Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 20:39, реферат
Молодёжные субкультуры очень распространённое, особенно в последнее время, явление. Мы постоянно сталкиваемся с ними, фактически они являются частью нашей жизни. Я сама не являюсь членом какой-либо молодёжной субкультуры, однако часто сталкивалась с этим явлением, т.к. некоторые из моих друзей, либо состоят, либо состояли в этих объединениях. Поэтому я попытаюсь изложить суть молодёжных неформальных объединений, их установки, цели которые они преследуют, их стремления, функции и т.д.
Но если можно так выразиться, видов неформальных молодёжных объединений существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, готы и т.д.), их, как правило, составляет молодежь.
Введение........................................................................................................................3
Глава 1 Понятие молодежной субкультуры……………………………………..5
Глава 2 Причины возникновения молодежной субкультуры………………...8
Глава 3 Основные виды молодежных субкультур………………………...…..14
3.1 Металлисты.
3.2 Отаку.
3.3 Хиппи.
Глава 4 Факторы, определяющие специфику российской молодежной субкультуры…………………………………………………………………...........20
Заключение………………………………………………………………………....22
Список литературы…………………………………………………
Министерство образования и науки РФ
Шахтинский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Южно-Российский
(Новочеркасский политехнический институт)»
Факультет ГНИУ
Кафедра ГСН
Направление Социология
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Социология»
Выполнила студентка: группы 1-9 Еремина К.Ю.
Работу принял: к.с.н., доц. Кузьменко Н.Ф.
Шахты – 2012 г.
План
Введение......................
Глава 1 Понятие молодежной субкультуры……………………………………..5
Глава 2 Причины возникновения молодежной субкультуры………………...8
Глава 3 Основные виды молодежных субкультур………………………...…..14
3.1 Металлисты.
3.2 Отаку.
3.3 Хиппи.
Глава 4 Факторы, определяющие
специфику российской молодежной субкультуры…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Молодёжные субкультуры очень распространённое, особенно в последнее время, явление. Мы постоянно сталкиваемся с ними, фактически они являются частью нашей жизни. Я сама не являюсь членом какой-либо молодёжной субкультуры, однако часто сталкивалась с этим явлением, т.к. некоторые из моих друзей, либо состоят, либо состояли в этих объединениях. Поэтому я попытаюсь изложить суть молодёжных неформальных объединений, их установки, цели которые они преследуют, их стремления, функции и т.д.
Но если можно так выразиться, видов неформальных молодёжных объединений существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, готы и т.д.), их, как правило, составляет молодежь.
Кроме того, я считаю, что эта тема очень актуальна в наши дни. Феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов, педагогов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых. Неформальные объединения, по сути, целая система, это своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря, это государство в государстве требующее очень глубокого изучения.
Все это обусловило выбор темы и ее основные направления исследования.
Я не ставлю своей задачей детальный анализ деятельности каждого объединения - такой анализ должен быть предметом специальных исследований.
Цель моего реферата: комплексный анализ понятия «молодежная субкультура».
Поставленная цель определила целесообразность решения следующих задач:
- дать понятие молодежной субкультуры;
- выявить причины возникновения молодежной субкультуры;
-определить систему принципов
молодежной субкультуры с
- дать характеристику основным видам молодежной субкультуры;
- выделить факторы, определяющие специфику российской молодежной субкультуры.
Моя работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Понятие молодежной субкультуры
Попробуем разобраться, так что такое молодежная субкультура.
В начале данной главы считаю целесообразным остановиться на истории понятия.
Само понятие «субкультура»
сформировалось в результате
осознания неоднородности
В 1950 году американский социолог Дэвид Риcмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур.
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».
Теперь рассмотрим непосредственно определение молодежной субкультуры.
Субкультура (лат. Sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие в социологии, антропологии и культурологи — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Феномены молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались в науке как "девиации", а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной социализации ребенка. Однако современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят довольно либеральный характер.
Термин «молодежная субкультура» несет совсем иной смысл. Под ним понимается культура, создаваемая самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих целей молодежная субкультура не преследует, более того, она не стремится себя афишировать. Под термином «неформальные молодежные объединения» понимаются группы (объединения), которые образуются независимо от желаний и намерений взрослых и являются результатом соответствующих действий самих молодых людей. Неформальные молодежные объединения можно определить как группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей, вне зависимости от того, совпадают или противоречат их интересы интересам общества. Такие объединения создаются добровольно и в свободное время. Одной из их функций является обеспечение свободного социального пространства для экспериментирования. Неформальные молодежные объединения формируются не столько ради заранее заданных целей, сколько ради самих себя. В данном случае ценен прежде всего прямой контакт со сверстниками.
В термине «молодежное объединение» обычно опускается определение «формальное», из-за чего его нередко путают с «неформальным», что ведет к неразберихе и смысловому непониманию. Между тем формальное молодежное объединение создается для молодых людей извне. Как правило, взрослые придумывают идею, цели, структуру и т.д. для этих объединений и организуют вступление в них молодежи.
Итак, молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.
Глава 2 Причины возникновения молодежной субкультуры
Появление и оформление молодежной субкультуры как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму. Оно сопровождалось выработкой нового мировосприятия, получившего название «постмодернизм». Человек благодаря развитию науки и техники стал осознавать себя самого творцом. Это он теперь мог создавать себя, а также свое окружение. Принципами существования человека оказались захват и присвоение. Чтобы соответствовать индустриальному сообществу, люди должны нивелироваться, а общение между ними - ритуализироваться, деиндивидуализироваться, поскольку в этом залог формирования и утверждения массового общества, необходимого эре развитой индустрии.
Итак, почему возникают субкультуры?
Наиболее распространенным является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить новое поколение действенной идеологией.
Помимо этого, возникновение молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:
По оценкам некоторых исследователей около 50% молодежи в возрасте до 30 лет входит в неформальные объединения; в группы асоциального характера — примерно 9%. Если общественные организации и незарегистрированные общественные объединения приводят свою нормативно-ценностную структуру в соответствие с официально регламентируемой, то неформальные молодежные группы подчеркнуто развивают собственную субкультуру, основные черты которой — замкнутость и альтернативность.
Мотивы вхождения и пребывания в неформальной группе следующие: совместные развлечения —45% опрошенных, просто желание провести свободное время — 42%, отсутствие взрослых и контроля— 34%, необычные приключения и переживания — 31%, общие интересы с членами группы — 29%,возможность поговорить с теми, кто тебя понимает — 27%; 23% опрошенных ответили, что члены группы «очень интересные ребята», у 9% иные побуждения. Таким образом, мотивы достаточно традиционны. Но в то же время внешние причины вхождения в группы весьма показательны: 43% — внутреннее одиночество и желание найти друзей, 31% — «все надоело», 16% — ссоры с родителями, 11% — конфликты в школе, на работе (с преподавателями, начальством), 10% не верят взрослым и разочарованы в окружающих, 9% протестуют против формализма и лжи, 12% «просто не знали, как жить дальше».
В качестве причин «ухода в андеграунд», молодёжь называет:
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию. Соотношения между "главной" культурой и "отклонениями" пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах.
Однако марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодежные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений. Близки к марксистским взгляды сторонников теории социального конфликта. Теоретики социального действия делают акцент на поведении личности в ее контактах с другими. В этом понимании субкультуры рассматриваются как система, регулирующая осуществление интересов и потребностей молодежи в обществе.