендана»  и на поиски Святого Грааля. По дороге герои останавливаются в разных удивительных странах, населенных невероятными существами и претерпевают ряд приключений.

В первой части  описываются два ярких эпизода. Первый – это «панургово стадо», мотив его заимствован у итальянца Фоленго. Такую же шутку проделал герой его поэмы «Бальдус». Этот эпизод полон иронии и тонко характеризует психологию Панурга. Второй – описание  бури и поведения пассажиров корабля во время нее – Пантегрюэля, Панурга, Брата Жана, Эпистемона. Корабль тонет, и всплывают черты, раскрывающие образы этих героев.

С каждой главой усиливаются сатирические аллегории, направленные на уклад католической церкви. Остров, где царствует враждебный всему естественному Постник, который приводит на память притчу о Физисе и Антифизисе. Антифизис (Противоестество) плодит детей, ходящих вверх ногами, а так же монахов, христопродавцев, «святош»,  «неуемных кальвинистов,  женевских обманщиков», бесноватых «путербеев» и «прочих чудищ, уродливых, безобразных и противоестественных. А с самого Постника Рабле нарисовал портрет типичного фанатика.

Далее следовали  острова Папефигов (показывающих фигу папе, т.е. кальвинистов) и папоманов. Некогда папефиги были веселы и богаты, но однажды их угораздило показать папе фигу, и тогда папоманы вторглись на их остров и разорили его. Зато папоманы чувствуют себя отлично. Они покланяются папским Декреталиям. Как известно, сборник папских постановлений, носящий это название, односторонним решением пап был объявлен источником канонического права, и именно Декреталии санкционировали всякого рода вымогательства курии; благодаря их «златекучей энергии» Франция ежегодно отдавала Риму в виде дани четыреста тысяч дукатов.

Последняя книга  романа писалась по черновикам Рабле  после его смерти его учениками. В ней много аллегорий и резких нападок на церковь. Герои  приплывают к Оракулу Божественной Бутылки. Вердикт Оракула – «Пить», означающий наслаждаясь поглощать знания, символизирует у Рабле дух Возрождения, который сравнивается с возгласом Гаргантюа «Лакать!» в начале книги, символизирующим  утоление жажды как физиологической потребности организма, символизирующей Средневековье. 
 
 
 
 

Глава 3. Определение гиперболизма. 

Сатира - одна из самых ярких особенностей художественного  гения реалиста Рабле, а гиперболизм– одно из орудий его сатиры. Гиперболизм является излюбленным литературным прием Рабле.

Гипе́рбола (из др.-греч. ὑπερβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры,  гротеск т. п.  Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией.

Гиперболизм — древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Гиперболизм присущ комедиям Аристофана и Плавта. К гиперболизму охотно прибегало средневековое искусство. Роман Ф. Рабле написанный в форме сказки-сатиры. Автор саркастически изображает каждого из представителей схоластической науки, религиозные распри и самых церковников, с жизнью которых был хорошо осведомлен еще со времени пребывания в монастырях.

Рабле широко использует аллегорию для изображения как  положительных, так и отрицательных  общественных явлений.

Опираясь на фольклорные источники, автор создал образы людей, жадных к знаниям и  к самой жизни. Огромный рост Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэля были олицетворением их безграничных знаний, чрезвычайной образованности, благородства чувств, искренности, доброты и способности  на самопожертвование ради обиженных.

Великаны-короли создавали законы, направленные на благосостояние своего народа.

Сатира и гиперболы  Рабле не абстрактные, они опираются  на реальную подпочву. В литературе периода Возрождение довольно распространенной была тема путешествий, в основе которых  лежали реальные события. Рабле использует эту тему для своих сатирических аллегорий, которые иногда изменяются сугубо фантастическими описаниями.

В разделе о  Пушистых котах автор разоблачил алчных и жестоких чиновников-судей, деятельность которых основана на отрицательных  человеческих чертах: «У нас здесь  учат того, чего самые никогда не учили!.. У нас здесь бьют и учат того, чего самые никогда не учили!.. У нас здесь бьют и приказывают при этом смеяться!.. У нас здесь признаются в том, чего никогда не совершали, не творили и совершаться-творить не думали!».

Рабле в гротескной форме проводит мысль, которая основой  всего существующего есть плоть, материя, которая высочайшим критерием  в оценке мира есть близость к природе. То, что противостоит этому суждению,- отвратительное и безобразное.

Важным эпизодом произведения является рассказ о  пребывании путешественников на острове  царицы Квинтэссенции, которая употребляла  в пищу лишь абстракции, категории, мечты, шарады, антитезы и просеивала свое время через большое, красивое решето. Франсуа Рабле высмеял  лжезнания и полнейшую оторванность от реального мира.

В борьбе со средневековой  реакцией Франсуа Рабле использовал  все возможные формы комического, среди которых - сатирический гротеск. Писатель всегда смеется, так как  это - его испытанное оружие.

Информация о работе Особенности гиперболизма в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»