Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 20:26, дипломная работа
Актуальность дипломной работы заключается в том, что особенности правового статуса военнослужащих определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Специфика работы военнослужащих состоит в особо сложных условиях труда в огромном риске для здоровья и жизни. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой службы или в случае потери трудоспособности они получат обеспеченную старость. Поэтому вполне логичным является обеспечение военнослужащих дополнительными социальными гарантиями и льготами. Военнослужащие вправе рассчитывать на дополнительную заботу со стороны общества и государства, в которой они особенно нуждаются в условиях экономического кризиса, инфляции, роста цен.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 4
1.1 Роль и значение пенсионного обеспечения в социальной защите лиц, военнослужащих и их семей 4
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих 7
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПОРЯДОК И НАЗНАЧЕНИЯ 11
2.1 Пенсия за выслугу лет 12
2.2.Пенсия по инвалидности 22
2 3. Пенсии по случаю потери кормильца 24
2.4 Право на несколько пенсий 27
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИИ 31
ВОЕННОСЛУЖАЩИМ 31
3.1 Исчисление пенсий 31
3.2 Назначение и выплата пенсий 34
3.3 Размеры военной пенсии и надбавки 38
3.4. Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
При этом семьи военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших.
Право на военную пенсию по случаю потери кормильца имеют:
а) нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, состоявшие на иждивении последних;
б) нетрудоспособные дети; нетрудоспособные родители и супруги, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию;
в) на льготных условиях:
· жены (мужья) лиц, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет;
· родители лиц, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
- дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на военную пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;
- отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;
- супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;
- дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Усыновители имеют право на военную пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные -- наравне с родными детьми.
Несовершеннолетние, имеющие право на военную пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при их усыновлении.
Отчим и мачеха имеют право на военную пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на военную пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми.
Пенсия по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи:
· военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины, устанавливается (в процентах от социальной пенсии по старости - с 1 апреля 2013 г. она составляет 3 692,35 руб.) в следующем размере в зависимости от причины смерти:
- вследствие военной травмы - 200%;
- вследствие заболевания, полученного в период военной службы - 150%.
· военнослужащего, проходившего военную службу в качестве офицера, прапорщика или мичмана или военную службу по контракту в Вооруженных Силах или других воинских формированиях РФ или СНГ, устанавливаются в следующих размерах:
- погибшего в результате военной травмы - 40% сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи (но не ниже 200% фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости);
- погибшего вследствие заболевания, полученного в период военной службы, - увечья (или заболевания), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), - 30% сумм денежного довольствия кормильца (но не ниже 150% фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости).
Военная пенсия по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы.
За последние годы принят ряд изменений в пенсионное законодательство, предусматривающих право на получение отдельными категориями граждан наряду с пенсией по случаю потери кормильца, трудовых пенсий по старости, по инвалидности, за выслугу лет.
С 1 января 2000 г. Федеральным законом от 01.06.1999 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предоставлено право на одновременное получение двух пенсий родителям военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 Закона № 4468-1 за исключением случаев, когда смерть наступила в результате их противоправных действий.
Им могут назначаться 2 пенсии: в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту жительства по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия по старости, инвалидности, за выслугу лет или социальная, и по случаю потери кормильца по Закону № 4468-1 по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились они на иждивении умерших (погибших) или нет.
Две пенсии по Закону № 4468-1 родителям погибших до 1 января 2008 г. не назначались. Например, родитель погибшего сам получает пенсию за выслугу лет по линии МВД России либо по линии Минобороны России. В случае гибели его сына - сотрудника органов внутренних дел или военнослужащего - назначение ему пенсии по случаю потери кормильца было возможно только при переходе на пенсионное обеспечение в территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Такая позиция ущемляла конституционные права граждан из числа бывших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.
С 1 января 2008 вступили в силу изменения в законодательство, предусматривающие право пенсионеров «силовых» министерств и ведомств на получение двух пенсии: по случаю потери кормильца за погибших при исполнении служебных обязанностей детей - сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, наряду с выплачиваемой им пенсией за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ № 4468-1.
В случае смерти инвалида вследствие военной травмы, для решения вопроса о назначении второй пенсии его родителям необходимо заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Кроме того, причинная связь может устанавливаться и учреждениями медико-социальной экспертизы, на которые постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 №805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» возложена обязанность определять причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
Вторая пенсия назначается по заявлению пенсионеров со сроков, предусмотренных ст. 53 Закона № 4468-1, но не ранее чем с 1 января 2000 г.
При назначении пенсии по случаю потери кормильца в пенсионные органы кадровыми подразделениями предоставляются соответствующие документы, перечень которых утвержден приказом МВД России от 27.05.2005 № 418 «Об утверждении Инструкции по организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Одним из требуемых документов является заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания с гибелью или смертью. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» определение у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти, с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) возложено на военно-врачебные комиссии (далее - ВВК).
При установлении причинной связи смерти сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья, ранения, контузии, заболевания с исполнением служебных обязанностей, ВВК выносится заключение в формулировке «военная травма».
Указанная формулировка дает право на основании ст. 30 Закона № 4468-1, на получение родителями погибшего пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях (мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет) в размере, предусмотренном п. «а» ст. 36 Закона № 4468-1, независимо от пенсии, получаемой в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту жительства.
В соответствии со ст. 7 Закона № 4468-1 вдовы погибших вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. По достижении возраста 50 лет им могут устанавливаться: пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской федерации», либо пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом от 15.122001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом РФ № 4468-1.
Вдовы, получающие пенсию в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, по вопросу назначения второй пенсии по случаю потери кормильца обращаются в кадровые подразделения по последнему месту службы погибшего сотрудника, военнослужащего, на которые приказом МВД России от 27.05.2005 № 418 возложена обязанность по сбору и представлению в пенсионные подразделения документов для назначения пенсии.
Для назначения пенсии по случаю потери кормильца для вдов погибших требуются документы аналогичные документам, перечисленным выше для назначения пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших сотрудников и военнослужащих. Так же как и родителям, для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо достижение установленного законодательством возраста для вдов - 50 лет. Если вдова получает пенсию по инвалидности и не достигла указанного возраста, то права на вторую пенсию она не имеет.
До 1 января 1996 г. Законом № 4468-1 на военно-врачебные комиссии обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечь или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) не возлагалась. Поэтому при решении вопроса о назначении пенсии вдовам погибших сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск до указанной даты возможно за основу принимать выводы заключения по результатам служебного расследования об обстоятельствах гибели или смерти. В случае неоднозначного толкования выводов, изложенных в заключении служебной проверки, материалы следует направлять на рассмотрение ВВК, которая по приказу МВД России от 27.05.2005 № 418 должна их рассматривать независимо от времени, прошедшего со дня смерти сотрудника или военнослужащего.
Пенсии, назначаемые военнослужащим, исчисляются из их денежного довольствия. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, повышаются:
1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 100 процентов размера пенсии, Героям Социалистического Труда - на 50 процентов размера пенсии. При этом лицам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или Героя Социалистического Труда, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию;
2) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Параолимпийских игр, чемпионам Сур олимпийских игр - на 50 процентов размера пенсии;
3) лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, - на 15 процентов размера пенсии;
4) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, определённого в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
5) лицам, которые в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года находились на военной службе не менее шести месяцев (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) проработали не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы Великой Отечественной войны, - на 16 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. При этом лицам, родившимся по 31 декабря 1931 года включительно, пенсии в соответствии с настоящим пунктом повышаются без истребования документов, подтверждающих прохождение военной службы в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года или стаж работы в период Великой Отечественной войны;