Оциальная поддержка женщин в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель исследования – проанализировать место женщины в сфере занятости, проблематику этого вопроса в российском обществе и распланировать, как помочь женщинам в сфере занятости.
Задачи:
- определить роль и место женщины в сфере занятости;
- рассмотреть существующие проблемы трудоустройства женщин;

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Женщина в сфере занятости
1.1 Существующие проблемы трудоустройства женщин
1.2 Социогендерные особенности женской занятости в России
Глава 2. Социальная поддержка женщин в сфере занятости
2.1 Проектирование социальной поддержки женщин в сфере труда и занятости
2.2 Социальные аттитюды к женскому бизнесу .
2.3 Женская занятость и карьера как объект социальной политики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач чод.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)
  1.  
    женская занятость, образование, конкурентоспособность;
  2.  
    социальное здоровье женщины.

 
Женский вопрос, по нашему мнению, является одним из приоритетных в российской социальной политике. В основе любой концепции улучшения положения женщин должно лежать не представление о том, что плохо в нынешнем положении женщины и какие изменения мы хотели бы видеть, а понимание причин нынешнего неблагоприятного положения женщин и реальных возможностей, механизмов и рычагов их устранения или смягчения последствий. В самом общем виде эти причины достаточно очевидны. Это, во-первых, свойственная любой экономике тенденция привлекать женскую рабочую силу в период экономического роста и вытеснять ее с рынка рабочей силы в периоды спада. Во-вторых, дискриминация женщин по причине предубеждений. В-третьих, объективная конкурентоспособность женщин на рынке труда. Соответственно, понимание этих трех факторов, их взаимоотношений и их сложности определяет стратегии и реальные возможности улучшения положения женщин. Любая государственная политика в отношении женщин может складываться только из трех компонентов, в том или ином сочетании: компенсация их объективно сложного положения на рынке труда; борьба с дискриминацией женщин и меры по повышению женской конкурентоспособности на рынке труда [43]. Следует отметить, что в современных условиях меры государственного принуждения, в том числе и законодательного, не заставят работодателей поступать вопреки собственным интересам.  
 
Чтобы работодатель принял на работу женщину, он должен быть либо уверен, что на данном рабочем месте она будет работать лучше, чем мужчина, либо она будет соглашаться на дискриминацию: заведомо более низкую оплату труда, сексуальные домогательства на рабочем месте. В противном случае предпочтение в большинстве случаев отдается мужчинам в силу ряда объективных причин, связанных с их более высокой мобильностью на рынке труда, отсутствием большинства социальных льгот, которыми пользуются женщины, а также некоторых традиционных установок, связанных с патриархальными стереотипами. В результате такого неблагоприятного положения женщин на рынке труда можно выделить два направления государственной политики содействия женской занятости: 

  •  
    прямая компенсация неблагоприятного положения женщин;
  •  
    меры по повышению объективной конкурентоспособности женщин на рынке труда.

 
При этом нужно исходить из реальных требований современного рынка труда и реальных возможностей и потребностей государства. Возможности государства здесь состоят в прямом создании новых рабочих мест в государственной структуре, а также в стимулировании развития рынка новых услуг, необходимых для развития экономической и социальной жизни.  
 
Несомненно, что во всех этих сферах решающая роль принадлежит государству, возможности которого ограничены, поэтому материальные ресурсы необходимо направлять со строгим отбором и учетом положительных или отрицательных эффектов тех или иных мер, которые нужно тщательно дифференцировать по срокам выполнения. Очевидно, что некоторые меры не принесут быстрого результата, так как направлены на долгосрочные цели. Меры по прямой поддержке, напротив, рассчитаны на непосредственный, но непродолжительный эффект. С определенного периода удельный вес этих мер необходимо изменять, смещаясь от мер, приносящих быстрый, но недолгий результат, к мерам, вызывающим продолжительный устойчивый эффект. 
 
Все меры по изменению ситуации на рынке труда должны исходить из анализа реальных причин низкой конкурентоспособности женщин. В качестве таких причин Л.В.Бабаева [5] отмечает следующие:

  1.  
    На протяжении десятилетий женщины были полностью вписаны в патерналистскую модель социальной защиты, разрушенной в последние годы, которая гарантировала им право на труд и систему социальных льгот;
  2.  
    Большинство женской рабочей силы было сконцентрировано в областях народного хозяйства, финансирующихся из бюджета, работа в этих отраслях носила чаще всего низкоквалифицированный либо рутинный характер, приводивший к дисквалификации. Кроме того, секторы экономики с наибольшей концентрацией женщин, как правило, не являлись приоритетными;
  3.  
    На рынке труда женщины традиционно пассивны, менее склонны к профессиональной мобильности, большее внимание уделяют социальному комфорту на рабочем месте, чем профессиональной самореализации и карьере;
  4.  
    У женщин в большей степени, чем у мужчин, формальное образование не соответствует реальной квалификации и запросам рынка труда (частично это связано с выполнением женщиной репродуктивной функции, занимающей продолжительное время);
  5.  
    Двойная занятость женщин – выполнение служебных обязанностей и обязанностей по дому; 
  6.  
    В обществе существуют сильные предубеждения насчет «должного» и «возможного» места женщин.

 
На устранение или смягчение действия этих факторов и должны быть направлены меры государственной социальной политики. 
 
Совершенно очевидно, что финансовые возможности государства сегодня очень ограничены. Поэтому шансы на успех будет иметь только такая политика, которая, во-первых, будет дифференцирована, то есть будет предусматривать различным социальным группам максимально эффективные меры помощи. Эта политика должна максимально ориентироваться на возможности косвенной помощи, гораздо менее дорогостоящей. Необходимо учитывать то, что в экономике называется синергетическим и мультипликационным эффектом, то есть различные меры взаимно усиливают эффект друг друга. В российских условиях шансы на успех будут иметь прежде всего такие меры, которые помогают женщинам, одновременно содействуя общему прогрессу экономики через развитие сферы малого и среднего бизнеса. К сожалению, в настоящее время такие меры зачастую носят декларативный характер и на практике либо не реализуются совсем, либо реализуется их небольшая часть. Поэтому сейчас особенно важна детальная разработка механизмов содействия женской занятости, которые помогли бы реализовать на практике эту концепцию.  
 
Как уже отмечалось Л.В.Бабаевой [5], одной из причин низкой конкурентоспособности женщин в период напряженности на рынке труда являются социальные льготы. К сожалению, для повышения конкурентоспособности придется отказаться от некоторых льгот. Имеет смысл оставить те льготы, профинансировать которые в состоянии само государство без потерь для работодателя, кроме того, предоставлять некоторые виды льгот на равных основаниях как женщинам, так и мужчинам (например, оплачиваемый больничный по уходу за ребенком).  
 
Необходимо тем не менее помнить о социальных льготах по защите здоровья матери и ребенка. В последнее время грубо нарушаются санитарные и другие нормы женского труда, поэтому нужен строгий контроль со стороны государства за соблюдением норм по охране здоровья работающих женщин. Как уже отмечалось, специфические меры по охране труда могут лишь усугубить ситуацию, сложившуюся на рынке труда, с другой стороны, эта ситуация угрожает здоровью нации, поэтому существует необходимость не в охране именно женского труда, а в создании нормальных условий труда в целом. Для этого следует разрабатывать правовые и экономические меры воздействия на предприятия, имеющие недостатки в профилактике и обеспечении безопасных условий труда. 
 
Что касается «женских аспектов» охраны труда, то их было бы нецелесообразно возлагать на предприятия. Больший эффект могут дать косвенные меры: установление госзаказа на разработку и производство средств механизации труда женщин, техники и технологии, учитывающие психофизиологические особенности женского организма. Такая программа в современных российских условиях могла бы привлечь льготные кредиты и прямые субсидии международных организаций и одновременно загрузить работой отечественные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Позже приобретение таких средств предприятиями можно стимулировать с помощью системы налоговых льгот.  
 
Важным направлением государственной социальной политики является нефинансовая поддержка семьи, в рамках которой особое значение приобретает институт социальной работы. Для определенных категорий женщин (матери-одиночки, малолетние матери, матери с детьми-инвалидами, матери с маленькими детьми) желательным является сокращение рабочего дня на добровольной основе с выплатой пособия на ребенка. Следует подчеркнуть, что эта мера не носит исключительно благотворительного характера, наряду с решением демографической проблемы стимулирования рождаемости она помогает снизить напряженность на рынке труда. Следует также обратиться к западному опыту работы по «гибкому графику», а также работы на дому. Такая мера будет выгодна не только женщине, но предприятию, так как позволит сократить крупную статью расходов, связанную с содержанием помещений. Это также может быть выгодно и государству в связи с высвобождением площадей для использования их в других целях.  
 
В силу традиционно сложившейся системы разделения труда и особенностей профессионального поведения женщин, в современных условиях их профессиональная квалификация и образование не соответствуют структуре вакансий, отражающих спрос. Однако переобучение женщин в соответствии с требованиями рынка может не принести ожидаемых результатов, если не будет сопровождаться специальными мерами, помогающими женщинам преодолеть собственную пассивность на рынке труда (одной из таких мер является социальное обучение, позволяющее человеку с максимальной эффективностью использовать свой личностный ресурс, а также создание профессиональных клубов для обмена опытом, информационных и консультативных центров).  
 
В связи с этим возрастает роль женских общественных организаций. На сегодняшний день популярность этих организаций невысока. Поэтому необходима государственная поддержка организаций, оказывающих реальное содействие женской занятости. Важную роль в этом случае могут сыграть женщины, уже достигшие успеха в сфере бизнеса. Ретрансляция этими женщина своего опыта «в живую» может оказаться эффективнее профессиональной консультации. Для женщин, предпочитающих работать по найму, нужны специализированные программы переподготовки, учитывающие особенности женской психологии и специфики поведения на рынке туда, а также в каждом отдельном случае социально-психологический тип женщин и их установок по отношению к профессиональной деятельности. Особые программы требуются, по-видимому, и для женщин с маленькими детьми. Здесь, так же как и в бизнесе, требуется информация об имеющихся возможностях, о первых шагах, которые нужно предпринять, чтобы изменить свою профессиональную жизнь, о том, как общаться с работодателем и эффективно искать работу, а также возможность установить контакт с женщинами, достигшими успеха. Неформальное общение в профессиональных кругах может изменить активность женщин на рынке труда наиболее органично. Это быстро скажется в изменении их профессионального поведения и, соответственно, в изменении отношения к женщинам как профессионалам. Можно предположить, что при традиционной склонности женщин к солидарности и взаимопомощи подобная практика через некоторое время выровняет их возможности с возможностями мужчин.  
 
Еще одним направлением социальной политики содействия занятости в настоящее время является субсидирование и поддержка работодателя, сохраняющего или открывающего рабочие места. К сожалению, эта поддержка чрезвычайно слаба не только в плане отсутствия ресурсов, но также и в силу отсутствия экономических и правовых механизмов реализации социальных программ.  
 
Все вышеперечисленные меры тесно взаимосвязаны и требуют комплексного подхода, это отмечается в работах Л.В.Бабаевой [5, 6, 7]. В случае успеха каждая из этих мер способна усилить эффект других. Так, рост женского бизнеса и женской самозанятости с потенциалом расширения дела уже сам по себе будет создавать новые рабочие места. Переподготовка женщин в массовых профессиях, если она будет осуществляться неформально и с учетом реальных потребностей региональной экономики, может быстро повысить экономическую эффективность региональных предприятий, так как предоставит в их распоряжение квалифицированную рабочую силу. 
 
Опыт женских общественных и профессиональных организаций оказывается полезным для снятия социальной и психологической напряженности в связи с потерей работы, а также приводит к снижению зависимости от государственного патернализма. Все меры (краткосрочного и среднесрочного характера) необходимы, но проблему они не решают. 
 
Основная причина неблагоприятного положения женщин в системе разделения труда – сильное запаздывание нашего общества в переходе к постиндустриальной фаза. До тех пор пока в стране не будет развита инфраструктура деловых услуг, информационного обслуживания, пока не сложится разнообразная и дифференцированная система образования, дошкольных и внешкольных учреждений, частично освобождающая женщину от «двойной занятости» и одновременно готовящая образованных и адаптивных к современности людей, не может идти речи об экономическом развитии и инвестициях западного капитала в Россию [23]. Создание условий для такого перехода должно стать приоритетным направлением экономической и социальной политики государства. Именно эти меры, как показывает зарубежный опыт, открывают наилучшие возможности для приложения женского труда. 
 
Долгосрочные меры по улучшению положения женщин неотделимы от мер по развитию основ постиндустриального общества. Безусловно, говорить о формировании подобного общества в наших условиях не реально, однако первые шаги по стимулированию его создания нужно делать уже сегодня. Это касается прежде всего информатизации нашего общества, не только в плане распространения компьютеров, но также и внедрения единой компьютерной сети, позволяющей почерпнуть массу информации. Информационно закрытое общество, каким на сегодняшний день является российское, представляет собой идеальную среду для монополизма, посредничества и развития бюрократизма. 
 
Государство должно взять на себя формирование рынка информационных услуг. От государства, прежде всего, требуется содействие в проведении широкой программы изучения реальных информационных потребностей различного типа потребителей (органов государственного управления различных уровней, коммерческих организаций и т.п.). Также оно должно позаботиться об открытости информации, которая должна быть доступна для различных государственных и частных информационных центров и служб. Здесь необходим строгий законодательный контроль, так как во всем мире информация, произведенная на деньги налогоплательщиков, является их собственностью. Необходим также специальный закон об информации, определяющий какая информация является общедоступной. Государственные органы могут также выступать и в роли заказчика информации. Именно государственные заказы помогут в становлении малого информационного бизнеса. Подобная политика, в случае успеха, сможет поднять культуру и эффективность управления, стимулировать создание цивилизованного рынка, облегчить международные деловые связи. Одновременно информационный бизнес достаточно быстро может стать нишей для женщин, имеющих высокий образовательный потенциал, вытесняемых в настоящий момент с рынка труда. Второе направление перехода к постиндустриальному обществу – стимулирование малого и среднего бизнеса в сфере услуг (деловых, бытовых, образовательных). В мире, как уже упоминалось, имеется большой опыт государственного содействия формированию малого и среднего бизнеса, в том числе и с помощью косвенных мер [6].  
 
Учитывая особенности поведение женщин на рынке труда, важной формой их вовлечения в информационный бизнес и в систему обслуживания может быть и организация специальных кооперативов, пользующихся льготами в той мере, в которой они будут осуществлять функцию социальной защиты [56]. Такой подход предполагает изменение налоговой, кредитной и иной политики в сторону, благоприятствующую среднему и малому бизнесу. Все эти меры обеспечат на только необходимую качественную трансформацию экономической и социальной жизни, но и изменят структуру рынка рабочей силы, создав долгосрочные гарантии для оптимальной занятости женщин и использования их образовательного потенциала в психологически комфортных для них условиях [3]. При выполнении многих функций постиндустриального общества, связанных с организацией межличностного общения, образовательного процесса, с обработкой информации, общая культура оказывается более важной, чем специализированные профессиональные знания. Наконец, множество функций по обработке информации можно выполнять дома или в другом месте в удобное время, что наряду с развитой системой торговли и бытовых услуг позволяет женщине успешнее сочетать семейную и производственную роль.  
 
Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, может формироваться лишь в результате самонадеянности людей и групп – поставщиков и потребителей товаров и услуг. Ничто не может быть более чуждо самим основам этого общества, чем попытки строить его «сверху», по мнению Л.В.Бабаевой [5]. Именно поэтому наша страна так задержалась с переходом в эту стадию. Но государство должно создать условия для ускорения этого процесса. Существует еще один важный фактор, определяющий государственную политику содействия женской занятости, – это дифференцированный подход к поддержке различных групп. Существуют различные подходы к определению типологии трудовой и профессиональной ориентации женщин как на основе отношения к профессиональной деятельности, так и на основе нескольких критериев. Важно, что среди женщин отчетливо выделяются разные по своим ориентациям типы, и вкладывать средства в их профессиональную переподготовку имеет смысл только с учетом этих различий.  
 
Используя систему социальных льгот и пособий, одним женщинам лучше предоставить возможность находиться дома с детьми более длительное время, ослабляя напряжение на рынке труда; для других создать с помощью косвенных мер поддержки возможности для самореализации, третьим помочь в переквалификации или получении дополнительной профессиональной подготовки, позволяющей занять место в профессиональной нише, не сулящей больших возможностей для продвижения и высоких заработков, но позволяющей с относительным комфортом исполнять роль «работающей матери» и т.п. Строить единообразную систему социальной поддержки, не учитывающую эти различия, бесполезно. Нужно разработать систему психологического тестирования с целью выявления социально-профессиональной ориентации женщин и систему типовых стратегий поддержки женщин, принадлежащих к различным типам. 
 
Для реализации данного подхода необходима заинтересованность конкретных социальных служб (служба занятости, министерство труда и социального развития) и организаций по поддержке малого и среднего бизнеса (комитет по поддержке малого и среднего бизнеса) в реализации данной программы. Соответственно, программа должна быть разработана и принята этими организациями совместно и осуществляться путем комплексного использования их ресурсов, как финансовых, так и остальных, при поддержке местных органов. Вообще, все эти шаги малоэффективны и формальны, если осуществляются не на местном уровне, наиболее приближенном к реальным условиям, а лишь в общем без учета особенностей региона.

 

Заключение.

В России вопрос о полноправии женщин никогда не ставился во главу угла. Их часто используют на тяжелых, малооплачиваемых и непрестижных работах; применение женской рабочей силы в нашей стране достаточно ограничено, а становление женщины в качестве полноправного субъекта рынка труда наталкивается на неготовность российского общества реализовать его. Это проявляется в том, что государственная политика не учитывает реальной ситуации и игнорирует особенности женской рабочей силы.

В силу этого женщины еще больше оказываются занятыми семейными делами, что, в свою очередь, отражается на производственных отношениях: возникает безработица «с женским лицом», а поиски новых рабочих мест сопряжены с большими трудностями. Но женщина не может полностью посвятить себя семье, так как этот труд не оплачивается. Постепенно женщины превращаются в маргинальную группу (они и не в семье, и не на работе).

Возникает противоречие между необходимостью становления женщины в качестве полноправного субъекта рынка труда и нежеланием властных структур разрешить этот вопрос, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.

На протяжении десятилетий в период нынешней структурной перестройки у женщин гораздо чаще, чем у мужчин, профессиональная квалификация не соответствовала структуре вакансий, отражающих спрос. Это происходило в силу разделения труда и особенностей профессиональной жизни женщин, традиционно сложившихся в истории России. Женщины чаще всего были заняты в тех сферах, где преобладал труд, не требующий специального образования или профессиональной подготовки. Исключение составляют немногие отрасли, например, сфера образования.

Сегодняшняя ситуация в сфере занятости не позволяют женщинам в полной мере реализовать свои профессиональные амбиции и выступать конкурентоспособной силой на рынке труда. Тендерная дискриминация в этой сфере продолжает сохраняться.

Противоречивые процессы формирования и функционирования рынка труда приводят к разным результатам в сфере занятости женщин. Это напрямую зависит от различий в оплате труда, уровня образования, социального статуса, возможностей организации времени.

Управление занятостью женщин требует применения новых методов и подходов с учетом социального развития России. Одним из приоритетных направлений повышения эффективности управленческих стратегий является развитие и расширение профессионального переобучения и переподготовки женщин в соответствии с социально-экономическими требованиями. При этом очевидным является тот факт, что выделение дополнительных средств на организацию профессионального обучения женщин принесет ожидаемые результаты только в том случае, если будет сопровождаться специальными мерами, помогающими женщинам непосредственно при трудоустройстве.

 

Список использованной литературы.

1. Азимов Ч.Н. Гражданин. Предпринимательство. Закон. Харьков, 1995. 
 
2. Айслер Р. Чаша и клинок. М., 2005. 
 
3. Анурин В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // Социс. 1995. № 1. 
 
4. Архипова Н. Женщины России и рынок // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 1.  
 
5. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: Работа, политика, повседневная жизнь. М., 2000. 
 
6. Бабаева Л.В. Американские и российские женщины-предприниматели // Социс. 1998. № 8. 
 
7. Бабаева Л.В., Нельсон Л. Деловая активность женщин в новых экономических структурах // Социс. 1992. № 5. 
 
8. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщина в бизнесе // Социс. 1996. № 3. 
 
9. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Бизнес-элита в России: образ мышления и типы поведения // ЭКО. 1995. № 1. 
 
10. Балабанов С.С., Воронин Г.Л., Французова Л.Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Социс. 1993. № 2. 
 
11. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства: В 2 т. Томск, 1992. 
 
12. Безденежных Т., Суханов С. Женщины на рынке труда // Человек и труд. 1996. № 3. 
 
13. Бодрова В.В. Поведение женщин на рынке труда. М., 1994. С.41–44. 
 
14. Бунин И.Н. Новые российские предприниматели: 40 историй успеха. М., 1996. 
 
15. Бурдье П. Начала. М., 1994. 
 
16. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1995. 
 
17. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: Роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. 
 
18. Владимиров А. Может ли женщина быть преуспевающим предпринимателем // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 2. 
 
19. Воронина О. Женщина в мужском обществе // Социс. 1988. № 2. 
 
20. Воронина О. Женщина – друг человека? Образ женщины в массмедиа // Человек. 1990. № 5. 
 
21. Вулф Ж. Невидимая flaneuse: женщины и литература современности // Контексты современности. Казань, 1998. 
 
22. Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб., 1996. 
 
23. Гендерные аспекты социальной трансформации. М. 1996. 
 
24. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. 1992. № 11. С. 109. 
 
25. Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // МЭМО. 1993. № 6. 
 
26. Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лапша И.Н. Социальный портрет предпринимателя // Социс. 1992. № 10. 
 
27. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1992. 
 
28. Емельянов О.К. К социальному портрету отечественного предпринимателя // Российский экономический журнал. 1992. № 8. 
 
29. Женское предпринимательство: мотивации, положение и перспективы: Итоговый доклад по материалам исследований Департамента равных возможностей для Комиссии Европейского Сообщества. М., 1992. 
 
30. Женщины в меняющемся мире. М., 2000. 
 
31. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы М., 2005. 
 
32. Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 2006. 
 
33. Женщины России: проблемы адаптации и развития в новых экономических условиях: Сб. науч.-метод. материалов. Иваново, 1995. 
 
34. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социс. 1995. № 3. С.3. 
 
35. Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ 1917–1996. Сыктывкар, 1996. 
 
36. Калабахина И. Социальный пол и проблемы на рынке труда // Социальный пол и проблемы населения. М., 1995. 
 
37. Клюзина С.В. Проблемы развития женского предпринимательства // Социальная защита женщин: современные проблемы. Иваново, 1999. 
 
38. Козмецки Р. Женщины в бизнесе. СПб., 2003. 
 
39. Корель Л.В. Женщина и рынок: социальные угрозы и факторы риска // Общество и экономика. 1995. № 5. 
 
40. Локшина Э.Х., Часова Т.Д. Социально-экономические проблемы предпринимательства: адаптация женщин, организационное обеспечение. СПб., 1994. 
 
41. Лященко В., Толмачев А. Проблемы становления предпринимательства в условиях перехода регионов к рынку // Малый бизнес, рынок и общество. 1999. № 1, 2. 
 
42. Малышева М.М. Гендерная идентификация женщин в послевоенной и посткоммунистической России // Судьбы людей, Россия, ХХ век. М., 2009. 
 
43. Мезенцева Е. Женщины и социальная политика, М., 2002. 
 


Информация о работе Оциальная поддержка женщин в сфере занятости