Особенности подготовки социальных работников в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования курсовой работы - рассмотреть особенности подготовки социальных работников в России и за рубежом, выявить проблемы и пути их решения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие исследовательские задачи:
- изучить состояние системы подготовки социальных работников;
- раскрыть опыт подготовки социальных работников в России и за рубежом;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Состояние системы подготовки социальных работников 8
1.1Общепринятые требования к подготовке социальных работников 8
1.2 Проблемы подготовки социальных работников 11
2 .Опыт подготовки социальных работников в России и за рубежом 17
2.1 Зарубежный опыт подготовки социальных работников 17
2.2 Система подготовки социальных работников в России как решение основных проблем 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Корнева Алёна ЭС-201,курсовая .docx

— 49.20 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы

 

Студент Корнева Алена Алексеевна

Группа   ЭС-201 

 

1.Тема работы: Особенности подготовки социальных работников в России и за рубежом.  Утверждена распоряжением кафедры Социальной работы и социологии от 22.11.2012 г. №1260-2

2.Исходные данные к работе:

3.Перечень вопросов подлежащих исследованию:

4.Срок сдачи студентом законченной работы «_1__» _____мая ______ 2014г.

 

Научный руководитель    ___________ О.И. Спесивцева

Задание принял к исполнению «_4_» ___марта________ 2014г.

Студент      ___________ А.А. Корнева

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

Корнева А.А. Особенности подготовки социальных работников в России и за рубежом.  – Челябинск: ЧелГУ, 2014.- 32 с. Библ. – 17 наимен.

В курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты состояния системы подготовки социальных работников, раскрывается содержание  опыта подготовки социальных работников в России и за рубежом 

В заключении сделаны выводы что существует проблема влияния западной модели преподавания социальной работы, есть общие подходы к формам подготовки социальных работников, данная система ещё далека от совершенства.

 

                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              5    

1.Состояние системы подготовки  социальных работников                               8                                  

             1.1Общепринятые требования к подготовке социальных работников     8     

             1.2 Проблемы подготовки социальных работников                                11

2 .Опыт подготовки социальных работников в России и за рубежом            17

              2.1   Зарубежный опыт подготовки социальных работников                  17

          2.2 Система подготовки социальных  работников в России как решение основных проблем                                                                                                 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            31

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа - сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями. Проблемой является несовершенство системы подготовки специалистов по социальной работе в России.

В современных условиях возникает необходимость формирования гибкой распределенной системы дополнительного пожизненного образования, с помощью которой человек может непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки которые позволяют быть профессионально мобильным и творчески активным человеком.

Перед нашим обществом все острее стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы от того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации. Основным фактором конкурентоспособности организации, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, то есть уровень профессионализма и творчество работников.

Глубинным для системы обучения специалистов по социальной работе выступает противоречие между необходимостью их массовой подготовки и совершенно уникальными качествами, которыми должен обладать человек, занимающийся этой деятельностью. Эта проблема усугубляется еще и тем, что стремительно развивающаяся как профессия социальная работа испытывает острый недостаток в квалифицированных специалистах, несмотря на то, что на сегодняшний день переподготовка специалистов по социальной работе осуществляются на базе 100 государственных, а также большого числа негосударственных образовательных структур. В российских высших учебных заведениях ведутся исследования в области повышения эффективности подготовки и переподготовки социальных работников, где наряду с постоянным улучшением качества подготовки специалистов, можно выделить и ряд проблем. В частности, в содержании профессиональной подготовки не всегда учитывается общее и специфическое в социальной работе, компонент общечеловеческой культуры и регионально-этические особенности. В процессе обучения недостаточно внимания уделяется практическому обучению, недостаточно разработаны содержательные и методические основы практической подготовки специалиста.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема курсовой работы является актуальной для исследования.

 Научные разработки проблемы  связаны с особенностями подготовки социальных работников в России и за рубежом, и представлены в исследованиях следующих ученых:  Агошкова О.В.,  Гришанова Н.А., Закатова И., Иванов А.Г., Кремнева Т., Малькова З.А., Письменная Е.Е.,  Поддубная Т.Н.,  Романов П.В., Туринский В., Филатова Е.В., Фокин В.А., Фокин И.В., Черемошкина Л.В., Чернышова Н., Шишкина О.В., Шмелёва Н.Б.,  Шерон Б., Ярская-Смирнова Е.Р.

Объект исследования курсовой работы – состояние системы подготовки социальных работников  в России и за рубежом.

Предмет исследования курсовой работы - проблемы подготовки социальных работников.                               

Цель исследования курсовой работы - рассмотреть особенности подготовки социальных работников в России и за рубежом, выявить проблемы и пути их решения.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие исследовательские задачи:

 -  изучить  состояние системы подготовки  социальных работников;

-  раскрыть  опыт подготовки  социальных работников в России  и за рубежом;

- систематизировать рекомендации  по решению проблем подготовки  социальных работников в России  и за рубежом. 

Нами  были использованы следующие научные методы: анализ научной литературы, описание, обобщение, систематизация.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Во введении даётся  актуальность курсовой работы, степень научной разработанности проблемы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, краткое содержание работы.

В первой главе «Состояние системы подготовки  социальных работников» раскрыты  общепринятые требования к подготовке социальных работников, проблемы подготовки социальных работников.

Во второй главе «Опыт подготовки социальных работников в России и за рубежом» проанализирован зарубежный опыт подготовки социальных работников, система подготовки социальных работников в России.

 В заключении даны основные понятия, общие выводы по работе.

Курсовая работа написана на 31 странице,  список литературы составляет 17 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние системы подготовки  специалистов по социальной работе

1.1. Общепринятые требования  к подготовке специалистов 

по социальной работе

Единого международного набора требований к обучению и аттестации социальных работников не существует. Каждая страна определяет свой набор требований по отношению подготовки специалистов по социальной работе [1. с.79-84].

Для начала, остановимся на такой важной проблеме, как отбор и поступление молодежи в учебное заведение для получения профессии социального работника. Мировой опыт показывает, что во всех странах существует строгий отбор контингента на профессию социального работника. В Норвегии, например, от соискателей требуется соответствующий уровень знаний и опыт практической работы в органах социального обеспечения, дополнительная теоретическая и профессиональная подготовка являются факторами, которые принимаются во внимание при решении вопроса о приеме соискателей в учебные заведения.

В Дании высок уровень безработицы среди социальных работников, поэтому критерии отбора поступающих очень жесткие: требуются знания датского и английского языков и, по крайней мере, девятимесячный стаж работы по специальности штатным работником, существует также и возрастной ценз. В Италии и Испании нижняя возрастная граница - 18 лет, и многие абитуриенты приходят учиться социальной работе прямо со школьной скамьи, без опыта практической работы.

В Португалии предпочтение отдается претендентам, окончившим школы при университетах, ориентированные на социальные науки. Минимальный возраст поступающих - 18 лет, при этом предпочтение отдается мужчинам. В Греции предпочтение также отдается мужчинам. В Турции принимается равное количество мужчин и женщин, собеседование проясняет психологическую пригодность и мотивацию поступающих, чтобы отобрать лучших людей для обучения профессии социального работника.

В Швейцарии, для того, чтобы быть принятым, необходимо успешно закончить 12 классов школы и иметь не менее года практической работы, кроме этого, знать два официальных языка страны, понимать диалекты, которые отличаются от письменного языка, обязательным считается знание одного иностранного языка, умение хорошо считать и печатать; предпочтение отдается обычно людям, более старшим по возрасту и с большим профессиональным и жизненным опытом.

Лишь в немногих странах, например, в Швеции и Финляндии отсутствуют радикальные требования к претендентам в индивидуально-психологическом плане; индивидуальные качества соискателей не влияют на решение вопроса о приеме их в учебные заведения, поскольку в этих странах всегда было достаточно рабочих мест в области социальной работы, и у выпускников имеются широкие возможности выбора будущей карьеры.

Таким образом, большинство стран, входящих в Международную ассоциацию школ социальной работы, предъявляют к претендентам на обучение социальной работе целую систему определенных требований, что в свою очередь влияет на более эффективную переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестов на слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника.

В России к претендентам на приобретение профессии не предъявляется вышеперечисленных требований. Каждый желающий пройдя вступительные экзамены, может приобрести данную специальность.

Рассмотрим содержательную сторону переподготовки специалистов по социальной работе, например в Канаде и Соединенных Штатах Америки, действует шестиуровневая шкала профессиональной квалификации: два уровня до-профессиональной подготовки и четыре уровня – профессиональной переподготовки. Подготовка основывается на непрерывной системе обучения. На двух до-профессиональных уровнях готовят помощников в области социальной работы (диплом средней школы) и специалистов системы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарных наук) или студентов, специализирующихся в социальных услугах по программе бакалавра. На профессиональном уровне переподготовки четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики).

Несмотря на значительные различия в подходах к социальной работе и ее преподаванию, учебные планы обычно включают в себя общие элементы - практическую подготовку, социологические и психологические концепции человеческого поведения и социального окружения, информацию о социальной политике, социальном обеспечении в стране и методах социальной работы. В зависимости от уровня курса подготовки в программу иногда включается информация о методах оценки социальных программ и социальной практики.

Разногласия относительно учебных планов подготовки социальных работников и реализации этих планов характерны для многих стран. Некоторые практики критикуют систему подготовки социальных работников за ее чрезмерный академизм, что, по их мнению, увеличивает разрыв между практиками и специалистами, преподающими социальную работу в учебных заведениях.

Информация о работе Особенности подготовки социальных работников в России и за рубежом