Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 13:33, курсовая работа
Целью моей работы является попытка охарактеризовать отношение современного общества к лицам с нарушениями интеллекта путем анкетирования различных групп населения.
Задачи:
•Перечислить мнения ?авторов?;
•Представить результаты анкетирования различных групп населения Санкт-Петербурга Шипициной Л.М.;
•Изложить результаты собственного исследования.
ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА
ВВЕДЕНИЕ
Умственно отсталых людей в нашем обществе воспринимают по-разному: одни люди к ним совершенно равнодушны, другие испытывают к ним жалость и, как правило, индифферентны, третьи (самая немногочисленная группа), участливы. Существующее стереотипное представление об психической и интеллектуальной неполноценности обрекает таких людей а полную изоляцию: их редко можно встретить в обществе. Кроме того, общество мало информировано о них.
Объект: возможность адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями в современной России.
Предмет: отношение общества к лицам с нарушением интеллекта.
Целью моей работы является попытка охарактеризовать отношение современного общества к лицам с нарушениями интеллекта путем анкетирования различных групп населения.
Задачи:
Невежество, страх, равнодушие и предрассудки — социальные факторы, приведшие к изоляции людей с нарушениями интеллекта и задержке их развития. Из-за большинство людей с интеллектуальными нарушениями предпочитают никогда не покидать свои дома-интернаты, а те из них кто живёт с родителями, зачастую проводят своё время дома.
Их изоляция привела к тому, что многие люди пугаются, встречаясь с ними. А ведь именно неинформированность общества, его агрессия по отношению к умственно отсталым, отношение к ним как к заразным, не позволяя своим детям играть с ними, провоцирует их на ответную реакцию — всплеск агрессии.
Вот показательный случай, произошедший на одной из детских площадок Москвы и получивший огласку во «всемирной паутине»:
«Недавно наблюдала на детской площадке такую картину. Несколько мам гуляют с детками 3-5 лет, дети носятся, мамы мирно беседуют. Приходит другая женщина с девочкой примерно того же возраста. Девочка-даун. Те мамы хватают детей в охапку и уносятся со скоростью звука, хотя тот ребенок вел себя абсолютно спокойно, кажется, даже, вообще, никакого интереса к тем детям не проявил. Мне стало безумно жаль ту женщину с девочкой. Пришла домой, рассказала мужу. На что он мне ответил, что тоже вряд ли бы захотел, чтобы наш ребенок общался с психически нездоровыми детьми, хотя бы потому, что маленькие дети любят "обезьянничать" и могут несознательно копировать поведение больного ребенка и такие дети могут быть агрессивными. Конечно, высказывать такое явное "фи" он не стал бы, но тем не менее. Да и для таких детей существуют специализированные учреждения, детские сады, школы, интернаты. За ними нужен особый присмотр, воспитание и т.д....Я так подумала и решила, что все-таки я бы тоже постаралась оградить своего ребенка от такого контакта, только бы сделала это более тактично - не убегать с той же площадки, сломя голову, а просто спокойно отойти в сторону, ну, а если уже дети как-то заинтересовались друг другом, то, может, дать какое-то время им немного поиграть под чутким присмотром взрослых.
Ваши мнения»1. Я не буду выносить сюда результаты форума, но если обобщить все прочтённые мною комментарии, то можно сделать вывод, что участницы форума мало информированы об этих детях, они не против, чтобы их дети «НЕМНОГО поиграли» с такими детьми, но «ТОЛЬКО» под присмотром родителей.
Эта отчужденность общества возникла уже очень давно.
Еще в своем романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго описывал Квазимодо, у которого «в увечном теле оскудевал и разум». «С первых же своих шагов среди людей он почувствовал, а затем и ясно осознал себя существом отверженным, оплёванным, заклейменным» (В. Гюго, 1977. С. 152).
Святитель затворник Феофаний писал в своих трудах: «Идиоты? Так ведь они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путём растёт и может так статься, что не они, а мы, просвещенные, станем похуже их идиотами».
В процессе воспитания у людей складывается стандартное представление о норме: «мы нормальные, если одинаковые». Но ведь одинаковых людей нет, каждый человек уникален и не похож на другого. Большинство людей с интеллектуальными нарушениями наивны, добры, доверчивы и т.д. В статье С. Станкинай « Казнить нельзя миловать» ( Семья и школа, 1998, №8) описан вопиющий случай: «молодой человек с умственной отсталостью, выйдя из автобуса, обернулся и подал руку выходившей за ним девушке. А девушка взглянула на него и, брезгливо отдернув руку, сказала: «Отойди, урод!» Какую же обиду почувствовал этот юноша?!»2.
Внедрение умственно отсталых людей в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих об их жизни, особенностях, проблемах.
На
развитие личности любого человека, и
в особенности инвалида с интеллектуальными
нарушениями, влияет не только его
окружение: родители, родственники, педагоги
и воспитатели, но и обычные обыватели,
с которыми инвалиды с интеллектуальной
недостаточностью сталкиваются в повседневной
жизни: в поликлинике, транспорте, магазинах
и т. д.3 Поэтому от отношения всех
этих категорий зависит возможность социальной
интеграции этой многочисленной группы
людей в общество.
Информированность общества о людях с интеллектуальными нарушениями.
Для того, чтобы оценить это отношение было предложено ответить на вопросы анкет, разработанных ректором Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, академиком Российской академии менеджмента в образовании, Международной кадровой академии ЮНЕСКО, Нью-Йоркской академии наук, доктором биологических наук, профессором Шипицыной Л.М., трём группам людей: обывателям, педагогам, родителям детей с нарушениями интеллекта.
Анкета
№1 касалась информированности этих
групп людей о людях с
В анкетировании приняли участие 3 группы респондентов по 20 человек в каждой:
Мною
было проведено аналогичное
Результаты
исследования были представлены автором
в виде диаграмм. Для удобства сравнения
я построила аналогичные
Из
диаграмм (см. приложение №3) видно, что
при ответе на 5 вопрос анкеты №1 сектор
«Нет» имеет самые высокие
показатели у респондентов Москвы и
Санкт-Петербурга. Это говорит о
том, что все опрошенные категории
граждан считают уровень
По
ответам на вопрос № 6 анкеты №1 видно,
что основными источниками
В вопросах же законодательства, самыми просвещенными являются учителя (60% - Санкт-Петербург, 75% - Москва). Что же касается родителей, то из диаграмм видно, что менее чем 50% знакомы с законодательно-правовой базой (25% - Санкт-Петербург, 30% - Москва), что говорит о необходимости просветительской работы с ними. Основным источником информации в этом случае могут стать учителя. Обыватели, в жизни не сталкивающиеся с этой проблемой и не интересующиеся ей, с законодательством о защите прав инвалидов не знакомы.
Учителя, работающие в сфере коррекционной педагогики с такими людьми, лучше всех респондентов информированы о наличии в Санкт-Петербурге и Москве служб и организаций, оказывающих помощь людям с интеллектуальными нарушениями. Подавляющее число родителей и обывателей практически ничего не знают об этих организациях.
При ответе на 9 вопрос анкеты №1 (см. приложение №1) Шипицыной Л.М. был выявлен интересный факт: 20% петербургских педагогов не написали ни одного названия организации, хотя в предыдущем вопросе был получен 100% о знании таких организаций. В Москве такого факта обнаружено не было.
Многие же организации, написанные педагогами Санкт-Петербурга и Москвы известны им по работе ( воспитанники участвовали в каком-либо мероприятии).
Большинство педагогов
знают о существовании
Отношение разных категорий населения к людям с интеллектуальными нарушениями
В
плане изучения социальной адаптации
лиц с нарушениями интеллекта
требуется учет отношения общества
к внедрению в него людей с
интеллектуальными
По полученным результатам анкетирования видно, что подавляющее число респондентов Москвы и Санкт-Петербурга относятся положительно к указанной категории населения. Например, среди обывателей Санкт-Петербурга 35% равнодушно относятся к таким людям, и только 10% - отрицательно. В Москве же ситуация немного иная: 45% и 25% соответственно. Среди педагогов Санкт-Петербурга имеется 10% равнодушных и один — отрицательно относящийся. Против 5% и 0 соответственно в Москве.
Большинство из опрошенных отмечают у людей с интеллектуальными нарушениями ряд положительных качеств: доброжелательность, работоспособность, упорство. Среди отрицательных качеств респондентами Москвы и Санкт-Петербурга особенно были отмечены: недостаток инициативы, недоверие к окружающим. Примерно четверть обывателей не знают никаких положительных качеств у умственно отсталых, считают их агрессивными.
В ответе на 8 вопрос анкеты №2 (Приложение №2) видно, что опытные педагоги Санкт-Петербурга разделились на 2 полюсные группы. Москвичи же «к общему мнению» по этому вопросу не пришли. Такой разброс во мнениях может быть связан со знанием специфики нарушения таких людей.
Педагоги Санкт-Петербурга не хотели бы видеть умственно отсталых своими соседями по квартире (75%), коллегами (55%) и подчиненными (45%). 45% педагогов не имеют ничего против общения своих детей с такими людьми.
Учителя Москвы, в свою очередь, не хотят видеть умственно отсталых своими подчиненными (70%), коллегами (70%). 50% не против иметь такого соседа по дому и 55% за их общение со своими детьми.
Подавляющий
процент родителей Москвы и Санкт-Петербурга,
знакомых с положительными и отрицательными
качествами людей с интеллектуальными
нарушениями, относятся положительно
к любым вариантам
Ответы обывателей преимущественно носили отрицательный и равнодушный характер, что позволяет сделать вывод, что общество пока не готово к близкому соседству с такими людьми.
Несмотря
на большой разброс результатов
анкетирования, большинство респондентов
Москвы и Санкт-Петербурга не видит ничего
негативного в общении с такими людьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1
АНКЕТА
№14:
взрослых
детей
инвалидов
Информация о работе Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта